СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать понятие летописи, народные идеалы. Закрепление понятия летопись, знакомство с летописью о киселе, отработка выразительного чтения летописи, пересказа текста, развитие речи -  устное рисование

Просмотр содержимого документа
«Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.»

Урок 5 Древнерусская литература. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Цель: развивать понятие летописи, народные идеалы. Закрепление понятия летопись, знакомство с летописью о киселе, отработка выразительного чтения летописи, пересказа текста, развитие речи - устное рисование

Ход урока

1. Слово учителя. Ознакомительная лекция

«Повесть временных лет» — первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя — патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости

Материал для учителя

Домашнее задание после первого урока в таком случае может быть таким: прочитать сказания «Изобретение славянской грамоты», «Взятие Олегом Царьграда», «Смерть князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева» и другие — по выбору учителя и учащихся.

«Се повести времяньных лет,

откуду есть пошла Руская земля,

кто в Киеве нача первее княжити

и откуду Руская земля стала есть».

Нужно воспользоваться и наиболее адекватным переводом этого памятника древнерусской литературы на русский язык.

В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков с XI по XVIII век. «Полное собрание русских летописей», изданное Академией наук, составляет 30 больших томов. Ни одна европейская литература не обладает таким количеством летописей.

Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров.

Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится («нелепо кому видится»), «вся добраа и недобраа», «не украшая пишущаго».

В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Свод был два раза переработан и дополнен: в 1116 году Сильвестром по приказанию Владимира Мономаха и неизвестным автором в 1118 году по приказанию Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. «Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких рукописных сборниках, самый ранний из них — Лаврентьевская летопись (1377 год).

Название «Повесть временных лет» закрепилось в науке с XVIII века. В оригинале она имеет иное, более пространное название (см. его выше).

«Руская земля» упоминается два раза. Словосочетание это имело несколько разных значений, в том числе такие: территория, на которую распространялась власть киевского князя (Древнерусское государство — государство восточных славян); территория, занимаемая славянскими племенами; территория, занимаемая народами, исповедующими христианскую веру (русский народ — христиане). Оно обозначает Древнерусское государство, русский народ.

Словосочетание «времяньных лет» переводится обычно как «минувших лет». Это неточный перевод, он мешает понять истинный смысл названия.

Мы в наши дни ощущаем время как бесконечное, продолженное в будущее. Люди Древней Руси представляли время как нечто конечное. Оно прекратится тогда, когда Бог призовет всех на Страшный суд. Библия предлагала людям эсхатологический миф о конце света, и люди жили в пространстве этого мифа, принимая его как непреложную истину. Когда был создан мир, время началось; когда придет конец света, кончится и время. «Повесть временных лет» — это повесть о годах, когда живут люди и мир, сотворенный Богом, о годах, предшествующих Судному дню.

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.

Источниками «Повести временных лет» были ранее написанные литературные русские памятники и в отдельных случаях — переводные византийские, княжеские и монастырские архивы, народные предания и фольклорные произведения, рассказы очевидцев. В «Повести...» нашли отражение и личные впечатления ее авторов.

«Повесть временных лет» написана древнерусским языком, доступным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославянской.

Основа летописи — хронология: погодные записи, то есть записи, рассказывающие о событиях, которые произошли в определенный год. Приведем примеры.

Под 911 г.: «Явися звезда велика на западе копейным образом» (комета).

Под 966 г.: «Вятичи победи Святослав и дань на них възложи».

Под 973 г.: «Нача княжити Ярополк».

Под 1001 г.: «Преставися Изяслав, отець Брячиславль, сын Володимеръ».

Под 1028 г.: «Знамение змиево явися на небеси, яко видети всей земли».

Под 1029 г.: «Мирно бысть».

Под 1124 г.: «Земля потрясеся мало, и падеся церкви великия святаго Михаила у Переяславли, мая в 10 день, юже бе създал и украсил блаженный епископ Ефрем».

По своему составу летописный свод, кроме кратких погодных записей, включает различные жанры литературы той эпохи — повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, а также записи устных рассказов, договоры.

Начинается «Повесть временных лет» со вступления, в котором рассказывается о распределении земли после библейского Всемирного потопа между сыновьями Ноя. Далее идут записи о славянских племенах, об их происхождении, об их географическом размещении, обычаях и нравах, о путешествии апостола Андрея по Руси и об основании Киева. Летописцу было важно показать Божественное происхождение Русской земли. Собственно летописные погодные записи начинаются с 852 года и доводятся до 1113 года.

В 862 году северные русские и нерусские племена изгнали варягов за море, не давая им дани, и установили государство, пригласив к себе на княжение трех братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик княжил в Новгороде, потом в Киеве. Так возникла династия Рюриковичей, единая для всей Руси.

Почти каждая погодная запись начинается с изложения фактов: «Иде Олег на грекы, Игоря оставив Киеве...», «Иде Володимер с вои на Корсунь, град греческий...» Летописец не поясняет, почему происходят те или иные события. Если же событие очень волнует летописца и требует объяснений, он ссылается на величие Господа и промысел Божий.

Одна из самых важных тем, которые привлекают внимание летописца, — тема добра и зла. Источник добра в мире — Бог и слуги его: ангелы и святые. Источник зла — диавол и его слуги, бесы. Бесы изменяют свой облик и творят зло. Летописец уверен, что жертвой бесов могут становиться не только отдельные люди, но и целые города.

Бог устроил мир так, а не иначе, чтобы человек научился преодолевать соблазны и сам пришел в Царство Божие. Бог терпелив, он сурово наказывает только упорных в грехе. Ангелы не только карают человека, но и несут ему помощь.

Герои летописи предстают перед нами в двух ипостасях: идеальных героев или злодеев. Безусловные герои — князья Олег и Святослав, Борис и Глеб, Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Типичный злодей — Святополк Окаянный. Некоторые князья в разное время оказываются то героями, то злодеями. Княгиня Ольга жестоко наказывает древлян за смерть мужа, нарушая заповедь «не убий», но в последующих сюжетах предстает перед нами в образе мудрой и святой. Князя Владимира в некоторых эпизодах мы видим как человека, живущего в грехе. После Крещения Руси он явлен нам как святой.

Князь Олег с легкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своем пути: он без боя берет Смоленск и Любеч, хитростью овладевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идет походом на Царьград — греки не оказывают ему никакого сопротивления. Олег запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колеса и так, на колесах, въезжает в Царьград. Олег, мудрый и вещий, не пьет вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной прорицателем, — от укуса змеи.

В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане врагов хитростью. Герои этих преданий не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

Летопись имеет исключительное значение как исторический источник. Для изучения древнерусской литературы особенно ценны литературно-художественные тексты, включенные в свод.

I. «Повесть временных лет» — первая русская летопись

Слово учителя

Для рассказа по «Повести временных лет» учитель в соответствии с уровнем класса выберет материал из предложенного в пособии рассказа о первой русской летописи. Хорошо, если будет возможность познакомить детей с красочным изданием летописи. При изучении этой темы наглядность играет особую роль.

В тетрадях запишем самое основное.

*«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть» — это древний летописный свод, составленный Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.

Свод был два раза переработан и дополнен: в 1116 году Сильвестром по приказанию Владимира Мономаха и неизвестным автором в 1118 году по приказанию Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха.

«Повесть временных лет» дошла до нас в нескольких рукописных сборниках, самый ранний из них — Лаврентьевская летопись (1377 год).

Состав летописного свода: краткие погодные записи, повести, поучения, послания, притчи, жития, предания, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, записи устных рассказов, договоры.

II. «Сказание о кожемяке». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя — патриотизма, богатырской силы

«Сказание о кожемяке» вслух читает учитель или подготовленный ученик, стремясь передать неспешный, размеренный ритм повествования. После прочтения спросим детей о первых впечатлениях, о том, что больше всего понравилось в прочитанном сказании.

Беседа

Мы приводим относительно развернутый вариант беседы, который учитель может сократить по своему усмотрению.

Для выяснения, насколько ученики поняли прочитанное, спросим их:

— Кто такие печенеги? Какая фраза помогает нам понять, что это враги Русской земли?

Печенеги — объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VIII—IX веках. Кочевники-скотоводы совершали частые набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.

— Почему «старый муж» рассказал князю Владимиру о своем сыне?

Отец любит своего сына, но готов пожертвовать им, чтобы спасти родную землю.

— Что в словах «старого мужа» напоминает нам сказку?

Как и в сказках, самый сильный и храбрый сын у «старого мужа» — меньший сын.

— Как вы думаете, почему юноша просит князя испытать его?

— Как объясняет сказание происхождение названия города Переяславля?

Обратим внимание на стилистику летописного сказания.

— Почему у слушателя возникает впечатление неспешности, основательности и в то же время динамичности, быстрого движения повествования?

Обратим внимание школьников на ритмичность повествования, на повторение союза и, на место и роль глаголов в тексте. Для этого прочитаем еще раз три последних абзаца, отмечая союзы и глаголы.

— Какие слова создают ощущение движения?

— Как вы думаете, к какому жанру относится «Сказание о кожемяке»? Что это: краткая погодная запись, поучение, притча, житие, запись устного рассказа или договор? Обоснуйте свой ответ.

III. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя — ума, находчивости

Выразительное чтение

Дети уже слышали образец чтения летописных отрывков, поэтому предложим «Сказание о белгородском киселе» читать вслух, соблюдая ритм повествования.

Беседа

— Что понравилось, что показалось интересным в этом сказании?

— Что вызвало удивление, смех?

— Какие эпизоды сказания вам хотелось бы нарисовать?

— Каким вы представляете старца? Как, по-вашему, выглядели печенеги, увидев волшебные колодцы?

В беседе выясним, насколько ученики поняли содержание сказания.

— Что такое осада? Почему в тексте сказания говорится: «Осада затянулась, и был в городе голод сильный»?

Осада — окружение войсками укрепленного места с целью захвата.

— Что такое вече? Почему горожане решили сдаться?

— Почему жители города с радостью обещали послушаться старца?

— Какую хитрость предложил старец белгородцам?

— Как вы понимаете русскую пословицу «Хитрость силу борет»?

— Объясните прямой смысл фразы «Ибо мы имеем пищу от земли». Есть ли у этой фразы переносный смысл? Если да, то какой?

— С какими героями древнегреческих мифов мы могли бы сравнить Кожемяку и белгородского старца?

Ученики ответят, что силой, храбростью и мужеством Кожемяка напоминает Геракла, хитростью и находчивостью старец походит на Одиссея. Подчеркнем еще раз общность идеалов у разных народов.

— Как вы считаете, интересны ли летописные сказания современному читателю?

Летописные сказания интересны современному читателю, потому что из них мы узнаем об истории нашей страны. Знание прошлого дает людям возможность лучше понимать настоящее и глубже почувствовать характер своего народа.

VI. Развитие речи

Мы предлагаем учителю два вида работы по развитию речи: составление сценария и устное описание картины. Учитель выберет форму работы сообразно индивидуальным особенностям учеников и наличию времени. И то и другое задание можно дать детям на дом с обязательной проверкой и обсуждением ответов на последующем уроке.

Составление сценария к эпизоду «На вече в Белогороде»

Работаем коллективно, делая краткие записи в тетради.

Литература и изобразительное искусство

Рассматриваем репродукцию картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец» на первом форзаце учебника.

Русское летописание возникло в первой половине XI века. Недалеко от Киева располагался Киево-Печерский монастырь. В нем жил ученый монах Нестор. Считается, что Нестор составил первую на Руси летопись. Он трудился в своей келье — днем при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. На самом деле писали специальной острой палочкой — стилом.

На картине В. М. Васнецова Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застегнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.

— Почему картина Васнецова производит на нас, людей XXI века, глубокое, сильное впечатление?

Домашнее задание

Составить сценарий к эпизоду «На вече в Белгороде» или подготовить устное описание картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец».

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание началось на Руси в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть...», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром.

Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

Хорошо, если удастся найти и показать репродукцию первой страницы «Повести...»1. Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.

На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать.

Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным?

Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.

Ученики должны стать равноправными участниками диалога.

Далее рассмотрим репродукции картин художников, изображавших Древнюю Русь.

Примерный план урока:

1. Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Или учитель сам найдет изобразительный материал, покажет слайды, кадры диафильма.

2. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником.

3. Беседа. Примерные вопросы:

1) Кто герой этого «Сказания...»? Что он сделал?

2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)

3) Какие слова и выражения свидетельствуют о достоверности рассказанного?

4. Ответы на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями.

5. Работа над сценарием.

Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий.

1. Повторение. Работа по вопросам

Что такое летописи? Когда они возникли? Какую литературу мы называем древнерусской? Какие произведения древнерусской литературы вам известны? О чем они? Кто их герои? И т. д.

2. Работа по статье учебника

После небольшой беседы школьники читают статью, расширяющую их знания о древнерусской литературе. Обратим внимание шестиклассников на утверждение: «Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нем наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран». Как понимают это учащиеся, проникаются ли уважением к своим далеким предкам?

Не менее интересен рассказ о языке, его образности. Например, мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI—XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветет». И т. д. В статье учебника, которая подготовлена по книгам специалистов-литературоведов по древнерусской литературе (Д. С. Лихачев, Т. Р. Михельсон), говорится о поэтичности литературы этого периода, о том, как церковнославянский язык обогатил русский язык, жизнеутверждающих мотивах произведений древнерусской литературы.

Словом, необходимо, чтобы школьники внимательно прочитали статью вслух, может быть, составили план, по плану подготовили пересказ, процитировав в процессе пересказа наиболее важные положения, ответили на вопросы учебника.

3. Новый материал. Выразительное чтение сказания

Далее учитель сам читает «Сказание о белгородском киселе». Дома шестиклассники размышляют над текстом нового произведения, отвечают на вопросы, готовят выразительное чтение текста или его пересказ.

Два отрывка из «Повести временных лет» предлагаются для чтения шестиклассникам. Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю? Эти вопросы поставит учитель перед собой, а потом постарается помочь на них ответить и ученикам.

Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Об этом хорошо сказал Д. С. Лихачев, слова которого приведены в качестве эпиграфа. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.

Но с историей школьник знакомится не только на уроках литературы. А что дает чтение летописи?

Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами. Вот это чувство сопричастности к истории и должно возникнуть у юного читателя. Но воспринять искусство древности не просто, к нему нельзя подходить с теми же установками, что и к современному произведению. Поэтому очень важно вступление к теме, в котором учитель постарается показать своеобразие древней литературы, создать у ребят ощущение подлинности прикосновения к самим истокам нашей культуры.

Чтобы осуществить эту задачу, надо объяснить, что такое летопись. Летописание началось на Руси в XI в. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют 1073 год.

Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» — одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение — плод творчества нескольких поколений летописцев.

В учебнике приведена миниатюра из Летописного свода, изображающая Сильвестра. Это образ идеального летописца, летописца вообще. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты писателя, ему важно было изобразить не Сильвестра, а летописца. Поэтому нарисован монастырь — его стены, храм и убранство внутри монастыря и даже внутри кельи — и монах, пишущий за столом.

Рассматривая миниатюру, обратим внимание на то, как изображает художник предметы. Он не стремится нарисовать их так, как видит глаз. Обстановка кельи летописца изображена в «обратной перспективе»: ближние горизонтальные линии короче дальних. Это не потому, что художник еще не умеет нарисовать правильно. В древнерусском искусстве иное представление о правдивости. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины, внутри храма. Отсюда так называемая обратная перспектива. Соотношение размеров предметов подчинено задаче показать весь предмет целиком и одновременно выделить главное. Монастырь должен быть нарисован весь, а не кусочек его интерьера. Происходящее внутри его показывается на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне монастыря, фигура его расположена в центре и занимает в картине больше места, чем храм.

Сравним это изображение с репродукцией картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец». Художник современности использует совсем другие средства: мы видим часть интерьера, внутри кельи летописец изображен так, как увидели бы его мы, если бы вошли в келью. Такое изображение не лучше и не хуже — просто это другой язык. Приоткрыть же некоторые, наиболее заметные черты древнерусского искусства необходимо, чтобы ребята учились видеть его художественную специфику. Это поможет и в летописи увидеть не просто сообщение об исторических событиях, а художественное произведение.

Приведенная миниатюра свидетельствует о том, какое большое значение придавали в Древней Руси летописанию. Об этом же говорит и то, что до нас дошли имена летописцев: ведь в летописях упоминались только имена тех, кто считался исторически значимым.

Почему же так важно было для наших предков записать, что «в лето» такое-то произошли такие-то события? Потому что жизнь таким образом приобретала общечеловеческое значение, Русская земля осмыслялась в системе мира, русская история становилась частью истории человечества. Начинается «Повесть временных лет» от Всемирного потопа, летописец говорит о происхождении славян от Иафета — одного из сыновей Ноя. Так русская история получает осмысление как продолжение Священной истории. При этом летописец утверждает право каждого народа иметь свои обычаи, передающиеся от отцов к детям. Так проявляются патриотизм автора и одновременно его общечеловеческие идеалы.

Изящный орнамент, построенный из геометрических фигур, переплетения линий, переходящих в изображение птицы, похожей на орла. Легко можно разобрать первые строки.

Буквы писались вертикально, каждая отдельно. Для экономии места некоторые слова сокращались и пропущенные буквы надписывались сверху. Промежутков между словами почти нет. Такой шрифт назывался «устав». Написание текста напоминало рисование: красиво, ровными рядами стоят буквы. Конечно, процесс написания книги занимал годы усердного труда.

На все это стоит обратить внимание, чтобы школьники прикоснулись к подлинной истории уже на первом уроке. А если есть возможность показать древние книги в музее, надо это сделать.

Итак, введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль неизбежно сыграет слово учителя. Как добиться того, чтобы слушание не было пассивным?

Можно перед слушанием предложить задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать по предложенному плану. Можно перемежать объяснение элементами беседы, ставить перед учениками вопросы и совместно искать на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.

Ученики должны стать равноправными участниками диалога. Уважительное внимание к их размышлениям и поискам, стремлению выразить свое впечатление не менее важно, чем сообщение материала учителем.

Вот один из возможных вариантов урока:

1. Чтение учениками вступительной статьи учебника.

2. Слово учителя: начало летописания в Древней Руси. Самостоятельная работа учащихся при слушании: выделить главную мысль, назвать имена первых летописцев. Имена летописцев записаны на доске, а на закрытой ее части — главная мысль сообщения. После ответа двух ребят эта формулировка открывается, ребята сопоставляют свои формулировки и предложенную учителем, выбирают лучшую или составляют новую из нескольких и записывают ее в тетради.

3. Рассматривание миниатюры «Летописец Сильвестр» и картины Васнецова. Беседа, слово учителя.

4. Слово учителя: значение летописания. Перед слушанием ребята получают задание ответить на вопрос: почему наши предки придавали такое большое значение летописанию?

Один из учеников отвечает на вопрос, класс дополняет и уточняет ответ.

5. Чтение «Сказания о белгородском киселе» учителем или хорошо подготовленным учеником.

6. Беседа. Примерные вопросы:

1) Кто герой этого сказания? Что он сделал?

2) Что прославляет летописец? (Заметим, что и здесь герой — простой человек. Он спас свой город хитростью. Мудрость, находчивость летописец также считает общечеловеческими ценностями.)

3) Какие слова и выражения в обоих сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?

7. Ответ на вопросы учебника. Устные ответы учеников уточняются слушателями.

8. Обсуждение эпиграфа к теме.

9. Работа над сценарием.

Домашнее задание: продолжить и закончить сценарий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!