СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусский город

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока в рамках темы "Общество Древней Руси"

Просмотр содержимого документа
«Древнерусский город»


Тема урока: Общественный строй Древней Руси. Древнерусский город

Класс: 6

Тип урока: Урок изучения нового материала ОЗН

Образовательные ресурсы: Учебник «История России с древнейших времен до конца XV века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, карточки-тесты для проверки домашнего задания, карта «Древнерусское государство в X-XI в.»

методы и формы обучения: Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель урока: Способствовать формированию представления об особенностях процесса возникновения и развития городов на территории Древнерусского государства, о роли городов в Древней Руси.

Планируемые результаты:

Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Предметные: Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племен; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт; устанавливают связи верований с их занятиями








Организационная структура урока.

Этапы урока.


Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. организационно-мотивационный


коллективная, беседа с классом

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися


Проверка готовности к уроку,

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.


актуализация знаний и постановка целей


коллективная


Две точки зрения на средневековую Русь.

  1. Западноевропейских путешественников

  2. варягов

- какое противоречие возникает?

- кто по –вашему прав?

- что мы должны сделать, чтобы понять какой была Русь в средние века?

(корректирует, название темы и цель урока)



Знакомятся с мнениями

Высказывают свою точку зрения

Определяют тему и цель урока


Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Коммуникативные:Выражают свои мысли.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. работа по новой теме (открытие новых знаний)


групповая, коллективная.

Беседа, работа с текстом

  1. Древнерусский город

Вспомните, где возникали города в средневековой Европе.

(по ходу ответов учеников составляется кластер)

Города в средневековой Европе возникали:

  • У переправ

  • У замков феодалов

  • У монастырей

  • У развилок дорог

  • На пересечении торговых путей

  • На месте античных городов

Учитель. Почему именно в этих местах строились города?

Так возникали города в Европе. А как они возникали в нашей стране?

Работа в группе.

Прочитайте текст с карандашом в руках. Делайте на полях заметки по ходу чтения: «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы, «v» - уже знал. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, возможно, количество значков увеличится. Далее заполните таблицу

Обсудим записи в ваших таблицах. Что вам уже было известно? Что новое вы узнали о средневековых русских городах? Какая часть текста вызвала интерес?

  1. Кто жил в древнерусских городах

Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. заполните схему приведенную на доске.

Сделать схему

Вспоминают из курса «ИСВ» особенности расположения и возникновения городов. С помощью учителя делают вывод почему именно в названных местах возникали города в Сред. Европе: удобное расположение для торговли. Большое число покупателей. Безопасность.

Читают текст вып .задание

С последующим обсуждением






















Раб.по текст учебника заполняют схему



Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем.


  1. первичное осмысление


беседа, работа в парах

Самостоятельно дайте определение понятию «город»

Пояснение и корректировка в ходе обсуждения.результат записывается на доске и в тетрадях

В парах составляют определение понятию «город». В ходе обсуждения записывают выработанное совместно с учителем определение в тетрадь.

Регулятивные: высказывают свои мысли,

Дают определение понятию

Делают выводы


  1. закрепление (введение новых знаний в систему знаний)

Индивидуальная, парная

Решение теста

Решают тест

взаимопроверка


  1. рефлексия


Организует два вида рефлексии эмоциональную и познавательную.

  1. эмоциональная

  2. Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?    

       2.           Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы ; б) при выполнении заданий


Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Регулятивные: оценивают свою работу  на уроке, анализируют эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают их.


  1. д/з

фронтальная

П-ф 10, на листе А4 сделать схему Древнерусского города используя доп. источники.на схеме подписать части города.

Составить словарь новых понятий и выучить их.

Уметь описать Древнерусский город.






приложение к уроку 1. тексты

1. часть

Слово «город» происходит от слова «городить», то есть огораживать крепостной стеной. Следовательно, первоначально городами называли поселения, огороженные стенами.

В древних исландских сагах упомянуты 12 крупных городов Древней Руси. По подсчётам историков, вIX-X вв. на Руси существовало 25 городов, в XI в. – 89, к концу XII в. – 224.

Города Руси возникли как центры союзов племен, но в конце X-XI вв. уже развивались под сильным влиянием высокой культуры Византии. По количеству жителей города были разными. В одних проживало несколько сотен человек. Количество жителей Киева или Новгорода доходило до нескольких десятков тысяч.

Средневековый русский город был совершенно непохож на современные города. Центральную укрепленную часть города называли кремлем (кремником), но более древнее название – детинец, от слова «дне» - внутренний. Вокруг кремля были разбросаны городские районы – концы или посады, состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов, огородов, незастроенных пустырей.

Для строительства города выбирали высокое место, защищенное со всех сторон естественными препятствиями: реками, болотами, лесами. Вокруг этой крепости селились бояре, богатые купцы и другие аристократы. Концы и посады (городские районы) располагались ниже и составляли торгово-ремесленный подол (по долине). Все, кто жил за городской городьбой, назывались горожанами.

2 часть

Простейший и самый древний тип крепостной стены – тын. Наиболее высокой стена тына была на ровной местности, а наименьшей – на высоком, с крутыми откосами, земляном валу. СX века стали строить оборонительные сооружения правильной круглой формы, так как даже на равнинной местности такая крепость давала возможность наблюдать со стен за обстановкой на большом расстоянии. С наружной стены крепости уничтожали даже кусты и деревья.

В центральной башне строили хорошо укрепленные въездные ворота, а для того, чтобы перебраться через ров с водой – деревянный узкий мост, который уничтожали в момент опасности.

Внутри крепости находились оружейные и хозяйственные мастерские, огороды и церковь. Люди жили в избах у стен крепости, и с появлением неприятеля жители окрестных сел бросали свои дома и искали спасения в укрепленном городе. В пограничных районах строили пограничные крепости, жители которых становились одновременно и воинами, и земледельцами. Самыми уязвимыми были южные границы России, так как именно здесь, в степи – Диком поле, - полчища кочевников совершали опустошительные набеги.







приложение к уроку 2 тест.

  1. Кремль или детинец – это

а) центральная укрепленная часть города

б) городские районы

в) городской рынок

2. Древнерусские города возникали:
а) у замков феодалов

б) на пересечении торговых путей

в) на месте античных городов

3. Посад – это

а) места, где селились бояре

б) городские районы, торгово-ремесленной части города

в) поселения за городскими стенами

4. Стены Древнерусских городов строили из

а) камня

б) глины

в) дерева

5. Выберите из списка Древнерусские города:

а) Санкт-Петербург б) Киев в) Новгород

г) Волгоград д) Изборск е) Искоростень


приложение к уроку 2 тест.

  1. Кремль или детинец – это

а) центральная укрепленная часть города

б) городские районы

в) городской рынок

2. Древнерусские города возникали:
а) у замков феодалов

б) на пересечении торговых путей

в) на месте античных городов

3. Посад – это

а) места, где селились бояре

б) городские районы, торгово-ремесленной части города

в) поселения за городскими стенами

4. Стены Древнерусских городов строили из

а) камня

б) глины

в) дерева

5. Выберите из списка Древнерусские города:

а) Санкт-Петербург б) Киев в) Новгород

г) Волгоград д) Изборск е) Искоростень




Скачать

© 2023, 227 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!