СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Древнерусское государство при Ярославе Мудром».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. На  котором применяется технология критического мышления, проблемного обучения. Испотзуются такие методы обучения как: словестнный, частично-поисковый.

Просмотр содержимого документа
«"Древнерусское государство при Ярославе Мудром».»

Урок № 11

Класс Дата

Тема урока: «Древнерусское государство при Ярославе Мудром».

Цель:

сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством; раскрыть особенности социально- экономического развития Руси.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Основные цели:

1. Сформировать знания об этапах формирования древнерусского государства, его признаках и значении.

2. Тренировать умение работать с текстом, интерактивной презентацией как источниками новых знаний; соотносить единичные исторические факты и общие явления;

3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях, умение оценивать свою деятельность;

4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Задачи  урока: 

Образовательные:

 раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Воспитательные: 

воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор, формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Планируемые результаты:

учащиеся научатся показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, места сражений; составлять рассказ по картине; составлять рассказ о важнейших событиях;

осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания;

работать в группе;

высказывать собственное мнение;

оперировать понятиями: внутренняя и внешняя политика, усобицы, вира, кровная месть.

Формируемые компетенции:

Личностные:

формировать познавательный интерес к изучению нового; развивать навыки сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях; социальная адаптация.

проявление эмоционального отношения к деятельности; формирование готовности к саморазвитию

Метапредметные:

развитие аналитического мышления учащихся на материале сравнения результатов деятельности Ярослава Мудрого с результатами деятельности Карла Великого. Сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

Познавательные: 

исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом;

определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; смысловое чтение;

описывать ступени школьного образования.

Регулятивные: 

умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения.

Коммуникативные: 

готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе; использовать электронные приложения к уроку;

умение скорректировать свои действия.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения:

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, исследовательский, практический.

Методы контроля: устный, тестирование

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

Используемые технологии: технология критического мышления, технология оценивания, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, информационно-компьютерные технологии. Применение дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

Основные источники информации:

История России. С древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2012г. Дополнительная литература( исторические источники)

Оборудование:

Ноутбук, презентация.

Важнейшие даты:  1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

                                   1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

                                   1030 г. – основание города Юрьева ;

                                   1041 г – союзный договор с Польшей;

                                   1043 г. – неудачный поход на Византию;

                       1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской

                       принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.  



Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Рада видеть, что у вас хорошее настроение. Я думаю, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке. Я желаю вам успеха! Присаживайтесь.

Любой грамотный человек, живя в современном обществе, должен хорошо знать историю своего государства.

«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины.»

Д.С.Лихачёв


Представьте себе, что у вас есть волшебное кресло, которое может перемещать людей во времени. Мне нужен доброволец. Кто смелый?

(Звуки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»)

Ученик садится в кресло, вращается и перемещается в монашескую келью.

Нестор говорит: «Откуда есть пошла земля русская…»

Беседа:

Попробуйте догадаться, кто же это? (Нестор)

Что вы о нём знаете? ( монах Киево-Печерского монастыря, написал летопись «Повесть временных лет»)

В каком государстве жил Нестор? (Россия, Русь, Древнерусское государство)

II. Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель:

Итак, мы с вами оказались в Древнерусском государстве ( на доске карта и фраза из темы урока «Древнерусское государство».

Обратите внимание, у каждого из вас имеется маршрутный лист. Подпишите его.

Фронтальная работа.

Предлагаю выполнить задание:

Соотнесите имена князей с тем вкладом, который из них внес в укрепление могущества Киевской Руси.


Имена князей

Года правления

Деятельность

Олег

879-912

Установление уроков – размеров дани и погостов – мест сбора дани.

Игорь

912-945

Военные походы против Византии, разгром Хазарского каганата, присоединение новых земель.

Ольга

945-957

Крещение Руси. Строительство на юге оборонительных рубежей от набегов кочевников.

Святослав

957-972

Объединение Киева и Новгорода в одно государство

Владимир

980-1015

Владения киевского князя впервые были названы Русской землей

?

1019-1054




Имена князей

Года правления

Деятельность

Олег

879-912

Объединение Киева и Новгорода в одно государство.

Игорь

912-945

Владения киевского князя впервые были названы Русской землей.

Ольга

945-957

Установление уроков – размеров дани и погостов – мест сбора дани.

Святослав

957-972

Военные походы против Византии, разгром Хазарского каганата, присоединение новых земель.

Владимир

980-1015

Крещение Руси. Строительство на юге оборонительных рубежей от набегов кочевников.

?

1019-1054



Учитель;

Молодцы справились! («Лишнюю» дату учитель тоже предлагает разместить)

Предположите, кто будет следующим Великим киевским князем после Владимира.

Посмотрите на картинку (памятник знаменитому человеку), 1000 купюру. Какая историческая личность там изображена?

Верно, Ярослав Мудрый. На купюре и на картинке изображена статуя великого русского князя Ярослава Мудрого.

Давайте предположим, почему именно этому князю древней Руси поставлен памятник, и его образ появился на денежной купюре?

Ребята, если историческую личность изображают на столь большой номиналом банкноте, значит, этот человек сделал для нашей страны что-то очень важное.

Нестор:

«Расскажу я вам о том, кто любил церковные уставы, монахов уважал, и книги любил, читая их часто и ночью и днём. Строил соборы и церкви. При церквях школы открывал. Библиотеку богатейшую создал. Отец его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение, принимая книжное... А государство наше Древнерусское при нём расцвета достигло…»

Учитель:

Логично предположить тему нашего урока: « Древнерусское государство при Ярославе Мудром».

(учитель на доске дополняет фразу темы урока).

III. Целеполагание.

Учитель:

Изучая сегодня деятельность Ярослава Мудрого, в конце урока вы должны ответить на проблемные вопросы: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый? и Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Попробуйте сформулировать, что вам предстоит узнать сегодня на уроке. Предложите пункты плана урока.

Учащиеся составляют план урока:

  1. Борьба сыновей Владимира за власть.

  2. Внутренняя политика.

  3. Внешняя политика

Учитель:

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями, дипломатами, журналистами.

Согласно цвету бейджиков займите свои места в группах. На протяжении урока вы используете следующие источники информации: карту Древнерусского государства, школьный учебник, справочную литературу, исторические документы. Обратите внимание, что у нас имеются Архив и Библиотека. Вы можете воспользоваться своим правом посещения.

IV. Изучение нового материала.

  1. Борьба сыновей Владимира за власть.

Учитель:

Ребята, обратите внимание на годы правления князей (таблица). Владимир умер в 1015 году, а Ярослав Мудрый занял престол только в 1019 году. Попробуйте предположить, что могло происходить целых 4 года на Руси.

Учащиеся делают предположение (усобица, борьба за власть).

Работа в группах

Работая в группах, свои ответы записываете в маршрутных листах.

Задание

1 группа «Исследователи»

Вы исследуете карту, текст учебника, летопись «Повесть временных лет» определите и отметьте на карте в каких городах кто из сыновей Владимира правил. И почему князь Владимир «посадил» своих сыновей управлять ближайшими землями?

2 группа «Журналисты»

Проводят журналистское расследование, ведут поиск информации в летописи, учебнике о борьбе сыновей Владимира за престол, об убийстве Бориса и Глеба.

3 группа «Дипломаты»

Какие государства вмешивались во внутренний конфликт Руси во время борьбы за власть после смерти Владимира?

Затем вам предстоит выступить перед классом.

Выполнение задания Группа №1

На основании статьи в учебнике и отрывка из текста «Повести временных лет» заполняют таблицу в маршрутном листе.

«Было у Владимира 12 сыновей… И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в Новгороде Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава в Тмутаракани»


Города

Сыновья Владимира

  1. Новгород

1.Вышеслав

2. Ярослав

  1. Полоцк

Изяслав

  1. Туров

Святополк

  1. Ростов

  1. Ярослав

  2. Борис

  1. Муром

Глеб

  1. Древлянская земля

Святослав

  1. Владимир

Всеволод

  1. Тмутаракань (Тамань)

Мстислав


По ходу ответа, один ученик из группы крепит флажки, на карту у доски.

Учитель:

Посмотрите внимательно на карту. Как вы думаете, какое значение для государства имел тот факт, что Владимир посадил управлять близлежащими землями своих сыновей?

Ответ учеников:

  (Значение: править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

Зачитывают свою информацию. Группа №2

Мы провели расследование и выяснили, что борьба за власть проходила следующим образом….

Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, было немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк, прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата – Святослава.  (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)

Ярослав в то время княжил в Новгороде. Приложив немало усилий, ему удалось в решающем сражении, произошедшем в 1019 году на реке Альте, одержать победу над Святополком и обратить Святополка в бегство.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани.

Собрав большую рать, он вторгся в русские пределы. Ярослав, не желавший войны с братом, послал ему грамоту: «Не хочу биться с тобой. Хочу жить в мире и братской любви. Возьми Муром и владей им». Но Мстиславу мало показалось одного Мурома, и он продолжил поход.

В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И Ярослав должен был вернуться в Новгород, но Мстислав одумался и послал Ярославу грамоту.   Стали братья править вместе. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

Вывод: После жестокой братоубийственной борьбы киевским князем стал Ярослав Владимирович.

(Во время ответа один из учеников группы на карте убирает имена погибших братьев во время усобицы ( Вячеслав, Борис, Глеб, Святослав, Святополк, Мстислав)).

Ответы Группы №3

Учащиеся фиксируют в маршрутном листе внешние вмешательства во время борьбы за власть.

Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка.

Но Святополк обратился за помощью к печенегам и полякам. 

Новгородцы оказали помощь Ярославу, который, взяв в помощь варягов. 

Святополк Окаянный призывает на помощь печенегов, оба войска встретились в 1019 году на реке Альте.

Вывод: в братоубийственной войне участвовали войска иностранных государств (варяги, печенеги, поляки)

Во время ответа один из участников группы на карте возле доски отмечает флажками государства, которые участвуют в братоубийственной войне.

Учитель:

Мы узнали как Ярослав пришёл к власти, но мы пока не знаем, как Ярослав управлял государством.

Задание

Внимание на экран. (Ученики смотрят фрагмент фильма «Ярослав» из цикла «История государства Российского» Карамзина.)

Беседа

- Что вы узнали о Ярославе после просмотра фрагмента? Так какое прозвище закрепилось за Ярославом? (Мудрый)

Поработаем со словарями.

- На доске «Мудрый».

Работают со словарями.

Выясняют, что мудрый – не только очень умный, справедливый, но и дальновидный (продолжают синонимичный ряд)

    1. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Учитель:

Как вы думаете, в каких сферах проявляется мудрость правителя?

( в управлении, законах, образовании, культуре, религии, войне, мире)

Верно, но по-другому это можно назвать, внутренняя и внешняя политика государства.

По ходу изучения 2 и 3 вопросов, давайте, создадим с вами кластер «Деяния, раскрывающие внутреннюю и внешнюю политику Ярослава как Мудрого правителя».

Учитель:

Группа №2 «Журналисты» исторического журнала Отечество»

Задание

На основании фильма, текста учебника, летописи, подобрать материал для рубрики «Внутренняя политика Ярослава Мудрого»

Ответ группы:

(распространение христианства, строительство церквей в том числе соборы Св.Софии в  Киеве и Новгороде, открытие школ, перевод книг с греческого на славянский язык, основание Киево-Печерского монастыря, основание первой библиотеки, новое управление государством, создание первого письменного свода законов «Русская правда»)

Группа №1 «Исследователи»

Компетентностное задание:

В рамках раскрытия вопроса «Внутренняя политика Ярослава Мудрого» используя таблицу и учебник, определить какие изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало при Ярославе Мудром.:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник 

  1. Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение


Проанализируйте исторический документ «Русская Правда» (текст статьи и комментарии из Архива) и ответьте на вопросы:

- О каких правилах жизни вы узнали из РП?

- Определите свою позицию: можно ли принятие законов считать мудрым поступком?

-Какого значение принятия первого письменного свода законов на Руси?

Ответ группы:

(При Ярославе сложилась четкая система управления государством. Высшая власть принадлежала великому князю – полноправному правителю страны. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской, определял внешнюю политику. Престол после смерти князя передавался по старшинству, т.е. князем мог стать брат или сын умершего, если он оказывался старше своего дяди.

Князь опирался на дружину – мощную военную силу. Постепенно дружина помимо воинским обязанностей подключилась к управлению государством.

В крупнейшие земли (волости) князь отправлял править своих сыновей – наместников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. На вече происходили обсуждения общих дел и непосредственные решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. В распоряжении веча находилось народное ополчение).

(В «Русской правде» были прописаны действия в отношении разных категорий населения.

 Согласно новому закону отменена кровная месть, введена система денежных штрафов, этот документ укреплял власть князя).

Группа №3 «Дипломаты»

Задание

Используйте текст учебника, летопись, книгу Карамзина «История государства Российского», выясните, как мудрость Ярослава проявилась во внешней политике и ответь на вопрос: Как вы думаете, почему Ярослава прозвали «тестем Европы»?

Кто вообще такой тесть?

Ответ группы:

( укрепляет южные рубежи Руси – возводит города-крепости, разбил печенегов, расширил территорию на северо-западе и построил город Юрьев, заключил союзный договор с Польшей, мирный договор с Византией, династические браки с Венгрией, Швецией, Польшей, Францией, Данией, Норвегией.

Тесть – отец жены. Прозвище «Тесть Европы» подчеркивает родственные отношения Ярослава с Европейскими правителями. Тесть Европы так как в первую очередь отдавал своих дочерей замуж за европейских принцев, его жена из Швеции. Сыновей женил на европейских принцессах. Династические браки.)

Работа с контурными картами.

Раскрасить на контурной карте страны, с которыми Русь была связана династическими браками.

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Учитель:

Ребята, давайте вспомним проблемные вопросы нашего урока и дадим с вами на них ответы.

Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрый?

(способствовал распространению христианства, строил церкви, открывал при них школы, поощрял переводы книг с греческого на славянский, способствовал образованию монастырей, покупал книги, собрал библиотеку, был образован, принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава и т.д.)

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

VI. Закрепление.

Учитель предлагает задать «тонкие» и «толстые» вопросы

1гр.: «тонкие» вопросы

2гр.: «толстые» вопросы

3гр.: синквейн? Вывод


«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто…?

Дайте три объяснения, почему …?

Что …?

Объясните, почему …?

Когда …?

Почему вы думаете …?

Может…?

Почему вы считаете …?

Будет…?

В чем различие …?

Мог ли …?

Предположите, что будет, если …?

Как звали …?

Что, если …?

Было ли …?


Согласны ли вы …?


Верно ли …?



VII. Рефлексия

  1. Сегодня я узнал, что…

  2. Самым интересным для меня было то, что…

  3. Мне непонятно…

  4. Я еще хотел бы узнать






VIII. Итоги урока.

Учитель:

Вот и подошел к концу наш урок, удалось ли нам приоткрыть еще одну страницу Истории. Ярослав Мудрый действительно оставил большой след в истории, внёс большой вклад в развитие Отечества, при нём Русь достигла расцвета)

А сейчас я предлагаю оцените работу своих одноклассников в группах, я проанализирую и поставлю оценки.

XIX. Д.З.

  1. Учить $ 7

  2. Разобрать документы на стр.62-63, вопросы 1-4, на стр.63

  3. Выписать и выучить определения на стр. 63.

        Спасибо за урок. Мне было с вами приятно и интересно работать. Надеюсь, что и вам со мной скучать не пришлось. До свидания. Урок окончен.



























Приложение №1.

Документ «Повесть временных лет»

«Было у него (Владимира) 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нем (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани».



Приложение №2.


Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых  сыновей – Борису( второй - Глеб).

Это не понравилось двум старшим сыновьям –Святополку и Ярославу .

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016г -  трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) 

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю Болеславу)        Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.-  Святополк при помощи польского короля Болеслава Храброго возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тмутараканьского);

С1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси


Приложение №3.

Изменения произошли в управлении государством  при Ярославе Мудром.

Было:

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало при Ярославе Мудром.:

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник 

  1. Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение



Приложение №4.

Таблица тонких и толстых вопросов


«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Кто…?

Дайте три объяснения, почему …?

Что …?

Объясните, почему …?

Когда …?

Почему вы думаете …?

Может…?

Почему вы считаете …?

Будет…?

В чем различие …?

Мог ли …?

Предположите, что будет, если …?

Как звали …?

Что, если …?

Было ли …?


Согласны ли вы …?


Верно ли …?




Приложение №5.



К схеме «Управление государством».

Высшая власть принадлежала великому князю – полноправному правителю страны. Он издавал законы, был высшим судьей и главным защитником земли Русской, определял внешнюю политику. Престол после смерти князя передавался по старшинству, т.е. князем мог стать брат или сын умершего, если он оказывался старше своего дяди.

Князь опирался на дружину – мощную военную силу. Постепенно дружина помимо воинским обязанностей подключилась к управлению государством.

В крупнейшие земли (волости) князь отправлял править своих сыновей – наместников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. На вече происходили обсуждения общих дел и непосредственные решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. В распоряжении веча находилось народное ополчение.



Приложение №6



Перед вами картина К.В. Лебедева «Вече в Новгороде»

По удару вечевого колокола собрались люди с разных «концов» и улиц Новгорода на Ярославово дворище (на Торговой стороне).   В центре двора на вечевой степени (помосте) расположились новгородские власти – посадник, тысяцкий, старые посадники, кончанские и уличанские старосты, вечевой дьяк. Посадник стоя держит речь. На площади вокруг степени собрались бояре, «житьи люди», купцы и «черные люди». Вече в полном разгаре. В глубине площади, у самых ворот, - кучка людей, которые держаться в стороне, чтобы бежать в случае схватки. Остальные принимают то или иное участие в происходящем – кто сосредоточенно слушает, что говорится с вечевой степени, кто прислушивается к толкам соседей.   На первом плане картины представлены два основных слоя – простые люди (ремесленники) и бояре. Они ожесточенно спорят.   На боярах шапки из бархата и сукна. Поверх кафтанов накинуты свиты из заморского сукна, с длинными широкими рукавами, с отложными, богато украшенными воротниками. Холеные руки – в перстнях. Это крупные землевладельцы. В своих землях они – полные господа: определяют оброк и дань, судят, содержат дружины, предпринимают походы, чтобы пограбить соседей и обогатиться. Кроме богатства бояре имеют власть и почет. Все важные должности в Новгороде занимают их ставленники.   Неизвестно, чем окончится вече. Бояре заранее договорились в Совете господ, который собрался под руководством владыки – архиепископа новгородского. У бояр есть связи во всех «концах» города, где они держат в своих руках должников – купцов и «черных людей», среди которых они могут навербовать себе людей, чтобы те кричали за них на вече. Бояре и их сторонники хорошо вооружены. Если боярам удастся запугать, уговорить народ – пройдет их решение. Если нет, то вече разделится, ударит одна сторона на другую, в ход пойдет оружие.

Используя картину К.В.Лебедева «Новгородское вече», приведите конкретные свидетельства о составе веча в Новгороде.


Приложение №7


 Повесть временных лет

«И любил Ярослав церковные уставы, и книги любил. И собрал он писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество. И церкви ставил по городам, поставляя попов, веля им учить людей»


Приложение №8


Из «Русской Правды»  

«Если убьет свободный человек свободного, то  мстит брат за убийство  брата, сын за отца, или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры. Если не будет никого, кто бы отомстил, то выплатить убийце князю 40 гривен за голову убитого.»


Приложение №9



Лист самооценки.

 Оцени свои действия (свое участие) по пятибалльной шкале (каждую позицию):

Р___________________________________

  1. Определение темы, цели, задач урока -

  2. нашел (а) ответы на вопросы -

  3. составлял (а) схемы -

_П_________________________

  1. приводил (а) доказательства -

  2. сравнивал (а) -

_К____________________________

  1. работал (а) в группе, в паре -

  2. высказывал (а) свое мнение -

Самооценка – толстых и тонких вопросов, составление синквея.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!