Дата:
Класс: 5
Предмет: история
Урок № 49
Тема урока: Древняя Греция
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Греция».
Планируемые результаты:
- предметные: овладевать целостными представлениями об историческом развитии человечества; работать с исторической картой, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать ее данные;
- метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
- личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению истории; осмысливать роль и значение античной цивилизации для человеческого общества.
Оборудование: раздаточные материалы; вещи или их изображения для конкурса «Экскурсия в музей».
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
— С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
— Не сердись попусту, сосед, — с улыбкой промолвило огниво в ответ. — Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Эта притча для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Корень ученья горек, да плод сладок.
План урока
1. Тестовый контроль.
2. Обобщение и систематизация знаний в игровой форме.
III. Работа по теме урока
1. Тестовый контроль
Вариант 1
1. Афины находятся:
1) в Аттике
2) на севере Греции
3) на о. Крит
2. В 490 г. до н. э. произошел(а, о):
1) распад державы Александра Македонского
2) Марафонская битва
3) взятие греками Трои
3. Совет знати в Афинах назывался:
1) ареопаг
2) демос
3) полис
4. Поэма Гомера «Илиада» заканчивается:
1) похоронами Гектора
2) взятием Трои при помощи деревянного коня
3) возвращением Одиссея на Итаку
5. Спартанцы занимались:
1) ремеслом
2) военным делом
3) земледелием
6. Торговцы в Грецию из колоний и других стран ввозили:
1) вино
2) оливковое масло
3) пшеницу
7. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:
1) стратеги
2) архонты
3) Народное собрание
8. За право жить в Афинском государстве налог платили:
1) рабы
2) граждане Афин
3) купцы-переселенцы
9. Десятилетний поход Александра Македонского на Восток завершился в:
1) долине Инда
2) долине Ганга
3) Вавилоне
10. Греческое слово «демократия» означает:
1) «власть народа»
2) «власть знати»
3) «власть тирана»
Вариант 2
1. Спарта располагалась:
1) в долине реки Еврот в Лаконии
2) на севере Греции
3) на о. Сицилия
2. Долговое рабство в Афинах отменил:
1) Перикл
2) Солон
3) Мирон
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»:
1) Гомер
2) Геродот
3) Эсхил
4. Простой народ по-гречески назывался:
1) илоты
2) полис
3) демос
5. Олимпийские игры проводились:
1) на горе Олимп
2) в Олимпии
3) в Афинах
6. Агора — это:
1) полуоткрытое помещение с колоннами
2) главная площадь Афин
3) военный корабль
7. Олимпийские игры в Древней Греции проводились:
1) раз в четыре года
2) раз в десять лет
3) каждый год
8. Персидский царь, предпринявший попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.:
1) Ксеркс
2) Дарий I
3) Кир
9. Оплату за выполнение государственных обязанностей в Афинах ввел:
1) Солон
2) Перикл
3) Фидий
10. Слова: «Я не краду победу!» — принадлежат:
1) Дарию III
2) Александру Македонскому
3) спартанцам
2. Обобщение и систематизация знаний в игровой форме
Конкурс «Понятийная разминка». Вспомните и правильно назовите изученные вами понятия и термины.
1. Древнегреческий бог неба, царь богов и людей. (Зевс.)
2. Школа в Афинах, где занимались гимнастикой. (Палестра.)
3. Царь, совершивший завоевательный поход в Азию. (Александр Македонский.)
4. Название южной части Греции. (Пелопоннес.)
5. Автор скульптуры «Дискобол». (Мирон.)
6. Название военного судна у греков. (Триера.)
7. Высший орган, выражающий волю народа, в Афинах. (Народное собрание.)
8. Поселение греков за морем. (Колония.)
Конкурс «Историческая путаница». Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Объясните ваши действия. Побеждает тот, кто быстрее и точнее справится с заданием.
Восточное побережье Греции омывается Ионическим морем, а западное — Эгейским. В Эгейском море множество островов. В южной части Греции находится самый большой остров Пелопоннес.
В конце II тысячелетия в Грецию вторглись греческие племена — дорийцы, что привело к подъему хозяйства и культуры.
Греческое государство Спарта располагалось в Мессении. За соблюдением всех законов здесь зорко следило Народное собрание. Спартанцы занимались ремеслом. В районе Спарты Керамик ремесленники создавали искусные сосуды. Чужеземцы часто посещали Спарту.
Конкурс «Экскурсия в музей». Представьте, что вы гиды и перед вами экспонаты, о которых вы должны рассказать своей экскурсионной группе, употребив, где нужно, крылатое выражение.
(Перед учениками вещи или их изображения: широкополая шляпа и сандалии с крылышками, яблоко, нить Ариадны, троянский конь, маски и сандалии на толстой подошве.)
Конкурс «Воображаемое путешествие». Вам необходимо провести экскурсию в город Афины.
IV. Подведение итогов
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в Древнюю Грецию. Надеюсь, вам было интересно и вы провели время с пользой.
(Награждение победителей, выставление оценок.)
Рефлексия: лесенка успеха.
Домашнее задание
Описать маршрут «Виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию».