Ребята, сейчас нам с вами предстоит интересная работа: коренные жители Индии – индийцы, дали нам подсказки о своей стране. В первую очередь, посмотрите на карту: индийцы оставили нам план, как мы будем с вами продвигаться по Древней Индии и ее истории. Но кроме плана карту можно еще и прочитать. Что вы на ней видите? При помощи карты и текста, который лежит перед вами, определите географическое положение Древней Индии. Необходимо делать это по алгоритму. Кто нам его напомнит? Абсолютно верно: Континент, название острова/полуострова Реки Горные вершины или низины Климат Приступайте. Ну, что, теперь вы лучше узнали, куда мы с вами отправились? Наша историческая лаборатория уже начала работать. И на первый вопрос мы ответили: узнали, где же мы оказались. Но это только начало. Я уверена, что каждый из вас хочет лучше узнать эту удивительную страну. Поэтому сейчас мы узнаем, каков был быт и хозяйство древних индийцев. Примерно с середины 3-го тысячелетия до н.э. до середины 2-го в долине Инда существовала высокоразвитая древняя культура. Основой хозяйственной жизни здесь было земледелие. Хозяева полуострова оставили для нас с вами настоящий клад. Который находится в этом ящичке. А также оставили загадки, отгадав которые мы сможем открыть ящик и узнать, что же за клад нам оставили. Первая загадка звучит так: Ватный комочек Забрался на цветочек. Придет пора — Будем носить его с ночи до утра. Абсолютно верно, это хлопок! (Учитель показывает хлопок) В Древней Индии выращивали хлопчатник. С кустов хлопчатника собирали белые волокна, похожие на вату. Из них пряли нити и ткали хлопковые ткани, так необходимые в стране с таким климатом. Вторая загадка: Белый, а не снег, Сладкий, а не мёд. Бел как снег, в чести у всех. В рот попал и пропал. Конечно, это сахар. А точнее, речь идет про растение, из которого древние индийцы первыми начали добывать сахар – мы говорим про сахарный тростник.(Учитель показывает мешочек с сахаром) Посмотрите, правильными ответами вы смогли открыть сундучок. Предлагаю вам самим исследовать его содержимое. (Учитель пускает по рядам пакетики: в них содержится сахар, рис, пшеница, ячмень. На просмотр дается 4 минуты) Все посмотрели? А теперь давайте определим, что же лежало в мешочках. Правильно, именно эти культуры выращивались в Древней Индии: пшеница, рис, сахарный тростник, ячмень. И не забудем про хлопок. А теперь самостоятельно составьте в тетради схему, которую мы назовем «Хозяйство Древней Индии». На это у вас есть буквально 1 минута. Вы молодцы! Мы с вами как настоящие исследователи изучаем Древнюю Индию. Но мы с вами так и не узнали, кто же здесь живет? Какой социальный строй у населения Древней Индии? Каждый индиец с рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. В Индии слово «каста» было заменено на слово «варна». А теперь открываем наш словарь и записываем, что же такое «варна»: варна – это замкнутая общественная группа, занимающая установленное обычаем и законом место в обществе. Варна передавалась по наследству. Так, например, ребенок слуги мог стать только слугой, а ребенок жреца – лишь жрецом. Как вы считаете, правильно ли это? Понравилось бы вам, если бы так произошло сейчас? Древние индийцы считали, что представители разных каст отличаются друг от друга по рождению также, как и животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда бы не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может вдруг появиться на свет козленок или ягненок. Все правила, относительно кастовой системы, содержались в древнеиндийском сборнике законов – «Законы Ману». Итак, давайте запишем то, что вы только что узнали. Кто готов помочь всем и составить на дочке схему «Социальный строй Д.Индии»? На запись отводится 3 минуты. Ну что ж, последнее, что должны мы сделать, как настоящие исследователи – это выяснить, каким богам поклонялись индийцы. А знаете ли вы, что в древние времена прообразами богов часто выступали животные? Давайте вспомним, какое священное животное было в Древнем Египте? Древним индийцам жилось нелегко: животные, населявшие джунгли, были хищными; сами джунгли кишели змеями. Возможно именно поэтому индийцы представляли богов в виде животных: индийцы поклонялись слону – одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Но по настоящему священным животным была корова – она давала людям молоко, и индийцы называли ее матерью, божественной кормилицей. Того, кто убивал корову считали страшным преступником, с которым никто не смел даже заговаривать после этого. Религиозные верования Древней Индии делились на направления: индуизм, буддизм и ведизм. Посмотрите в следующий документ на вашем столе: у первой колонки индуизм, у второй – буддизм, у третьей ведизм. Прочитайте и давайте обсудим, что вы поняли из прочитанного текста. | Ученики смотрят на карту и в текст. Эталонная запись ученика: Древняя Индия находилась на полуострове Индостан В долине текли река Инд и река Ганг Гималаи В долине реки Инд климат сухой и жаркий, поэтому растительность здесь скудная. В долине реки Ганг климат жаркий и влажный, вся долина покрыта тропическими лесами – джунглями. Хлопок Сахар Варна – это замкнутая общественная группа, занимающая установленное обычаем и законом место в обществе. Варна передавалась по наследству. Нет, конечно не понравилось. В Д.Египте – кошка. |