СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древняя Индия: историческая лаборатория

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Древняя Индия: историческая лаборатория" представляет собой урок-приключение, в ходе которого учащиеся разгадывают загадки прошлого. Используется как кейс-метод, так и различные формы наглядности в общем.

Просмотр содержимого документа
«Древняя Индия: историческая лаборатория»



Адресат: 5 класс

Тема: Древняя Индия: историческая лаборатория

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Формирование представлений учащихся об особенностях географического положения, растительного и животного мира Древней Индии, занятиях ее жителей, особенностях религии.

  2. Формирование представления учащихся о заданиях ВПР для 5 класса по истории в части заданий по истории Древней Индии



Воспитательные:

  1. Воспитание у учащихся чувства уважения к историческому прошлому стран мира, воспитание эстетического вкуса;

  2. Акцентировать внимание на профессии исследователя-историка путем применения кейс-метода.

Развивающие:

1. Развить навык работы с историческими картами и историческими источниками;

2. Способствовать развитию логического мышления путем синтеза информации различных источников;

3. Развить критическое мышление в ходе ответов на вопросы урока;

4. Развитие образного мышления посредством использования изобразительной наглядности;

5. Развитие навыка учебно-исследовательской деятельности у учеников 5 класса;

5. Выработать умение применять полученные ранее знания, приобретать опыт творческой деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Доминирующий метод обучения: проблемно-поисковый метод обучения.







Деятельность учителя





Деятельность ученика

Организационный этап (3 минуты)

Учитель пишет тему и план урока на доске и закрывает ее.

Тема урока: Путешествие в Древнюю Индию

План урока:

  1. Географическое положение и природа Д.Индии

  2. Хозяйственная жизнь древнего индийца

  3. Социальное устройство в Д.Индии

  4. Религиозные верования в Д.Индии


Здравствуйте ребята, осмотрите свой стол, все ли на нем лежит, что нужно для урока?

Садитесь.

Ученики приветствуют учителя.


Мотивационный этап (2 минуты)

Итак, ребята. Сегодня вам предстоит настоящее увлекательное приключение: сегодня вы станете работниками исторической лаборатории и постараетесь ответить на главные вопросы истории: Где? Что? Как? Почему?

Но куда же вы отправитесь. Я предлагаю сейчас вам закрыть глаза и представить перед собой картину: вы плывете на огромном корабле и впереди видите землю! Пока что вы еще совсем не знаете, что это за земля, но сможете это узнать по подсказкам, оставленным для вас на берегу жителями этой страны.

Готовы? Открывайте глаза. Добро пожаловать в Индию!


Изложение нового материала (30 минут)

Ребята, сейчас нам с вами предстоит интересная работа: коренные жители Индии – индийцы, дали нам подсказки о своей стране. В первую очередь, посмотрите на карту: индийцы оставили нам план, как мы будем с вами продвигаться по Древней Индии и ее истории. Но кроме плана карту можно еще и прочитать. Что вы на ней видите? При помощи карты и текста, который лежит перед вами, определите географическое положение Древней Индии. Необходимо делать это по алгоритму. Кто нам его напомнит?

Абсолютно верно:

  1. Континент, название острова/полуострова

  2. Реки

  3. Горные вершины или низины

  4. Климат

Приступайте.

Ну, что, теперь вы лучше узнали, куда мы с вами отправились? Наша историческая лаборатория уже начала работать. И на первый вопрос мы ответили: узнали, где же мы оказались.

Но это только начало. Я уверена, что каждый из вас хочет лучше узнать эту удивительную страну. Поэтому сейчас мы узнаем, каков был быт и хозяйство древних индийцев.

Примерно с середины 3-го тысячелетия до н.э. до середины 2-го в долине Инда существовала высокоразвитая древняя культура. Основой хозяйственной жизни здесь было земледелие.

Хозяева полуострова оставили для нас с вами настоящий клад. Который находится в этом ящичке. А также оставили загадки, отгадав которые мы сможем открыть ящик и узнать, что же за клад нам оставили.

Первая загадка звучит так:

  1. Ватный комочек

Забрался на цветочек.

Придет пора —

Будем носить его с ночи до утра.


Абсолютно верно, это хлопок! (Учитель показывает хлопок) В Древней Индии выращивали хлопчатник. С кустов хлопчатника собирали белые волокна, похожие на вату. Из них пряли нити и ткали хлопковые ткани, так необходимые в стране с таким климатом.

Вторая загадка:

  1.  Белый, а не снег,
    Сладкий, а не мёд.
    Бел как снег, в чести у всех.
    В рот попал и пропал.

Конечно, это сахар. А точнее, речь идет про растение, из которого древние индийцы первыми начали добывать сахар – мы говорим про сахарный тростник.(Учитель показывает мешочек с сахаром) Посмотрите, правильными ответами вы смогли открыть сундучок. Предлагаю вам самим исследовать его содержимое.

(Учитель пускает по рядам пакетики: в них содержится сахар, рис, пшеница, ячмень. На просмотр дается 4 минуты)

Все посмотрели? А теперь давайте определим, что же лежало в мешочках.

Правильно, именно эти культуры выращивались в Древней Индии: пшеница, рис, сахарный тростник, ячмень. И не забудем про хлопок. А теперь самостоятельно составьте в тетради схему, которую мы назовем «Хозяйство Древней Индии». На это у вас есть буквально 1 минута.

Вы молодцы! Мы с вами как настоящие исследователи изучаем Древнюю Индию. Но мы с вами так и не узнали, кто же здесь живет? Какой социальный строй у населения Древней Индии?

Каждый индиец с рождения принадлежал к одной из четырех каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. В Индии слово «каста» было заменено на слово «варна». А теперь открываем наш словарь и записываем, что же такое «варна»: варна – это замкнутая общественная группа, занимающая установленное обычаем и законом место в обществе. Варна передавалась по наследству. Так, например, ребенок слуги мог стать только слугой, а ребенок жреца – лишь жрецом. Как вы считаете, правильно ли это? Понравилось бы вам, если бы так произошло сейчас? Древние индийцы считали, что представители разных каст отличаются друг от друга по рождению также, как и животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда бы не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь у коровы не может вдруг появиться на свет козленок или ягненок. Все правила, относительно кастовой системы, содержались в древнеиндийском сборнике законов – «Законы Ману».

Итак, давайте запишем то, что вы только что узнали. Кто готов помочь всем и составить на дочке схему «Социальный строй Д.Индии»?

На запись отводится 3 минуты.

Ну что ж, последнее, что должны мы сделать, как настоящие исследователи – это выяснить, каким богам поклонялись индийцы. А знаете ли вы, что в древние времена прообразами богов часто выступали животные? Давайте вспомним, какое священное животное было в Древнем Египте?

Древним индийцам жилось нелегко: животные, населявшие джунгли, были хищными; сами джунгли кишели змеями. Возможно именно поэтому индийцы представляли богов в виде животных: индийцы поклонялись слону – одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона. Но по настоящему священным животным была корова – она давала людям молоко, и индийцы называли ее матерью, божественной кормилицей. Того, кто убивал корову считали страшным преступником, с которым никто не смел даже заговаривать после этого.

Религиозные верования Древней Индии делились на направления: индуизм, буддизм и ведизм. Посмотрите в следующий документ на вашем столе: у первой колонки индуизм, у второй – буддизм, у третьей ведизм. Прочитайте и давайте обсудим, что вы поняли из прочитанного текста.

Ученики смотрят на карту и в текст. Эталонная запись ученика:


  1. Древняя Индия находилась на полуострове Индостан

  2. В долине текли река Инд и река Ганг

  3. Гималаи

  4. В долине реки Инд климат сухой и жаркий, поэтому растительность здесь скудная. В долине реки Ганг климат жаркий и влажный, вся долина покрыта тропическими лесами – джунглями.









Хлопок












Сахар


























Варна – это замкнутая общественная группа, занимающая установленное обычаем и законом место в обществе. Варна передавалась по наследству.


Нет, конечно не понравилось.























В Д.Египте – кошка.







Организация первичного закрепления нового материала (8 минут)

Ребята, сегодня мы с вами огромные молодцы! Посмотрите только, сколько всего мы узнали за один урок.

А теперь, я предлагаю вам решить маленькие задания: посмотрите на экран.


Организация домашнего задания (2 минут)

Домашнее задание: подготовиться к самостоятельной работе по теме «Древняя Индия» - пар.20-21.




































Географическое положение Древней Индии

В Южной Азии, на полуострове Индостан, была расположена огромная страна - Древняя Индия. Теперь на ее территории существуют пять государств - Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш, Шри-Ланка. Берега Индии с запада, с востока и с юга омываются Индийским океаном, Аравийским морем и Бенгальским заливом. На севере страна окружена самым большим и самым высоким в мире горным хребтом - Гималаями, которые отделяли Индию от других стран мира. Само название «Гималаи» означает в переводе «обитель снегов». Но уже в предгорьях Гималаев царит вечная весна. В долине реки Инд климат сухой и жаркий, поэтому растительность здесь скудная. В долине реки Ганг климат жаркий и влажный, вся долина покрыта тропическими лесами – джунглями. Только на северо-западе Индии пролегал в древности путь из нее в другие страны.











































































Ведизм

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений:























Т ак Индра — бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома — бог священного напитка.











Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы — небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с

каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли — Агни и Сома. 











Индуизм

В индуизме на первый план выдвигается бог — творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма — это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он — каратель неверных и грешников. Вишну — это бог охранитель; Шиву — бог — разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды — результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.











Буддизм

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо — это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении — в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь — страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. 

 Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.



























Задания на закрепление нового материала:

Ребята, сегодня мы с вами огромные молодцы! Посмотрите только, сколько всего мы узнали за один урок.

А теперь, я предлагаю вам решить маленькие задания: посмотрите на экран.

  1. Заштрихуйте на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой (параллелями и меридианами), в котором полностью или частично располагалась страна, указанная в выбранной Вами теме.


Перечень тем

А) Древний Китай

В) Древняя Индия





2. Используя знания исторических фактов, объясните, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей этой страны?



Перечень тем

А) Древняя Индия

В) Шумерские города-государства

Б) Древняя Греция

Г) Древний Китай

  1. Прочтите отрывок из легенды и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

 

Ганеша родился прекрасным младенцем. Все боги пришли поздравить Шиву и Парвати с рождением сына и принесли подарки. Каждый, увидев ребёнка, восхищался его красотой. Лишь один бог Шани ни разу не взглянул на младенца, объяснив, что его взгляд обладает губительной силой. Но Парвати настаивала, чтобы и он посмотрел, как красив её сын. Лишь только Шани взглянул на ребёнка, как его голова упала на землю. Шива пытался приставить голову к телу мальчика, но она не прирастала. Тогда Брахма посоветовал безутешной матери приставить к нему голову первого встретившегося животного. Так мальчик обрёл голову слона.


Перечень тем

А) Древний Египет

В) Древний Рим

Б) Древняя Греция

Г) Древняя Индия












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!