СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древние народы Амурской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Древние народы Амурской области" был разработан для учащихся 3-4 классов. Классный час познакомит учащихся с малыми народами родного края, с их историей возникновения. Знание культурных традиций других народов помогает людям лучше узнать и главное - понять друг друга. В наше время тесного общения разных народов это особенно важно.

Просмотр содержимого документа
«Древние народы Амурской области.»

Древние народы Амурской области (слайд 1)

Цель: формирование представления о древнем народе, населявшего территорию Амурской области, его занятиях, культуре, быте.

Задачи:

1. Раскрыть особенности народа, населявшего территорию Амурской области.

2. Способствовать пониманию единства народов России.

3. Учить вступать в учебный диалог.

Оборудование:

Ход мероприятия

-Доброе утро!. Сегодня я к вам пришла поделиться интересной информацией, надеюсь, что для вас она окажется полезной. Для удобства работы предлагаю разделиться на группы. Возьмите в руки по одной карточке, лежащей на столе. Соотнесите современные изображения основных человеческих рас, изображения людей, которые вы держите в своих руках, с их древними изображениями (на столах). Займите места за столами.

(слайд 2)

- Живут в России разные

 Народы с давних пор.

 Одним тайга по нраву,

 Другим - степной простор.


         У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один черкеску носит,

 Другой надел халат.


         Один - рыбак с рожденья,

 Другой - оленевод,

 Один кумыс готовит,

           Другой готовит мед.


         Одним милее осень,

 Другим милей весна.

 А Родина,

 У нас у всех одна.


-Ребята, как называется государство, в котором мы живем?

(РФ, Россия) (по щелчку)

-Каждый из нас принадлежит к какому - то народу, национальности. К какому народу вы принадлежите?

(русские…)

-Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, проживающих на территории России, кроме русских, вы знаете? (слайд 3)

(якуты, буряты, татары, карелы...)

- На территории РФ проживает более 190 народов. Россия - многонациональная страна. А какие народы проживают или проживали на территории Приамурья, кто знает?

(эвенки, дауры, дючеры, орочоны, чжурчжэни...)(слайд4)

-Как вы думаете, о чем или о ком сегодня с вами будем говорить?

(о народах)

-А зачем нам о них говорить? (потому что они наши соседи...)

-Сегодня мы будем говорить об одном древнейшем крупном народе, некогда проживавшем на амурской земле. Назывался этот древний народ - МОХЭ (по щелчку).

- Об этом древнем народе МОХЭ мало, кто знает. МОХЭ - тунгусо - язычный народ, проживавший на территории Амурской области в 1 тыс. н.э. Историки предполагают, что от древнего племени мохэ сформировались другие современные народы Приамурья, которые проживают до сих пор на территории нашей области.

Историкам мохэсцы долгое время были известны лишь благодаря письменным источникам, лишь в XIX были найдены первые археологические предметы культа и быта этого народа, вещественные доказательства его существования.

Наибольший вклад в изучение культуры мохэ внесли ученые - историки (слайд 5) Евгения Ивановна Деревянко, Ольга Васильевна Дьякова, Сергей Павлович Нестеров.

-Сегодня вам предстоит побывать в роли ученых - историков и попытаться отыскать следы, оставленные "прошлым". Как различить предметы, которые использовали в старину, от современных? (по внешнему виду)

1. "Следы прошлого" (слайд 6)

-Перед каждой группой лежат предметы. Выберите и положите перед собой, те предметы, которыми, по вашему мнению, пользовались в старину.

Будьте аккуратны - старые вещи очень хрупкие.

(шкатулочка, замочек, косточка, брошь, камушек, рюмочка, 2 черепка, ракушка, медальон)

-Расскажите, что вы отобрали. Молодцы, вы справились с заданием. Вы настоящие историки! Мы можем продолжать работу!

2. "Земледельцы"

- Ученые узнали, что основой хозяйственной деятельности мохэсцев было - земледелие (слайд 7). Летописи сообщают следующее: "Землю пашут парою лошадей. Земля более произрощает просо, пшеницу, овес (по щелчку названия). Из зелени родится мальва.."

-Перед вами растительные культуры. Среди культур те, которые выращивали мохэсцы. Определите их. (на столах перед детьми баночки с крупами)

1 группа: пшеница, просо, кукуруза, гречка, манка.

2 группа: овес, горох, фасоль, ячневая.

После обсуждения (по щелчку появляются культуры).

- Растениеводство у мохэсцев было основной хозяйственной деятельностью. Вы отлично справились с заданием, молодцы!

3. "Животноводство"

-Мохэ занимались животноводством (слайд 8). Письменные документы свидетельствуют о разведении амурчанами животных: свиней, лошадей, собак, коров (названия по щелчку).

-Сейчас вам предстоит по следам определить животных, которых разводили люди племени мохэ (по щелчку появились следы животных).

(на слайде следы животных: коровы, свиньи, собаки, лошади, медведя, оленя, орангутанга, слона). Учащиеся по одному с группы выходят, показывают след и называют животных (после определения следов собаки, коровы, лошади, свиньи появляются названия по щелчку).

-Свинья считалась культовым животным. Ей поклонялись и мясо свиньи употребляли в пищу. Из кожи свиней делали одежду. Коней разводили и продавали.


4. "Собирательство".

-Собирательством, в основном, занимались женщины и дети, они отправлялись в тайгу (слайд 9) и собирали все необходимое, что могло пригодиться для приготовления пищи, в хозяйстве.

-По одной девочки с каждой группы берут лукошки и отправляются в «тайгу» повторить занятие предков (подходят к приготовленной парте и выбирают предметы, которые можно увидеть в тайге и пригодные в хозяйстве).

- Проверяем, что девочки насобирали (выслушиваем девочек).

- В тайге женщины и дети собирали коренья, съедобные грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи.


5. "Занятия мужчин".

-А теперь задание для настоящих мужчин. На слайде (слайд 10) вы видите изображения предметов, которыми пользовались мужчины племени мохэ, определите род занятий мужчин.

(сети, остроги, лук, стрелы, капканы, силки)

Мальчики по желанию встают и отвечают с места, по очереди с каждой группы.

- (по щелчку названия предметов) Мужчины племени мохэ занимались рыболовством, охотой, охотой на пушного зверя.


6. "Юные мастеровые".

-У мохэсцев было развито гончарное дело (слайд 11). Из глины они готовили различную посуду: кувшины, чаши, горшки (по щелчку). Каждый мастер стремился выполнить свои изделия неповторимыми, посуду украшали различными орнаментами (по щелчку). Элементы орнамента подсматривали в природе. Для историков большая удача найти целый сосуд, но чаще всего ученым достаются фрагменты. Два фрагмента сегодня вы уже видели.

Перед вами фрагменты древней посуды. Время стерло следы орнаментов. Вам предстоит творческая работа: восстановить узор, уничтоженный временем.

-Помните правила работы с пластилином, острыми предметами и не забывайте их.

-Кто выполнит работу, укладывает свои восстановленные фрагменты на лист для просушки.

-Посмотрите внимательно какие удивительные работы у вас получились!


Итог

- Вставьте пропущенные слова.

Основой хозяйственной деятельности мохэсцев было... Люди племени мохэ выращивали... Разводили домашних животных.... Культовое животное, которому поклонялись древние амурчане.... Женщины и дети занимались…, а мужчины... У древних людей было развито ... дело. Из глины они изготавливали...


Рефлексия (солнышко)

Если занятие для вас было познавательным, интересным, вы открыли для себя что - то новое - поднимите солнышко.

Подарки

Жизнь древних людей напрямую была связана с природой. Еще в древности наши предки, заметили, что ее дары приносят удачу, спасают от несчастий, болезней и бед. Так появились обереги, одним из таких было изображение - солнца. Люди верили, что оно согреет в лютые морозы, что солнце - это радость, жизнь, свет, к которому надо стремиться. Вам подарок в напоминание о наших давних предках, которые жили до нас много сотен лет назад.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!