СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древняя священная земля Адыгеи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на научно - практической конференции школьников, связанной с изучением истории Республики Адыгея.

Просмотр содержимого документа
«Древняя священная земля Адыгеи»


Возрастная категория (класс)

9а

Тема работы.

Древняя священная земля Адыгеи

Учитель-руководитель

Коваленко Светлана Викторовна

Учащийся

Мартынова Мария Семеновна

Республика

Адыгея

Район:


Город (село)

П. Гавердовский

Образовательное учреждение

МОУ «Сош № 18»

Руководитель учреждения

Девтеров Александр Владимирович

Почтовый адрес


Е-mail


Часто ли мы любуемся дивной красотой природы нашей родной Адыгеи? Знаем ли мы, как жили здесь люди в древности, какая культура у них была?

Есть ли в Адыгее следы древней жизни?

Знаем ли мы, как живет природа сегодня? Может быть, ей нужна наша помощь?

Автор работы, пытаясь ответить на эти вопросы, приглашает нас в увлекательное путешествие по древней земле адыгов. Работа состоит из нескольких разделов:

  1. «Грозный океан Тетис»

  2. «Страна Нартов»

  3. «Культовые памятники Адыгеи»

  4. «Культы древнего народа»

  5. «Древняя страна гор и легенд»

  6. «Царство гор и легенд»

  7. «Экологическая страница»

Автор работы предлагает задуматься, как живется природе Адыгеи сегодня, затрагивает актуальные вопросы охраны природы, приводит легенды, проводит топонимические изыскания, обращается к истории адыгского народа. В работе прослеживается межпредметная связь с историей Адыгеи и литературой.

Мартынова Маша является председателем школьного самоуправления, занимается вокальным пением, неоднокрастно выступала на конкурсах, концертах.







Как хорошо, что небу цвесть,

Что мир – волна,

Огромная, тугая.

Как хорошо, что ты у меня есть,

Земля моя – до боли дорогая

И.Машбаш.

Очень жаль, что не видел товарищ

Ты адыгских прекрасных гор.

И не слышал рокот ущелий,

И со рвами не вел разговор.

Среди скал не встречал рассвета,

И на склонах сады не растил.

И не слышал, как песня спета,

А ручей ее подхватил.

И не слышал о Нартах сказаний,

Мудрость старцев не воплотил.

И о прошлом адыгом преданий…

Значит, скучно на свете ты жил.

Приезжай!

Мы тебе будем рады,

И покажем родимый наш край.

Нет для друга адыгов преграды,

Ты почаще к нам приезжай.

Калашов Аскар Январбиевич.

Президент Федерации рукопашного боя г. Майкопа.

Действительно, часто ли мы любуемся дивной красотой природы нашей родной Адыгеи? Знаем ли мы, как жили здесь люди в древности, какая культура у них была?

Известно, что человек поселился в этих местах 780 000 000 лет назад. Есть ли в Адыгее следы древней жизни?

Знаем ли мы, как живет природа сегодня? Может быть, ей нужна наша помощь?

Вы скажете, что в наш век научно-технического прогресса человеку нет времени задумываться над этими вопросами. Каждый занят своими делами и заботами. Мы стремительно летим по жизни. У нас вечно нет времени. А жаль!

У природы Адыгеи есть замечательные сокровища: прикосновения к вечности, к прекрасному, чувство счастья, радости при встрече с горами, теснинами, водопадами, лесами. Это чувство запоминается надолго и помогает жить…

Здесь живет мужественный и гостеприимный народ – адыги. Здесь в мире и согласии трудятся люди разных национальностей.

Моя родная Адыгея – уникальное место, в котором удивительным образом переплелась сказочная красота природы с памятниками древней, духовной и материальной культуры, с легендами и преданиями.

Чтобы убедиться в этом, я приглашаю вас в путешествие по интереснейшим местам Адыгеи. Итак, в путь!

Первая наша остановка – самая древняя!

«Грозный океан Тетис» Представьте себе удивительную картину: перед вами древний безбрежный океан Тетис (по имени дочери бога Океана). На сотни и тысячи километров один океан, в котором живут хищные ящеры, когтистые рыбы, чьи отпечатки остались на камнях и кораллах и мириады ракушек-аммонитов (по имени древнего бога Аммона).

Тогда еще не существовало Кавказских гор, лесов и речек. Земля тогда дышала огнем, огромные волны, образованные от подземных толчков, обрушивались на коралловые и известковые острова. Казалось, они хотят стереть их со своего лица. Но получилось обратное. Острова росли, из морской пучины поднимались все выше и выше. Пройдет много миллионов лет, прежде чем они превратятся в горы и равнины… …

На Кавказ придет похолодание, затем потепление. Снега и льды начнут таять. По склонам гор потекут ручьи и реки. Вода растворяла, обтачивала карстовые горные породы, известняки, доломиты, из которых и состоят хребты и вершины Северо-Западного Кавказа.

Шло время, природа делала свое дело. Сколько удивительных ландшафтов природы, пещер, шахт, колодцев, ущелий, каньонов появилось в горах!

Потекли быстрые реки, зажурчали родники, алмазными россыпями засверкали водопады и озера.

Выросли удивительные по своей красоте леса, образовались широкие долины.

Так через много, много миллионов лет появились на Кавказе уникальные памятники природы.

По преданию, в это божественное место первыми пришли древние рыцари- нарты. Адыги считают их своими предками.

О народ, породы гордой.

О народ добросердечный!

Мать – река,

Отец твой – камень.

Предки – нарты,

Горы – боги. – Так говорится об этом в строчках стихотворения Ольги Альтовской «Нарты» … … .

И следующая наша остановка:

«Страна Нартов»

Таинственная и загадочная природа гор! Здесь можно представить, как жили нарты в древности, услышать их голоса. О чем же они хотят поведать нам? Нарты ведут свои рассказ из глубины веков…

«Мы нарты - рыцари были мужественными и смелыми воинами, боги покровительствовали нам, потому что мы любили свою землю, спасали свой народ от голода и холода, от врагов. Мы были хорошими земледельцами и охотниками. Разводили скот, сажали деревья, любили горы, леса, реки, оберегали и поклонялись им.

Мы учили детей различать добро и зло, почитать могилы предков, помогать старым. Мы жили долго. Долголетие и красоту давала нам золотая яблоня, которую подарил нам бог плодородия Созреем.

Мы знали много ремесел, гончарное и кузнечное дело. Наши женщины своими нежными руками украшали одежду золотым шитьем. Наша красавица Сэтэней была искусной мастерицей-золотошвейкой. По преданию поспорила Сэтэней с шорником, кто за один день смастерит изделие краше. И стали под ее дивными пальцами рождаться дивные волшебные узоры.

Вот уже солнце коснулось краем горизонта, а Сэтэней еще не закончила работу. Раскрыла тогда мастерица уже вышитые узоры – изумленное солнце остановило свой ход, очарованное сказочной красотой. С тех пор говорят: солнце перед заходом замедляет свой ход.

В наших песнях и танцах слышалась музыка природы: музыка гор, ручьев и водопадов, шелест листьев, раскаты грома. У нас были музыкальные инструменты: шичепшин, сырын, бжъэмый, эпепшин, камыль(камыш).

Камыль изобрел нарт Ащэмэз. У этого инструмента было замечательное свойство. Один конец у него был белым, а другой – черным. Когда Ащэмэз играл на белом конце камыля, наполнялись водой сухие русла рек. Земля нартов становилась красивой, плодородной.

Когда он играл на черном конце, все вокруг опустошалось и вымирало, в том числе, и враги нартов.

Совершая обряды мы танцевали хороводные танцы (шыблуэудж) в честь божества грома Шиблэ, ритуальный танец при жертвоприношениях (сандрак).

В танцах выражался характер нартов: чувство собственного достоинства, мужественность, горделивость, сдержанность. Много занятий было в нашей жизни, но основным мы считали защиту родной земли. Нам помогали верные друзья и надежные помощники - боевые кони…

Еще много историй и преданий мы могли бы рассказать вам, но пора в путь…

Помните, не забывайте имена доблестных нартов: Бадиха, Ащемеза, Бадыноко, Пэтэрэса, Шауайя, Сэтэнай, Сосруко…

Мы были достойны вашей памяти».

Адыгский народ свято чтит память нартов. «Только тот достоин счастья, кто приносит счастье людям» – говориться в нартском эпосе, поэтому нарт Сосруко, несущий огонь своему народу, изображен в гербе республики Адыгея символом храбрости, мужества и чести. В гербе Республики много символов природы: початки кукурузы, просо, листья дуба символизируют богатство флоры республики. Находящаяся в верхней части ленты большая звезда олицетворяет единство многонационального народа Адыгеи, а двенадцать звезд – символы двенадцати родов.

Национальный флаг Адыгеи – зеленого цвета – символ ислама. Также это цвет травы, деревьев, леса. Три стрелы на флаге – три древних адыгских княжеских рода. Стрелы также ассоциируются с богом-кузнецом Тлепшем. Этот флаг создан шотландцем Дэвидом Уркартом.

Сохранилось предание, в котором говориться, как нарты навсегда покинули эту землю…

Собравшись в Майкопской долине, нарты, гонимые холодом и голодом, двинулись дальше к Фишту, где нашли себе последнее пристанище.

Один из нартов вернулся, чтобы убить кабана. Убив его, он встретился с сыном нартской женщины Пако, который был рожден от мужчины из племени людей. Глядя на него, Уач подумал: «Он, наверное, из тех маленьких людей, которые, как говорили старейшины, должны были появиться после нас на этой земле», - и по обычаю, отдал ему часть своей добычи, а затем отправился к нартам. Туша кабана была так тяжела, что конь Уача проседал по колени в землю и оставлял глубокие следы от Майкопской долины до горы Фишт. Этот след адыги назвали Къолъэфыжъ илъагъу (След белого кабана). Так покинул эту землю последний нарт.

В эпосе «Нарты» мы находим древние топонимы мест, где жили и сейчас живут адыги. В нем встречаются такие названия, как Пшиз (Кубань), Лабэ (Лаба), Шхагуаще (река Белая), Хышлуцлэ (Черное море).

Еще в древности адыги примечали характерные черты местности и соответственно им давали названия этим местам. «Когда умирает тигр, остается шкура, когда умирает человек, остается имя» - говориться в пословице.

В разное время по-разному адыги называли свою священную гору Эльбрус. (Эль-бырысыр – безумный, беспокойный.) Видимо, в древние времена Эльбрус был неспокоен, возможно, из-за землетрясений во время образования Кавказских гор. Хотя позднее эта гора называлась гора Счастья, возможно, ввиду каких-то счастливых обстоятельств.

Сохранилось предание, что если посмотреть на гору Эльбрус и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Что же обозначают названия гор, рек в переводе с адыгейского языка?

  1. Гора Афонка (Связано с именем бога-громовержца Афы).

  2. Река Фарс («Бурливая»).

  3. Река Сохрай («Оленья»)

  4. Гора Фишт («Белая голова»)

  5. Хаджох (Хадж – паломничество в Мекку)

  6. Гора Чугуш («Голова земли»).

  7. Гора Большой Тхач («Холодный хребет»)

  8. Ущелье Мешоко («Медвежья долина»)

  9. Река Гуамка («Запах омелы»).

  10. Руфабго («Белая гора»)

  11. Азиш-Тау («Дорога в горах»)

  12. Пщеха («Нести копье»)

  13. Куржипс («Грузинская вода»)

  14. Река Цицэ (Цаце – трехпалые деревянные вилы).

  15. Гора Тхач («Молодой бог»).

  16. Гора Шахан («Шах» - «царь»)

  17. Гора Тыгба – («Гора туров»)

  18. Плато Лаго-Наки. (По преданию, название топонима состоит из имен юноши и девушки – Лаго и Наки. Они любили друг друга, но из-за жестокости людей не могли быть вместе. Не представляя себе жизни друг без друга, они бросились со скалы)

Предки адыгов оставили о себе память в названиях рек, гор, хребтов, ущелий…

Занимаясь земледелием, древние адыги внимательно наблюдали за жизнью природы. Свои наблюдения они выразили в пословицах и поговорках.

  1. Белые облака – к долгим дождям.

  2. Теплый дождь способствует росту трав.

  3. Туманное утро приносит ясный день.

  4. Розовый горизонт вечером – семь погожих дней, розовый горизонт утром – семь дождливых дней.

Эти мудрые пословицы помогали древним животноводам и земледельцам. Кроме животноводства и земледелия, адыги занимались различными ремеслами.

Про мастерство адыгов хочется говорить стихами:

Прославлен был мастеровой,

Коль занимался он рудой,

Он шашки грозные ковал,

Кувшины разные, кинжал,

По серебру чеканил он

Адаты, заповедь, закон.

Прекрасный чудо-ювелир,

Он в золото вплавлял сапфир.

И отвести нет силы взор.

Какое чудо! Вот узор!

О нем наслышан был восток,

И он здесь был не одинок.

Ах, эти сказки на сукне!

Как будто все в волшебном сне.

Руками нежными швеи

Златою ниткою легли.

Калашов Аскар Январбиевич

Орнамент передавал красоту природы. Орнаментом из золота и серебра расшивали одежду. Геометрический, растительный, зоомфорный орнамент можно было встретить на различных предметах: сумочках, чехлах, кольчугах, шлемах, керамической посуде и других предметах.

Геометрический орнамент соотносился с силами природы и ее стихиями (Зигзаги – это силы небесные). Растительный и зоомфорный орнаменты связаны с растительными культами (Усики, завитки, трехлистники). Свое мастерство адыги передавали от отца к сыну, из поколения в поколение.

Оно дошло до наших дней, многие древние ремесла сейчас возрождаются. (Золотое шитье, изготовление деревянных музыкальных инструментов, плетение циновок, ювелирное дело).

***

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам!

Животворящая святыня! – писал А.С.Пушкин.

Древний народ, создав культовые захоронения, дольмены, курганы, любил своих предков, почитал их и донес свою любовь и почитание до наших дней. Дольмены – очень древние сооружения. Они – национальная гордость Адыгеи, уникальное украшение ландшафта.

Поэтому следующая наша остановка:

«Культовые памятники Адыгеи»

Неизвестно, повинуясь каким традициям и верованиям задолго до нашей эры неведомый нам народ почти две тысячи лет, год за годом упорно воздвигал в лесистых горах Западного Кавказа сооружения из каменных плит – дольмены (кельтские слова – «tob» - «стол», «men» - «камень»). Эти дольмены – гробницы первобытной эпохи. Адыги называют их «испыуны» - «дома карликов». Легенда рассказывает нам, как племя карликов сумело подчинить себе хитростью могучее племя великанов и заставило строить себе усыпальницы, в которых впоследствие хоронили сразу несколько умерших.

Интересно, что некоторые дольмены были сооружены на курганах и обставлены менгирами (от британского «men» - «камень», «hir» «длинный»), вертикально врытый в землю камень – культовый памятник эпохи энеолита и бронзового века. Иной раз, около дольменов находят культовые сооружения эпохи неолитов и бронзового века, стоящие одна около другой правильным кругом тонкие каменные плиты – «кромлехи» (от британского «crom» - «круг», «lech» - «камень»).

Древние люди верили в загробную жизнь, поэтому ритуал погребения требовал сопровождения умерших различными предметами, необходимыми в загробном мире. Орудия труда из камня, кости, рога, предметы быта, керамическая посуда с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы, украшения, найденные в дольменах, рассказывают нам о жизни древнего народа.

Множество курганов, возвышавшихся в долинах Адыгеи, хранили тысячелетнюю память предков.

Находки из курганов уникальны, они дают представление о древней материальной и культурной жизни древних адыгов.

Народ называл их именами погибших воинов, вождей. Складывал о них легенды.

«Жили в горох близ Майкопа четверо братьев, четверо удалых джигитов: Ошад, Арым, Колясыж и Чемдыш. Была у них сестра красавица Сусара.

Однажды наездник Кожеуб, приехав в гости к братьям, похитил сестру и поскакал с ней в свой аул. Братья бросились в погоню, настигли его на правом берегу Шхагуаще. Кожеуб натянул лук, и стрела поразила Ошада. Братья продолжали погоню, но Кожеуб по мере того, как его настигали, убивал одного преследователя за другим. Последний из оставшихся в живых братьев Чемдыш догнал Кожеуба, сразил его, но и сам получил смертельную рану. Сусара не смогла пережить смерть братьев и лишила себя жизни»

По преданию, там, где пали герои, их предали погребению. Над ним воздвигли курганы, которые стали называться именами погибших братьев: курган Ошад – в Майкопе, Арым – в станице Кужорская, Колясыж и Чемдыш - в окрестностях аулов Мамхег и Кашехабль.

Все пять курганов знамениты и почитаемы, но особой известностью пользовался курган Ошад. На нем собирались воины перед походом, принося жертвы, проводились народные собрания «Хасе».

Курган Ошад был раскопан в 1898 году профессором Н.И. Веселовским. Уникальные вещи из этого погребения принесли кургану всемирную славу. На окраине Майкопа затаился невысокий белый обелиск. Это единственный в своем роде мемориал-памятник надмогильному сооружению. Больше такого в Европе не найти…

В долине реки Белой неподалеку от поселка Тульского высится небольшая гора Шахан. Предание донесло до нас сведенья о том, что много лет назад здесь был огромный курган. При его раскопках нашли осколки керамической посуды, металлические украшения, кости людей и животных. Самой драгоценной находкой стала золотая корона повелителя скифов, который, возвращаясь из очередного набега, тяжело заболел. Знахари и лекари не смогли его спасти, и он скончался. Все войско собралось возле царского шатра. Его тело подняли на гору, приготовили жертвенный костер. Подвел к нему лучших скакунов, уложили на бревна рабынь - наложниц и жену. Вспыхнуло жаркое пламя, черный дым метнулся к небу, раздались крики и плач жертв.

Затем пепел ссыпали в яму, от нее прорыли траншею в царскую усыпальницу, куда положили добычу, оружие повелителя и его золотую корону. Каждый воин, насыпав в шапку землю, бросал ее в усыпальницу. Воинов было так много, что вскоре на вершине горы вырос величественный курган. Много веков прошло с тех пор, не стало кургана, разграбленного искателями сокровищ, но память о нем хранится в легендах. Корону отправили в музей.

***

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… - Это стихотворение Ф. Тютчева очень точно отражает отношение древних людей к природе, поклонение и почитание ее.

Следующая наша остановка:

«Культы древнего народа»

Много культов было у предков адыгов, так как они были язычниками. Эта вера объединяла их, позволяла выжить в таком непростом мире. Язычеству свойственно культовое поклонение неодушевленным предметам природы. Ими могли быть солнце, луна, звезды, огонь, вода, камень, деревья. Они наделялись магическими свойствами. Древние люди строили святилища и совершали там священные обряды.

На дольменах находят зигзаги, круги, кресты, подобные солярные символы, встречающиеся по всему Кавказу на различных предметах от эпохи камня до средневековья, являются несомненным признаком культа солнца. Эти изображения должны были магически влиять на будущий достаток и плодородие. О поклонении солнцу говорят круговые обкладки из камня, кромлехи, окружавшие курганы, дольмены, грунтовые могильники.

В дальнейшем адыги самым значительным предметам быта и окружающей среды старались придать форму круга (Священный столик «анэ», круг старейшин на собраниях «Хасэ», круговые танцы.)

С культом солнца связан культ огня. Археологами найдено немало святилищ, связанных с поклонением огню.

Огонь согревал, кормил, объединял людей. Культ огня был символом домашнего очага, семьи, рода. Почитание огня отражено в здравнице: «Чтобы ваш очаг был светлым и теплым».

Представим себе древнее святилище, место поклонения огню…

Оно огорожено большими плитами, между ними горит огонь, неподалеку люди готовят ритуальную пищу, приносят ее в дар огню. Недалеко от алтаря воздвигнут шест с рогами оленя, что так же является частью ритуала. Вокруг много керамических шариков, хлебцов, диски, круги, которые являются частью культа огня и солнца…

Камень с древнейших времен был важным символом магических сил. Он олицетворял силу, постоянство, стабильность, вечность. Считалось, что камень хранит память тысячелетий.

И это действительно так. Вспомним пещеры, гроты, стоянки, навесы в горах Адыгеи, жилища первобытных людей, дольмены, кромлехи, менгиры, камни-валуны, огромные окаменевшие аммониты и небольшие камни, в которых сохранились отпечатки морских животных океана Тетис, свидетелей древней жизни. Всем известен священный камень мусульман Кааба – святыня, которой и сейчас поклоняются мусульмане. А множество галек по берегам рек! Оказывается, это окаменевшее просо Тхагаледжа!

Невысокие горы, окружающие Майкопскую долину, называются «Тхьагъалэдж ихвамэщ» - «Ток Тхагаледжа». Как говорится в мифах, просо, собранное с полей, Тхагаледж хранил на току близ Майкопской долины. Однажды к нему пришла мать и сказала, что собранного проса вряд ли хватит до следующего урожая. Слова матери больно ранили Тхагаледжа, и он воскликнул: «Тогда пусть все просо превратиться в камни» С этими словами он стал разбрасывать просо по сторонам, и оно превращалось в камень вокруг Майкопской долины. Эти горы начинаются с южной стороны города Майкопа. А все камни и гальки, согласно преданию, считаются окаменевшим просом Тхагаледжа.

На этом совпадения мифов и реальности не заканчиваются. На разных уровнях Куржипских террас обнаружены известные памятники: Майкопская плита с древней клинописью, удивительные петроглифы - гальки с изображением различных культовых животных: мамонта, слона, быка, лошади, оленя. Все эти памятники объединяет один материал – камень, то есть по преданию - окаменевшее просо Тхагаледжа.

Особенно ярко взаимоотношения этноса и природы выразилось в культе дерева. Лес давал пищу, тепло, спасал от ветра, от опасности, позволял строить жилища. Поклоняясь деревьям, адыги верили, что в деревьях живут духи и различные божества, что у них есть душа и разум. Верили, что дерево видит и знает неведомое человеку и может помочь в трудную минуту.

Почитая деревья, адыги совершали различные религиозные обряды у священных рощ и деревьев, вешали на них шлемы, мечи перед походами, а позднее привязывали на них разноцветные ленточки.

В священных рощах не разрешалось охотиться, нарушать покой природы, нельзя было рубить священные деревья, ломать ветви. Считалось, что это может принести гибель роду.

Если человек скроется от преследования в священной роще, его не трогали, так как он находился под покровительством божества.

Деревом жизни считалась золотая яблоня нартов. Интересно, что превращение нартов в смертных и их исчезновение с земли объясняется в сказании потерей нартским родом яблони. Интересно также, что в дальнейшем с принятием христианства адыги сохранили первобытное почитание дерева, добавив к нему религиозные символы (крест).

С культами связано много обрядов и обычаев. Считалось, что лес – это живое существо, поэтому по традиции топор, с которым шли в лес, должен был быть обязательно завернут в чехол, потому что живая природа боится. Она дрожит при виде топора.

К древним природоохранным традициям относился обычай при сборе урожая оставлять часть диким животным.

Также был обычай отпускать в лес сто голов мелкого рогатого скота (овец, коз).

Олени, лани, медведи были магическими животными. Медведя убивали только в целях обороны. Его шкура была символом здоровья и богатства. Часто в люльку клали клык медведя, чтобы ребенок вырос сильным и крепким, как медведь.

Почитая природу, адыги проводили обряды: кормление воды, сбор воды от первого дождя (шъыблэпс) и многие другие обряды.

В дальнейшем поклонение силам природы перешло в поклонение божествам, а их было множество:

Тха – великий бог;

Пеатха – душа;

Уашхо – бог неба;

Шиблэ– бог грома и молнии;

Псыгуаша – богиня реки;

Жиг-гуаша – богиня деревьев;

Амыш – покровитель скота;

Тхагаледж – покровитель земледелия;

Тлепш – покровитель кузнечного дела;

Зегуатха – бог походов и наездничества.

В горах и долинах строились святилища, в которых приносились жертвы богам. Даже в наше время на сохранившемся в Хамышках святилище любители древности во главе с археологом Ловпаче Н.Г.совершили жертвоприношение семи богам и обряд «Кормление воды» в память о своих предках. А когда один из участников показал Ловпаче тамгу – символ своего древнего рода ,то это было символическое изображение горы Трезубец.

Священные рощи, долины, горные склоны, леса, реки были первыми природоохранными территориями Адыгеи.

Горная Адыгея – прекрасная сказочная страна. Она уникальна.

Здесь вас встретят горы в шапках снега и льда, стремительные горные реки, каньоны и теснины, загадочные пещеры, искрящиеся водопады…

В лесах вы почувствуете терпкий запах смолы и хвои, будете любоваться чудесными растениями.

Четвертая наша остановка:

«Древняя страна гор и легенд»

В горах можно встретить следы древней жизни, начиная с раннего палеолита и кончая поздним Средневековьем. Природа сохранила в пещерах, гротах, скальных навесах стоянки древних людей, созданные сто тысяч лет назад. Они находятся в Баракаевской пещере, верхнем течении реки Губс, в пещерах на реке Дах. Множество найденных здесь предметов: каменные и кремневые орудия, изделия из кости, бусы из перламутра, речных галек, амулеты из зубов животных, керамические осколки посуды рассказывают о жизни древних людей, а в ущелье Мешуко обнаружены грунтовые могильники эпохи бронзы и раннего Средневековья.

А сколько святилищ, разрушенных поселений и крепостных стен, городищ, древних укреплений горцев, следов важных государственных и политических событий, проходивших в горах, интересных и значимых, как памятники археологии и истории, расположено в горах.

Изумительные ландшафты гор, вместе со свидетельствами древней жизни, историческими и геологическими памятниками создают уникальные комплексные памятники природы. (Впервые термин памятник природы был применен известным немецким естествоиспытателем и путешественником А. Гумбольдтом более 180 лет тому назад. Тогда он обнаружил необычайное по размерам и возрасту дерево. С тех пор этим термином стали обозначать уникальные природные явления.)

Чтоб убедиться в этом, я приглашаю вас в страну гор и легенд – горную Адыгею.

Остановка: «Царство гор и легенд»

Нас встречает царство Хаджоха. Матушка-природа приготовила нам здесь множество чудесных подарков.

Царство Хаджоха – скалы, загадочная дикая глубина ущелий, пещеры, водопады, красавицы реки …

Поражает разнообразие растительности этих мест.

Хаджох – это палеонтологический музей под открытым небом. Здесь находятся стоянки первобытного человека, курганы, дольмены. В горном лесу встречаются старые черкесские сады.

В районе Хаджоха сохранились фундаменты старых аулов, средневековых поселений и укреплений времен Кавказской войны, когда четырехтысячное войско Шамиля Мухаммеда Амина обороняло неприступный аул Хаджох. Интересна каменная площадка - судилище Мухаммеда Амина. В старинной легенде говориться, что этот жестокий предводитель сбрасывал в бездну каньона мюридов, нарушивших закон. Если сброшенный в каньон черкес оставался жив, то ему прощалась его вина. А в другой легенде рассказывается, что очень давно в горах жили люди. Занимались охотой, выращивали скот, собирали плоды леса, в скальных теснинах защищались от врагов. Это был суровый и справедливый народ, который жил по строгим законам гор, соблюдая обычаи и традиции предков. И если кто-нибудь нарушал эти законы, его сбрасывали в каньон на съеденье живущему там и прикованному к скале цепями дракону.

Но однажды в каньон сбросили невинного человека. Рассердились боги на людей. С неба хлынул поток дождя, сметая все на пути. Страшного дракона боги превратили в камень, и с тех пор не существует сурового суда в каньоне. А остров Каменный Дракон стоит, напоминая людям о тех временах.

Неподалеку от острова Каменный Дракон гремит Хаджохская теснина. Она производит неповторимое впечатление. Как будто таинственные силы природы, словно ударом меча, рассекли высокий лесистый хребет, шум реки слышен издалека. В каньоне грохочет Белая. Бурлит, ревет, стонет и клокочет, преодолевая препятствия, нежится в заводи гигантских чаш и беснуется в ярости, прыгая по уступам. Чудовищная сила потока гудит в скальных тисках каньона. Затем, успокоившись, река стремительно бежит вперед. Адыгейское название реки Белой – Шхагуаще. А называется она так вот почему.

Давным-давно жил у реки старый князь. Был он богат. Но пуще всех богатств дорожил он красавицей-дочерью. Пришла пора выдавать дочь замуж. Но княжна и слышать об этом не хотела.

Однажды в полночь князь увидел, как у плетня стоит его дочь и разговаривает с пастухом.

- Как ты смеешь позорить мою дочь, забудь ее!

- Это не в моих силах, - тихо отвечал пастух.

- Отец, вот кому принадлежит мое сердце! – сказала дочь старого князя. Эти смелые слова окончательно рассердили князя. Приказал он зашить влюбленных в кожаный мешок и бросить в реку. Так слуги и сделали, но незаметно вложили в мешок нож. Долго плыл мешок по реке. Но наконец, зацепился за корягу. Пастух разрезал мешок, и влюбленные вышли на берег.

Дочь князя приручила местных оленей и доила их, а пастух ловил рыбу. Вскоре они узнали, что князь тяжело заболел и в бреду звал свою дочь. Княжна подоила оленей и принесла молоко умирающему отцу. Пастух сопровождал ее. Обрадовался старый князь, что видит свою дочь живой и благословил их брак.

А дочь старого князя прозвали Княгиней оленей, по адыгски Шъхьагуащэ, (от слов «шныхъ- «олень», «гуащэ» - «покровитель»).

В Хаджохском ущелье лежит огромная каменная глыба – Казачий камень. Когда-то, давным-давно она откололась от скального хребта и скатилась вниз в долину реки Белой. С этим камнем связано адыгское предание. Возле этого камня проводился ритуал посвящения молодых юношей-джигитов в мужчины. Мужчину-воина готовили с детства. Учили владеть холодным и огнестрельным оружием, передвигаться на лихих скакунах по горным тропам, маскироваться, ориентироваться, ходить без шума. Наряду с этими элементами боевого искусства, по которым держали экзамен перед старейшинами аула, было вождение коня на крутой скальной тропе. Для этого было выбрано место на гигантском камне-валуне. Одно из таких состязаний было в сырую, ненастную погоду. Никто из юношей не мог взобраться на этот камень. И вдруг все замерли. Джигит на быстром коне взобрался на этот камень. На вершине он снял шапку – и все увидели, что это была девушка. Примечательно, что после этого соревнования на этом камне никогда больше не проводились.

Природа приготовила нам еще один подарок – водопады. Их много в Адыгее, особенно красивы водопады Руфабго. Каждый из этих водопадов имеет свой характер. Одни – строптивые и своенравные, падают с каменных уступов, с силой прорезая толщу горных пород, другие – тихие, спокойные, ласковые. Весной они радуют веселым шумом, зимой впечатляют нагромождением льда и сосулек. Это царство Снежной Королевы. Примечателен водопад Сердце Руфабго. Легенда рассказывает нам о происхождении названия водопада.

Юноша по имени Хаджох убил злого волшебника Руфабго, а его сердце отбросил далеко в сторону. Оно упало в горный ручей и окаменело. А на этом месте образовался красивый водопад. Камень у водопада стали называть Сердце Руфабго, а сам ручей – Руфабго. После ливней в ручье течет вода буро-красного цвета от залегающей в верховьях красной глины. И кажется, что из камня - Сердце Руфабго по сей день хлещет кровь великана. Из восьми водопадов он самый таинственный и живописный.

Завораживает ландщафтный памятник природы – Гуамское ушелье. Этот каньон реки Куржипс своей красотой знаменит далеко за пределами Кавказа.

Гиганские каменные стены на четырнадцать метров поднимаются ввысь. Сложенные из доломитизированных известняков еще сто миллионов лет назад, они старились на холодном ветру и жгучем солнце. И теперь в их широких трещинах растут тис и самшит – представители третичного периода. А рядом – более молодые: сосны, пихта, дуб, бук, граб. Интересно, что скалы вдоль ущелий имеют различный цвет: коричневый, желтый, серый, розовый, белый, черный. По ним в некоторых местах струятся водопады. Река течет здесь с огромной скоростью, образуя гроты, лабиринты, водопады, неповторимые пейзажи.

Уникален суровый и привлекательный каньон реки Цице. Это семь Гуамских ущелий вместе! Монолитные скалы вдоль реки прорезаны узкими причудливыми щелями, по которым с огромной высоты падают водопады. Река сначала, прорываясь среди нагроможденных камней, привычно журчит возле них. Затем полностью исчезает, уйдя под землю, и вновь появляется. Чудесное явление природы!

Воду реки Цице майкопчане хорошо знают: называют ее Серебрянкой за ее чистоту, прохладу и чудесный вкус.

Азишская пешера расположена на склонах горного хребта Азиш-Таун. Именно вдоль этого хребта в давние времена проходил караванный путь из Европы в Азию.

И еще одно удивительное творение природы – хребет Каменное море, которое ограждает нагорье Лаго-Наки. Огромные серые плиты разбиты зияющими трещинами и напоминают застывшие гребни волн во время сильного шторма. Кое-где встречаются карстовые воронки. Участки между глыбами поросли рододендроном, можжевельником, чабрецом.

На Лаго-Наках имеются колодцы, шахты, пещеры. Одна из них, пещера Азишская – карстовый памятник природы. В тишине пещер свисающие каменные сталоктиты – сосульки – звенят вечной капелью. Снизу вверх растут стологмиты, создавая удивительные фигурки сказочных персонажей и экзотические скульптуры. И всю эту неземную красоту сотворили за долгие тысячелетия обычные капли подземной воды. Как ажурным кружевом окружают сталоктиты своды пещер. Здесь множество таинственных подземных лабиринтов с водопадами, галереями, залами и коридорами.

Собор-гора – геологический комплексный памятник природы. Это древнее святилище Кавказа. Вокруг горы находятся таинственные сооружения, курганы и обломки каменных плит. Родник, струящийся у подножия горы, много веков посещали паломники, бросая монетки в святую воду и совершая обряды.

Горы Фишт и Оштен – чудесная, удивительная сказка. Две горы Фишт и Пшеха – слились в один монолитный скальный бастион. Зубчатый изогнутый гребень горы Фишт напоминает ребристую шею динозавра. На замшелых скалах выделяются большие ярко-красные пятна. Три водопада с силой вырываются из недр гор и падают со стен утеса в глубокую пропасть. Это вечно живые слезы Прометея. «Он пролил их, борясь с огромным орлом», - говорят проводники туристам. Здесь был прикован Прометей, который выкрал у Зевса искорку священного огня, высеченную из камня колесницей Гелиоса, научил, как с ней обращаться. За это Зевс приковал его в горах Кавказа, на западной скальной стене горы Фишт.

К горе прилетал могучий орел и клевал печень Прометея. Так продолжалось много лет. Но и после этого Прометей не покорился. Тогда разгневанный Зевс метнул в Прометея свою огненную стрелу. Раздался гром, взметнулись пламя и дым. Разрушилась на две половины гора, к которой был прикован Прометей. Огромный провал в гребне гор Фишта и Тляхо – это след от огненной стрелы Прометея. Из скального разлома доноситься шум водопадов – это непрерывный стон непокоренного титана. Радужный веер брызг от водопадов – это горькие слезы великана.

Фишт - символ Адыгеи как горной страны, символ туризма.

О нем говорят – «коралловый остров», и это действительно так.

В древние времена Адыгея была дном моря Тетис, а морской остров – коралловым рифом. Океан Тетис исчез с лица земли около 65 миллионов лет тому назад, но остались в глубоких скальных каньонах отпечатки гигантских раковин аммонитов, морских ежей, биллимнитов, наутилусов и т.д.

Здесь можно наблюдать удивительные природные явления, семь чудес света Фишта:

  1. Одна из самых глубоких пещер России «Крестик-турист».

  2. Водопад высотой 250-300 метров.

  3. Малый ледник горы Фишт.

  4. Появление и исчезновение ручья Водопадистый.

  5. Огромное количество растений – эндемиков, которых нет нигде на земле.

  6. Древний коралловый остров, сохранивший в окаменелом виде растительный и животный мир океана Тетис.

  7. Очень глубокое залегание снега.

Кроме того, здесь удивительно чистая вода, россыпь горного хрусталя, водопады, где река Белая падает вниз и каскадами водопадов рассыпается в глубоком скальном каньоне, величайшая трех-четырехсотлетние великаны-деревья, шестидесятиметровые кавказские пихты, десятки пещер, карстовых воронок.

Здесь берет свое начало река Белая.

В легенде так говорится о происхождении гор Фишт, Оштен и плато Лаго-Наки.

«Было это в далекие времена. Привольно жили адыги на земле своих предков. Но вот однажды, словно черная грозовая туча, двинулись с моря на землю адыгов враги. Жестоки и беспощадны были они. Стариков убивали, а женщин и детей угоняли в рабство. Старейшины решили биться до последнего. Но решили они не бросать все силы в бой, а поделить их на три части.

Первое войска повел в бой опытный вин Фишт. Старые бойцы крепко бились, но слишком не равны были силы, и погибли старые воины все до одного.

Повел тогда против врагов молодую дружину храбрый Оштен. Бились теперь с врагами сыновья погибших стариков. Но пала в бою и дружина Оштена.

Оставалась последняя надежда. Вступили в бой юноши – внуки погибших стариков. И повел их юный Лаго. Долго бились юноши. Был ранен смертельно Лаго. Верный конь принес его к дому невесты Наки.

Надела Наки доспехи своего возлюбленного и повела остатки храбрецов на врага. Не выдержал враг такого натиска и побежал обратно к морю.

Давно это было. Но стоят с тех пор на земле адыгов седоглавые вершины Фишт и Оштен и молодое нагорье Лаго-Наки»

Одним из самых удивительных и красивых мест Адыгеи считается гора Трезубец, начало хребта Ду-ду-Гуш. Это суровые пики остроконечных гранитных скал. В легенде о горе Трезубец говориться:

«В древние времена, когда горы Адыгеи омывал океан Тетис вышел на берег царь морской и был поражен красотой, величием и богатством этого края. В восторге он воскликнул, что нет в его царстве мест, красивее, чем этот! И в знак утверждения сказанного воткнул в берег свой трезубец.

С тех пор много воды утекло. Отступил океан, а гора Трезубец стоит как символ прекрасного, как знак подтверждения уникального творения природы».

В горах можно увидеть еще один прекрасный памятник природы – Каменные столбы или Чертовы Пальцы Большого Тхача.

Они непреступными утесами поднялись со дна глубокого ущелья, гигантские, изготовленные природой из цельного скального монолита, Каменные столбы, похожие на высокие конусные свечи, перегораживают узкое и глубокое ущелье, словно фантастический мираж. Прорезая небо, они создают удивительный ансамбль диковинных каменных скульптур. Это величавое каменное чудо, сотворенное природой.

Удивителен хребет «Черногорье» или «Спящий черкес». Это геологический памятник природы. Он представляет собой огромный силуэт одетого в бурку спящего черкеса. Черная папаха, крючковатый нос с горбинкой, сжатые губы, подбородок, создают впечатление образа воина, навеки уснувшего на рубеже южных границ Адыгеи. В легенде говорится, что это мужественный нарт-богатырь, до последнего сражавшийся за свою землю. Он лежит в ледяной пещере горы Фишт в одежде черкесского воина. На нем шлем и кольчуга, меч и кинжал. В ледовом плену он хранится вечно, напоминая потомкам о тяжелых временах горского народа. Охранять нарта поручено одному из древнейших адыгских родов, и войти в пещеру без разрешения рода никому не позволено.

Гора Большой Тхач - изумительный природный памятник. Кроме того, на вершине горы имеются развалины древнего города. Сохранилась стена разрушенного города, сложенная из тесаного камня. Вокруг следы непонятных сооружений: жилищные террасы, некрополь, каменные ворота, холмы. Все это заросло тисом. Труднодоступен Фишт-Оштеновский массив. (Г. Фишт, Оштен, Пшехо-Су) Словно три богатыря возвышаются высокие снежные вершины. В солнечный день они переливаются белизной крупных ледников, завораживают сказочной красотой и неприступностью. Здесь преобладают скально- и горнолуговые ландшафты. Эта территория Кавказского природно-биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова.

История создания этого заповедника связана с обитанием в этих местах кавказского зубра и с существующей на этих землях «Кубанской Великокняжеской охоты». Активное освоение западного Кавказа после окончания Кавказской войны быстро сократила количество зубров, и в 1888 году великий князь С.М.Романов создает здесь «Великокняжескую Кубанскую охоту». Это был охотничий заказник, который сыграл большую роль в сохранении обширных лесных массивов и рек.

В наши дни значение государственного природного биосферного заповедника велико. Это научно-исследовательская лаборатория под открытым небом. Здесь природа и человек стремятся жить в согласии друг с другом. Здесь сохраняются редкие виды исчезающих животных и растений. Это уникальное место. В 1999 году на 23 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившие в Марокко, он одним из первых был включен в число объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Вместе с ним включены были природный парк «Большой Тхач» вместе с памятниками природы «Хребет Буйный», «Верховья рек Цице», «Верховья рек Пшеха и Пшехашха». Это самый высокий статус, присваиваемый особо охраняемым территориям, которые по формулировки ЮНЕСКО определяют «лик нашей планеты».

Россия несет ответственность за сохранность этих территорий перед мировым сообществом.

Действительно, природа Адыгеи уникальна. Она имеет не только эстетическую ценность, но и может сохранить память о жизни древнего народа, его духовном и материальном мире.

Этот мир нашел отражение в древнем эпосе нарты, в культах, верованиях и обрядах, фольклоре, символике и орнаменте, отразился в легендах и сказаниях.

Многие обычаи, верования, традиции ушли в прошлое, многие изменились, но адыги бережно сохраняют наследие предков. Продолжает дело своих предков замечательный Государственный академический ансамбль народного танца «Нальмэс», адыгейский национальный коллектив «Исламей», который выполняет задачу возрождения адыгской музыкальной культуры.

Наше путешествие подходит к концу…

Последняя страничка «Экологическая»

Мы гордимся нашей родной Адыгеей.

Горная Адыгея – это сказка. У нее большое туристическое будущее. Недаром горную Адыгею называют второй Швейцарией. В горах, при встрече с природой, нам становится легко и радостно.

Но задумаемся, как живется природе сегодня.

Мне кажется, нелегко. Человек занят своей хозяйственной деятельностью. Несомненно, издаются приказы по охране природы, организовываются заповедники. Но этого мало. Необходимо, чтоб каждый человек задумался над своим отношением к природе. Зачем же разрушать дольмены, бить сталактиты, засыпать родники, рубить редкие породы деревьев? И много чего еще… … Люди рвут первоцветы, наслаждаются их ароматом и… бросают на землю! Нередко продают на рынке. А изрезанная ножом кора деревьев? Что бы сказали предки адыгов, посмотрев на это? Аммониты украшают дома и кабинеты иностранцев. В горах можно увидеть пихты без верхушек. Их срезают, чтоб украсить дома под Новый год.

Вы скажете, зачем сохранять природу? На наш век хвати. А памятники старины можно посмотреть в музеях. Да, действительно, многие экспонаты адыгейских курганов украшают витрины, государственные Эрмитажи.

Наш Национальный музей – гордость Адыгеи. В нем бережно сохраняются многие экспонаты, рассказывающие о жизни адыгов. И может быть, в дальнейшем наши потомки придут сюда, чтоб увидеть единственный сохранившийся там дольмен, полюбоваться землей с чудесной травкой под колпаком. И будут слушать легенду:

«Давно это было. Бог создал для людей сказочно богатый и красивый край. Всего здесь было вдоволь. В реках водилось много рыбы, в лесах – дичи, в горах росли фруктовые деревья, лес кормил людей, охранял от бед и болезней, давал тепло и жилище. Люди с благодарностью относились к своему богатству и преумножали его. Хороших обычаев и законов придерживались тогда люди, любили и ценили свою землю. Уходя в лес, они несли с собой саженцы деревьев. Расчищали родники, заботились о косулях и оленях. По всему миру шла молва о благодатном и сказочно-красивом крае. Многие стремились попасть в чудесное место. Но изменились времена, поменялись люди. Высшим благом посчитали они для себя золотую монету, и вселился в жителей волшебных гор злой дух. Забыли они древний закон предков. Стала процветать жажда наживы, зависть, злоба и лень. Уничтожили люди лес, который давал им пищу, взорвали скалы, которые укрывали их от врагов, истребили диких животных, отравили рыбу и иссушили родники.

Первыми из цветущего края ушли птицы и звери, так как жители гор вырубили деревья, дающие им пищу. Затем высохли родники, обмелели реки, ушла от них и рыба. Палящее солнце иссушило райскую долину. Цветущий край превратился в безмолвную, выжженную пустыню.

Обратились люди к богу. Жалуются ему, что бедно и голодно живут в рукотворной пустыне. Нет даже дров, чтоб им обогреться . Что же им теперь делать? Ничего не ответил бог. Безмолвно было небо. Не захотел он еще раз создать рай на земле»

Хочется верить, что этого никогда не будет. Люди вспомнят древние обычаи предков. И все так же будут цвести сады, бить ключом чистые родники, течь быстрые реки. И приедут к нам со всех концов земли туристы. Горные селения встретят их красивыми домами, столы их жителей будут переполнены дарами леса. И воскликнут люди: «До чего же красива, гостеприимна и богата солнечная Адыгея!



Библиография:

  1. Сокровища культуры Адыгеи. Из серии «Наследие народов Российской Федерации» - г. Можайск, 2007.

  2. Достояние поколение поколений. Адыгея. Научно-популярный журнал №3, 2009г.

  3. Литвинская. Памятники природы Адыгеи. Г Майкоп, 2003г.

  4. Гадагатль А.М. «Нартхэр». Майкоп, 1982г.

  5. Ловпаче Н.Г. Древний Майкоп. Г. Майкоп, 2009г.

  6. Сообцокова Н. Кавказ: горы, люди. Г. Майкоп, 2005г

  7. Бормотов И.В. Горная Адыгея. Г Майкоп, 2003г.

  8. Бормотов. И. В. Адыгея туристическая. Г. Майкоп, 2005г
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!