Древнее Двуречье
Вы познакомились с Древним Египтом — одной из двух стран, где более 5 тыс. лет назад произошел переход от первобытности к цивилизации. Что это означает? Где была расположена вторая страна, в которой также давно возникли государства, царская власть, письменность, большие города?
Проверка домашнего задания:
План:
1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.
2.Занятия жителей Двуречья.
3.Религия и письменность древних жителей Двуречья.
Новые понятия: клинопись, табличка.
Изучение нового материала:
1. Страна двух рек.
Рассмотрите карту учебника (с. 31). Совершим путешествие из Египта в Азию. Какой полуостров находится к востоку от Египта? Повернем на север: наш путь идет вдоль берега Средиземного моря. Какие страны мы пересекаем? (Палестину, Финикию и Сирию.) К какой мы подошли реке? Это Евфрат — большая, полноводная, никогда не пересыхающая река. Посмотрите на карту и скажите, куда впадает Евфрат. Вторая река в этой стране - Тигр — тоже впадает в Персидский залив. Страна между Тигром и Евфратом называется Междуречьем или Двуречьем.
Река, текущая наоборот.
Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Быть такого не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»
Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата? До походов фараона Тутмоса в Азию египтяне знали только одну большую реку - Нил и полагали, что все реки, подобно Нилу, должны течь с юга на север; знакомство с Евфратом явилось для них полной неожиданностью.
Желательно начертить на доске меловую схему Древнего Двуречья: синим мелом обозначаются реки, Персидский залив, желтым — горы на севере страны.
Северное Двуречье гористое, а Южное — низменное. В Южном Двуречье, как и в Египте, существовали благоприятные условия для превращения земледелия в главное занятие:
1) ежегодные разливы рек, приносящие на поля ил;
2) толстый слой плодородного и мягкого чернозема, для обработки которого не нужны были орудия труда из железа (способ добычи и обработки его был еще неизвестен);
3) обилие солнечного света и тепла (Двуречье расположено намного южнее нашей страны).
? Какие природные условия способствовали развитию земледелия в Египте и Южном Двуречье?
Наряду с благоприятными природными условиями были и трудности жизни в Древнем Южном Двуречье:
1) здесь нет ни металлических руд, ни строительного камня;
2) не растет строевой лес (в болотистых низинах зеленеют только тростники и пальмы);
3) зимой льют проливные дожди и почва превращается в мокрое мягкое месиво, но в то время года, когда вода нужна иссохшим от зноя полям, дожди крайне редки;
4) бывало, что сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата (на меловой схеме эта мысль иллюстрируется стрелкой). Реки вздувались, выходили из берегов, начиналось наводнение; бушующие воды смывали посевы, уничтожали целые поселки, губили все живое вокруг.
? В чем заключались трудности жизни в Южном Двуречье?
В Южном Двуречье в те же времена, что и в Египте, земледелие стало главным занятием, произошел переход от первобытности к цивилизации.
Рассмотрите рисунок (с. 63). Так выглядел поселок шумеров — древнего народа, создавшего первые государства в Двуречье. Поселения шумеров располагались по берегам рек. Дома были построены из сырцовых кирпичей, а стойла для скота делались из плетеных циновок. Шумеры строили вдоль берегов заградительные насыпи, чтобы защитить посевы от избытка влаги, рыли каналы для орошения полей и садов. Возможно, что именно шумеры изобрели гончарный круг и колесную повозку. Осел, запряженный в такую повозку, мог везти груз, втрое больший, чем носил во вьюках на спине.
Шумеры выращивали пшеницу, ячмень и финики. Самым распространенным садовым деревом была финиковая пальма. В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие или сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива; листья шли на плетение, из лыка (коры) делали веревки; даже древесина, хотя она и была невысокого качества, в стране, бедной деревом, использовалась при строительстве.
2. Древние города Двуречья.
Многие поселки земледельцев, вырастая, превращались в города — центры небольших государств. Самыми крупными из них были Ур и Урук (найдите эти города на карте, с. 67).
В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень, металлы, пластмассу, стекло и многое другое. Между тем в Двуречье буквально у всех под ногами, причем в колоссальных количествах, находился замечательный природный материал. Из него строили дома, делали печи и печные трубы, посуду, бочки для хранения зерна, растительного масла и вина, детские игрушки, на нем писали. Согласно мифам из этого материала боги создали первого человека.
Что это за чудесный материал?
Здесь речь идет о глине. Почему глина нашла широкое применение в Двуречье? Дело в том, что и запасы глины на берегах Тигра и Евфрата были огромны. Но главная причина все же в другом: Двуречье было бедно полезными ископаемыми и строительными материалами.
Рассмотрите рисунок «Перевозка грузов на судне» (с. 67).
Речные суда подобны круглым корзинам.
В 5 в. до н. э. в Южном Двуречье побывал греческий историк Геродот. Самым удивительным в этой стране он считал плавающие по Евфрату торговые суда: они были похожи на круглую корзину. Купцы отправлялись по суше за товарами на север в те места, где река Евфрат берет свое начало. Там они и строили эти диковинные суда: остов сплетали из тростника или ивовых прутьев, а снаружи обтягивали его чехлом, сшитым из прямоугольных кусков кожи. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом (природной смолой, которую добывали из земли). Затем судно загружали товарами, помещали на него живого осла (на рисунке не изображен) и плыли вниз по течению Евфрата. Управляли судном с помощью рулевых весел. По прибытии в свой город купцы распродавали товар, а также плетеный остов судна. Затем они навьючивали на осла кожаный чехол и отправлялись на север сухим путем, потому что плыть на круглом судне против течения невозможно. На севере купцы сплетали новый остов, обтягивали его привезенным чехлом, загружали судно новой партией товаров и возвращались по Евфрату домой.
Подумайте, чем объяснить строительство столь удививших Геродота судов.
Давайте посоветуем жителям Южного Двуречья: постройте корабли из бревен. Что они ответят нам? Почему кожа была в Южном Двуречье такой дешевой? С развитием какого занятия это было связано? В Южном Двуречье не рос корабельный лес. Строить же суда из привозного дерева было невероятно дорого; относи тельная дешевизна кожи животных в стране, где было развито скотоводство, натолкнула на мысль использовать ее в судостроении.
Теперь громко прочитаем (§ 13, п. 3) и рассмотрите рисунки (с. 65).
В отличие от египтян жители Южного Двуречья представляли себе «царство мертвых» страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обилъные жертвы богам.
? Как представляли себе «царство Осириса» египтяне?
3. Клинопись и писцовые школы.
Вводятся понятия клинопись, табличка.
Давайте сравним клинопись с древнеегипетским письмом.
Черты сходства:
1) как и в Египте, древнейшими знаками для письма в Южном Двуречье были рисунки;
2) клинописное письмо, подобно иероглифическому письму Древнего Египта, не было буквенно-звуковым (оно насчитывало много сотен знаков);
3) как и в египетском письме, в клинописи существовали знаки-определители, не читавшиеся, но помогавшие понять текст.
Различие: в древнеегипетском письме не было знаков для обозначения слогов, в клинописи такие знаки были; слоговые знаки помогают при чтении клинописи правильно произнести имена людей или названия стран.
Рассмотрите рисунок «Школа в Двуречье» (с. 66). В древних городах Двуречья было много школ, где учились будущие писцы. Заглянем в одну из них... На глиняных скамейках сидят мальчики, они называются «детьми школы». Занятия продолжаются ежедневно от восхода до заката. Старшие и младшие учатся вместе, но получают разные задания.
Учитель с палкой в руке слушает отвечающего ученика. Помощник учителя, встав на колени, разминает глину для новых табличек.
Мальчики держат таблички в левой ладони, так что столы писцам были не нужны. Клинописные знаки ученики выдавливают на глине заостренными палочками. В стене виден «шкаф», где хранятся таблички из обожженной глины с учебными текстами.
Обучение письму начинали с зазубривания учеником сотен знаков. Достигалось это многократным их переписыванием. Затем для переписки давались легко запоминающиеся пословицы, а потом уже и небольшие литературные произведения, образцы писем и деловых документов (например, долговые расписки, договор о купле-продаже земли или дома).
В школе часто пороли. Обычным явлением школьной жизни были мальчишеские драки. Труд учителя оплачивали родители учеников. Образование стоило дорого, поэтому в школах учились главным образом сыновья жрецов и писцов. Очень редко отцами учеников были простые ремесленники и земледельцы. И наконец, известен только один случай, когда школу окончил одаренный мальчик-раб.
Выпускники писцовой школы (им было по 25—30 лет) становились писцами — сборщиками налогов, судьями. Хорошо владевшие клинописью писцы гордились своей профессией.
До наших дней сохранились таблички с нравоучительными сочинениями, составленными специально для назидания ученикам, чтобы сделать их более прилежными. Вот одно из них, написанное от имени мальчика:
«Когда я проснулся рано утром, я сказал матери: «Дай мне мой завтрак, мне нужно идти в школу!» Моя мать дала мне две булочки, и я отправился в школу. В страхе, с бьющимся сердцем, предстал я перед учителем и почтительно поклонился ему. «Почему ты опоздал?!» — спросил учитель».
Далее на табличке написано, что нашего ученика били палкой и за болтовню, и за то, что он встал с места во время урока, и за то, что вышел за ворота школы. Но хуже всего было то, что учитель сказал ему: «Твоя рука (т. е. почерк) никуда не годится». Вернувшись домой, ученик просит отца пригласить учителя к ним в дом и задобрить каким-нибудь подарком.
Учителя пригласили в гости, посадили на почетное место, накормили вкусной едой. Ученик прислуживал ему и показывал отцу свои достижения в письме на табличках.
Отец подарил учителю новую одежду и надел на его палец дорогое кольцо. Смягченный такой щедростью, учитель принялся утешать будущего писца: «Юноша, ты не забыл мои слова, да сумеешь ты достигнуть совершенства в искусстве письма и постичь все его тонкости!.. Да займешь ты первое место среди всех учеников!».
? Как согласно этому тексту на табличке должен вести себя ученик, чтобы добиться успеха в учебе?
По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:
Древнее Двуречье
Вместо денег — слитки серебра определенного веса. Форма — кольца, брусочки.
Почитание богов в городах Двуречья:
Шамащ (рядом можно нарисовать солнце — кружок с расходящимися лучами)
Син (рядом рисуется лунный серп)
Эа (рисуются волны)
Иштар (любовь)
Домашнее задание: §13. Вопросы и задания к § 13.
4