СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее Двуречье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План:

1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2.Занятия жителей Двуречья.

3.Религия и письменность древних жителей Двуречья.

 

Новые понятия: клинопись, табличка.

Просмотр содержимого документа
«Древнее Двуречье»

Древнее Двуречье

Вы познакомились с Древним Египтом — одной из двух стран, где более 5 тыс. лет назад произошел переход от первобытности к цивилизации. Что это означает? Где была расположена вторая страна, в которой также давно возникли го­сударства, царская власть, письменность, большие города?

Проверка домашнего задания:


План:

1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

2.Занятия жителей Двуречья.

3.Религия и письменность древних жителей Двуречья.


Новые понятия: клинопись, табличка.



Изучение нового материала:

1. Страна двух рек.

Рассмотрите карту учебника (с. 31). Совершим путешествие из Египта в Азию. Какой полуостров находится к востоку от Египта? Повернем на север: наш путь идет вдоль бе­рега Средиземного моря. Какие страны мы пересекаем? (Палестину, Финикию и Сирию.) К какой мы подошли реке? Это Евфрат — большая, полноводная, никогда не пересыхающая река. Посмотрите на карту и скажите, куда впада­ет Евфрат. Вторая река в этой стране - Тигр — тоже впадает в Персидский залив. Страна между Тигром и Евфратом называется Междуречьем или Двуречьем.

Река, текущая наоборот.

Отряд воинов-чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Быть такого не может! Да ведь это река, текущая наоборот!»

Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата? До походов фараона Тутмоса в Азию египтяне знали только одну большую реку - Нил и полагали, что все реки, подобно Нилу, должны течь с юга на север; знакомство с Евфра­том явилось для них полной неожиданностью.

Желательно начертить на доске меловую схему Древнего Дву­речья: синим мелом обозначаются реки, Персидский залив, жел­тым — горы на севере страны.

Северное Двуречье гористое, а Южное — низменное. В Южном Двуречье, как и в Египте, существовали благоприятные условия для превращения земледелия в главное занятие:

1) ежегодные разливы рек, приносящие на поля ил;

2) толстый слой плодородного и мягкого чернозема, для обра­ботки которого не нужны были орудия труда из железа (способ добычи и обработки его был еще неизвестен);

3) обилие солнечного света и тепла (Двуречье расположено намного южнее нашей страны).

? Какие природные условия способствовали развитию земледе­лия в Египте и Южном Двуречье?

Наряду с благоприятными природными условиями были и трудности жизни в Древнем Южном Двуречье:

1) здесь нет ни металлических руд, ни строительного камня;

2) не растет строевой лес (в болотистых низинах зеленеют только тростники и пальмы);

3) зимой льют проливные дожди и почва превращается в мок­рое мягкое месиво, но в то время года, когда вода нужна иссох­шим от зноя полям, дожди крайне редки;

4) бывало, что сильные ветры гнали воды Персидского залива назад в устье Тигра и Евфрата (на меловой схеме эта мысль иллю­стрируется стрелкой). Реки вздувались, выходили из берегов, начиналось наводнение; бушующие воды смывали посевы, уничтожа­ли целые поселки, губили все живое вокруг.





? В чем заключались трудности жизни в Южном Двуречье?

В Южном Двуречье в те же времена, что и в Египте, земледе­лие стало главным занятием, произошел переход от первобытности к цивилизации.



Рассмотрите рисунок (с. 63). Так выглядел поселок шуме­ров — древнего народа, создавшего первые государства в Двуре­чье. Поселения шумеров располагались по берегам рек. Дома были построены из сырцовых кирпичей, а стойла для скота делались из плетеных циновок. Шумеры строили вдоль берегов загради­тельные насыпи, чтобы защитить посевы от избытка влаги, рыли каналы для орошения полей и садов. Возможно, что именно шу­меры изобрели гончарный круг и колесную повозку. Осел, зап­ряженный в такую повозку, мог везти груз, втрое больший, чем носил во вьюках на спине.

Шумеры выращивали пшеницу, ячмень и финики. Самым рас­пространенным садовым деревом была финиковая пальма. В древ­ности было известно около 360 способов ее использования: све­жие или сушеные финики служили пищей; косточки использова­лись кузнецами вместо угля в виде топлива; листья шли на пле­тение, из лыка (коры) делали веревки; даже древесина, хотя она и была невысокого качества, в стране, бедной деревом, использо­валась при строительстве.



2. Древние города Двуречья.

Многие поселки земледельцев, вырастая, превраща­лись в города — центры небольших государств. Самыми крупны­ми из них были Ур и Урук (найдите эти города на карте, с. 67).

В наши дни люди используют различные материалы: дерево, камень, металлы, пластмассу, стекло и многое другое. Между тем в Двуречье буквально у всех под ногами, причем в колоссальных количествах, находился замечательный природный материал. Из него строили дома, делали печи и печные трубы, посуду, бочки для хранения зерна, растительного масла и вина, детские игрушки, на нем писали. Согласно мифам из этого материала боги создали первого человека.





Что это за чудесный материал?

Здесь речь идет о глине. Почему глина нашла ши­рокое применение в Двуречье? Дело в том, что и запасы глины на берегах Тигра и Евфрата были огромны. Но главная причина все же в другом: Двуречье было бедно полезными ископаемыми и строительными материалами.



Рассмотрите рисунок «Перевозка грузов на судне» (с. 67).

Речные суда подобны круглым корзинам.

В 5 в. до н. э. в Южном Двуречье побывал греческий историк Геродот. Самым удивительным в этой стране он считал плавающие по Евфрату торговые суда: они были похожи на круглую корзину. Купцы отправлялись по суше за товарами на север в те места, где река Евфрат берет свое начало. Там они и строили эти диковинные суда: остов сплетали из тростника или ивовых прутьев, а снаружи обтягивали его чехлом, сшитым из прямо­угольных кусков кожи. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы про­мазывали асфальтом (природной смолой, которую добывали из земли). За­тем судно загружали товарами, помещали на него живого осла (на рисунке не изображен) и плыли вниз по течению Евфрата. Управляли судном с по­мощью рулевых весел. По прибытии в свой город купцы распродавали товар, а также плетеный остов судна. Затем они навьючивали на осла кожа­ный чехол и отправлялись на север сухим путем, потому что плыть на круглом судне против течения невозможно. На севере купцы сплетали но­вый остов, обтягивали его привезенным чехлом, загружали судно новой партией товаров и возвращались по Евфрату домой.

Подумайте, чем объяснить строительство столь удививших Геродота судов.

Давайте посоветуем жителям Южного Двуречья: постройте корабли из бревен. Что они ответят нам? Почему кожа была в Южном Двуречье такой дешевой? С развитием какого занятия это было связано? В Южном Двуречье не рос корабельный лес. Строить же суда из привозного дерева было невероятно дорого; относи тельная дешевизна кожи животных в стране, где было развито скотоводство, натолкнула на мысль использовать ее в судостроении.










Теперь громко прочитаем (§ 13, п. 3) и рассмотрите рисунки (с. 65).

В отличие от египтян жители Южного Двуречья представляли себе «царство мертвых» страшной, темной, полной пыли подземной страной. Там обитают злые духи. Пища умерших горька, вода солона, питьем могли служить и помои. Чистую воду разрешалось пить только павшим в бою и тем умершим, чьи родственники принесли обилъные жертвы богам.

? Как представляли себе «царство Осириса» египтяне?


3. Клинопись и писцовые школы.

Вводятся понятия клинопись, табличка.

Давайте сравним клинопись с древнеегипетским письмом.

Черты сходства:

1) как и в Египте, древнейшими знаками для письма в Южном Двуречье были рисунки;

2) клинописное письмо, подобно иероглифическому письму Древнего Египта, не было буквенно-звуковым (оно насчитывало много сотен знаков);

3) как и в египетском письме, в клинописи существовали зна­ки-определители, не читавшиеся, но помогавшие понять текст.

Различие: в древнеегипетском письме не было знаков для обо­значения слогов, в клинописи такие знаки были; слоговые знаки помогают при чтении клинописи правильно произнести имена лю­дей или названия стран.

Рассмотрите рисунок «Школа в Двуречье» (с. 66). В древ­них городах Двуречья было много школ, где учились будущие писцы. Заглянем в одну из них... На глиняных скамейках сидят мальчики, они называются «детьми школы». Занятия продолжа­ются ежедневно от восхода до заката. Старшие и младшие учатся вместе, но получают разные задания.

Учитель с палкой в руке слушает отвечающего ученика. По­мощник учителя, встав на колени, разминает глину для новых табличек.

Мальчики держат таблички в левой ладони, так что столы писцам были не нужны. Клинописные знаки ученики выдавливают на глине заостренными палочками. В стене виден «шкаф», где хранятся таблички из обожженной глины с учебными текстами.

Обучение письму начинали с зазубривания учеником сотен знаков. Достигалось это многократным их переписыванием. Затем для переписки давались легко запоминающиеся пословицы, а потом уже и небольшие литературные произведения, образцы писем и деловых документов (например, долговые расписки, договор о купле-продаже земли или дома).

В школе часто пороли. Обычным явлением школьной жизни были мальчишеские драки. Труд учителя оплачивали родители учеников. Образование стоило дорого, поэтому в школах учились главным образом сыновья жрецов и писцов. Очень редко отцами учеников были простые ремесленники и земледельцы. И наконец, известен только один случай, когда школу окончил одаренный мальчик-раб.

Выпускники писцовой школы (им было по 25—30 лет) становились писцами — сборщиками налогов, судьями. Хорошо владевшие клинописью писцы гордились своей профессией.

До наших дней сохранились таблички с нравоучительными сочинениями, составленными специально для назидания ученикам, чтобы сделать их более прилежными. Вот одно из них, написанное от имени мальчика:

«Когда я проснулся рано утром, я сказал матери: «Дай мне мой завтрак, мне нужно идти в школу!» Моя мать дала мне две булочки, и я отправился в школу. В страхе, с бьющимся сердцем, предстал я перед учителем и почтительно поклонился ему. «Почему ты опоздал?!» — спросил учитель».

Далее на табличке написано, что нашего ученика били палкой и за болтовню, и за то, что он встал с места во время урока, и за то, что вышел за ворота школы. Но хуже всего было то, что учитель сказал ему: «Твоя ру­ка (т. е. почерк) никуда не годится». Вернувшись домой, ученик просит отца пригласить учителя к ним в дом и задобрить каким-нибудь подарком.

Учителя пригласили в гости, посадили на почетное место, накормили вкусной едой. Ученик прислуживал ему и показывал отцу свои достижения в письме на табличках.

Отец подарил учителю новую одежду и надел на его палец дорогое кольцо. Смягченный такой щедростью, учитель принялся утешать будуще­го писца: «Юноша, ты не забыл мои слова, да сумеешь ты достигнуть совершенства в искусстве письма и постичь все его тонкости!.. Да займешь ты первое место среди всех учеников!».

? Как согласно этому тексту на табличке должен вести себя ученик, чтобы добиться успеха в учебе?


По ходу урока делаются записи на доске и в тетради:

Древнее Двуречье

Вместо денег — слитки серебра определенного веса. Форма — кольца, брусочки.

Почитание богов в городах Двуречья:

Шамащ (рядом можно нарисовать солнце — кружок с расходящимися лучами)

Син (рядом рисуется лунный серп)

Эа (рисуются волны)

Иштар (любовь)


Домашнее задание: §13. Вопросы и задания к § 13.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!