СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнерусское государство в IX-XIII вв.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок-семинар по истории России для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Древнерусское государство в IX-XIII вв.»











УРОК - СЕМИНАР















Тема урока: Древнерусское государство в IX-XIII вв.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Форма урока: семинар

Цели урока:

Образовательная – обобщить и закрепить ранее полученные знания по теме

Развивающая – развить аналитическое мышление путем рассмотрения предложенных карт и схем по теме

Воспитательная – воспитать чувство патриотизма, преемственности поколений, гражданственности


Оборудование: портреты князей IX – XIII вв., карта «Расселение восточных славян», «Древнерусское государство в

IX – X вв.», «Древнерусское государство в конце XII – XIII вв.»



Оформление доски:

Основные термины:


Союз племен

Урок

Полюдье

Язычество

Феодальная раздробленность

Вече

Фольклор

летопись

иго



Тема: Древнерусское государство в IX-XIII вв.

Цель: обобщить и закрепить ранее полученные знания по теме



План:

  1. Образование государства и первые русские князья;

  2. Наследники Киевской Руси;

  3. Культура Руси IX – XIII вв.

  4. Борьба с нашествием

Основные даты:


862

988

1097

XII в.

1132

1147

31 мая 1223

1237

1240

5 апреля 1242



Ход урока:

Структурные компоненты лекции

Методические действия учителя

Учебная деятельность ученика

Организационный момент

(2 мин)

- приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку;

- разъясняет тему и план урока

- положительный настрой на работу на уроке.

- приветствие учителя;

- положительный настрой на работу на уроке.

Повторение и обобщение

(30 мин)

  1. Образование государства и первые русские князья


Расхождение одной общей ветви народов имело

такое медленное развитие, как и рост дерева: от ствола отделялись крупные ветки, а от них поменьше, а те. в свою очередь, молодую зеленую поросль. В свое время восточные славяне так же отделились от славянской ветви индоевропейского дерева, произошло это в I тыс. н.э. Часть отделившегося народа отправилась на восток, где заняла обширные территории.

В процессе расселения славян было образовано 15 отдельных племенных союзов. Перечислите их в порядке с севера на юг





В VI – IX вв. у восточных славян начинается разложение родового строя и превращение его в соседскую общину. Быстрое развитие орудий делало человека более самостоятельным и независимым. Во главе племен становится уже не избранный племенем вождь, а устойчивая династия правителей. Полагают, что родоначальником одной из таких династий стал Кий. Отсюда остается один шаг до образования государственности на Руси.

Опираясь на ранее изученный материал, ответьте на следующие вопросы:

  1. В каком веке начинает складываться государственность на Руси?

  2. Какими причинами было обусловлено формирование государства на данной территории?

  3. Как вы думаете, существовали ли зачатки государственности на территории Руси или все характерные черты нового строя были принесены из вне?

  4. Как звали первого князя и в каком году он начал привить на вверенной ему территории?




После прихода к власти Рюрика начинается объединение восточнославянских земель. После его смерти на русском престоле оказался князь Олег, который являлся регентом при малолетнем княжиче Игоре.

Назовите по одно-два события из жизни следующих правителей:

  1. Рюрик

  2. Игорь

  3. Ольга

  4. Святослав

  5. Владимир Великий

  6. Ярослав Мудрый

  7. Владимир Мономах





Проблемный вопрос: почему период правления Владимира Монома назван периодом последнего усиления Киевской Руси?


  1. Наследники Киевской Руси

Распад Киевской Руси открывает новый период в развитии отечественной истории. В современной науке его называют периодом феодальной раздробленности.

Подобно большинству раннесредневековых держав распад Киевской Руси был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского.

Назовите наиболее известных князей периода феодальной раздробленности и особенность их правления.




























Территория Руси начала делиться на удельные княжества. Расскажите о положении Москвы, Новгорода и Киева в этот период.
















































Проблемный вопрос: как в указанный период развивалась культурная жизнь общества?


  1. Культура Руси IX – XIII вв.


Культура Древней Руси была тесно связана с религией. Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры.

Как на Руси проходило развитие христианской религии?






Как проходило развитие других направлений в искусстве?


























Проблемный вопрос: почему в начале XIII в. развитие искусства несколько замедляется?


  1. Борьба с нашествием


К тому времени, когда кочевники подошли к границе Русского государства, их войско было по тем временам самым большим, лучше всех организованным и оснащенным последними достижениями техники.

В 1207 году Чингисхан направил своего сына на покорения племен, обитавших в долине Иртыша и к западу от нее. Но эта обширная программа не была осуществлена в силу того, что основные силы монголо-татар были заняты в Средней Азии. А в 1223 году 30-тысячное войско Субэдэй и Очеучи вышло в половецкие степи, затем разгромив половцев, встретилось с русскими войсками в битве на Калке 31 мая 1223 года.

Какие крупные сражения с захватчиками вам известны?


С кем приходилось сражаться русичам для защиты своих земель? Назовите события, связанные с этими народами.














Поляне, новгородские (приильменские) словене, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, бужане, волыняне, уличи, тиверцы

Примечание: при обозначении племенного союза ученик должен указать и территорию из проживания










Отвечает на вопросы:

  1. IX век

  2. Объединение разрозненных славянских племен, защита территории от общих врагов, общность ведения торгово-экономических отношений с соседними странами

  3. Да, зачатки были, но не было человека, который мог взять власть в свои руки, т.к. ни один племенной союз не хотел уступать первенство, что и вызвало призвание варяг

  4. Первый князь – Рюрик. Править начал в 862 году, который считается моментом образования государства








  1. первый князь, создатель государства

  2. за постоянный сбор высоких налогов сожжен древлянами

  3. установила полюдье и уроки, первая приняла христианство

  4. постоянные завоевательные походы

  5. крестил Русь, несколько религиозных реформ

  6. составитель «Русской правды»

  7. период последнего усиления Киевской Руси




















  1. Юрий Долгорукий - с 1113 года (по другой версии, с 1096 года) до конца жизни Юрий управлял Ростово-Суздальским княжеством. Начиная с 1132 года он отстаивал на юге интересы свои и братьев, борясь за Переяславль, затем и за Киев (за что получил прозвище Долгорукого),

  2. Андрей Боголюбский - В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, в будущем став ядром современного Российского государства. Прозвище «Боголюбский» получил по названию княжеского замка Боголюбово под Владимиром, своей основной резиденции.

  3. Всеволод Большое Гнездо - время правления Всеволода — период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода — опора на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство.


Отвечает на вопрос:

  1. Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий.

  2. Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных функций, и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками.

  3. Для Киевской земли, превратившейся из метрополии в «простое» княжество, было характерно неуклонное уменьшение политической роли. Территория самой земли, остававшаяся под контролем киевского князя, также постоянно уменьшалась. Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева. Страшный удар был нанесён Киеву в ходе монгольского нашествия в 1240 году. В этот момент город управлялся уже только княжеским наместником, в период с начала нашествия в нём сменилось 5 князей.









Первой христианство приняла княгиня Ольга. В 980 г. Князь Владимир провел первую религиозную реформу – верховным богом был объявлен Перун, однако полностью реформа не прижилась. Поэтому в 988 г. он проводит новую реформу – принимает христианство, женившись на царевне Анне.

Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор.

Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество.

Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве.

Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь».




















В 1237 г. состоялось нашествие татаро-монгол на Киев, который пал под натиском чужеземных войск.

1240 год – столкновение со шведами на р. Неве. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».

5 апреля 1242 года – столкновение с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере. Тяжелое войско ордена провалилось под лед, отдав тем самым победу русскому князю.

Закрепление

(5 мин)

Для полного закрепления материала можно использовать следующие вопросы:

  1. В каком году официально отмечено образование государства на Руси?

  2. Какая реформа в жизни князя Владимира стала судьбоносной для всего государства?

  3. В какой период истории Киевской Руси мы впервые узнаем о Москве?

  4. Выделите наиболее важные даты сражений, связанные с захватническими действиями других стран в отношении Руси

  5. Какое значение имели нашествия захватчиков для развития Руси



  1. 862 год

  2. Реформа 988 года – принятие христианства

  3. Начальный период феодальной раздробленности

  4. 1237 г. – разрушение Рязани

4 марта 1238 г. – сражение на р. Сить

1240 г. – разгром Киева, Невская битва

5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище

  1. Разоренные территории, еще более усложнившиеся отношения между князьями, значительное ослабление войска

Домашнее задание

(2-3 мин)

Составить таблицу «Культура Руси XII– начале XIII в.», используя следующие графы: год, памятник архитектуры, создатель

запись задания в дневник

Подведение итогов

(3 мин)

Учитель благодарит учеников за работу, объявляет тему следующего занятия, дает ученикам вопросы для подготовки

Внимательно слушает, прощается с учителем. Наводит порядок на рабочем месте






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!