Тема: Древние образы в современных народных игрушках.
Класс 5
Учитель: Есенова Л.А.
Тип урока: изучение новых знаний
Технология: проблемное обучение, проектная деятельность
Цель: сформировать понятие о народной игрушке, её видах (Дымковской, Каргопольской, Филимоновской).
Задачи: - формирование навыков работы различными художественными материалами - развить творческую и познавательную активность, художественную фантазию и
эстетический вкус; -воспитывать интерес и любовь детей к народной игрушке.
Планируемые результаты:
Предметные
получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;
аргументированно анализировать художественные промыслы с точки зрения их принадлежности к определенному стилю, направлению;
познакомиться с новыми для них ремеслами, произведениями народных мастеров
Метапредметные (УУД)
Познавательные:
ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;
самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом народного произведения;
определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу;
учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
оценивают свои достижения на уроке.
Коммуникативные:
Личностные
Понимают значение знаний для человека;
осознают свои интересы и цели;
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Методы и формы обучения
Методы: объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский
Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Наглядно-демонстрационный материал: выставка глиняных игрушек; иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Карпогольской игрушек.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Приветствие .Проверка готовности к уроку)
2. Актуализация опорных знаний.
(Слова учителя)
Очень часто за событиями,
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими жизнь русских людей. - Назовите предметы, украшаемые древними образами.
- Какие символы и образы использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта?
- Сегодня мы продолжим рассматривать произведения народного творчества. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает детей и взрослых. В далекие времена, человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному и стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
(Учитель обращает внимание учащихся на игрушки из глины) - Как вы думаете , что это? (игрушки). - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дети предполагают. Учитель озвучивает тему урока).
- Для того, чтобы урок прошёл плодотворно, нам будет необходимо поставить перед собой задачи. (Учащиеся ставят задачи)
Например: 1. изучить виды народной игрушки. 2. выявить их особенности.
3.выполнить рисунок.
3.Формирование новых знаний.
- Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времен и существующая до сих пор, игрушечных дел мастер.
- В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. - Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.
- В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.
- Сегодня мы познакомимся с разными видами глиняных игрушек: Дымковской, Филимоновской и Каргопольской. – На уроке вы будете исследователями и мастерами. – Каждая группа подготовит информацию о своей игрушке. (работа с учебником 1 группа стр. 68 – филимоновская, 2 группа стр.70- каргопольская, 3 группа стр.71- дымковская)
-При этом каждый заполняет лист-памятку по игрушкам .
Название игрушки | Филимоновская | Каргопольская | Дымковская |
Где зародилась | Деревня Филимоново Тульская область | Русский Север Каргопольский район Архангельская область | Дымковская слобода г.Вятки (ныне г.Киров) |
Форма. Отличительные особенности. | Вытянутые пропорции. Мягкие очертания Изящные, Всегда со свистульками | Приземистые Фигурки людей и животных | Силуэты плавные И округлые Множество лепных деталей(косички, воланы, жгутики) |
Основные цвета | Малиновый. Красный, жёлтый и изумрудно-зелёный | Яркие или приглушённые | Яркие цвета |
План работы с информацией:
История возникновения.
Какие использовались образы (барышни, козлики, индюки).
Какие применялись цвета.
Какой использовался орнамент (ромбы, квадраты, черточки).
(Информация из учебника для учащихся.)
Дымковская
Дымковскую игрушку изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание относится к 1811 году, о народном вятском празднике « Свистопляске» (позднее стали называть «свистунья»).
Традиционными для дымковской игрушки считаются: всадники, индюки, барышни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Рецепт ее изготовления не так прост. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.
Филимоновская
Знаменита своими глиняными игрушками и деревня Филимоново под Тулой.
Глина здесь не коричневая, а белая. Она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые – это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. Они больше похожи на сказочных зверей, чем на настоящих домашних животных. Деревня Филимоново была построена еще при Петре I и в ней жили солдаты. Когда они не были заняты, то занимались гончарством.
В процессе лепки местные глины требуют многократного заглаживания. Это вынужденные условные пропорции придают филимоновской игрушке особое очарование и неповторимость. Мастера больше всего любили малиново-красный цвет. Прибегали к зеленым и фиолетовым полоскам по желтому фону. Это самый древний орнамент в геометрическом стиле. Только в Филимоново они сохранились. Наложили краски в виде штрихов, черточек. Этим и отличается игрушка от других.
Орнамент росписи простой: узкие черточки-полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы.
Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.
Каргопольская игрушка
На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, делают совсем другие игрушки.
(обучающиеся показывают на карте место положения города).
- Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платьях и барынь в шляпах, идущих с базара с покупками, мужиков – гармонистов в лаптях и кафтанах. У них широкие лица и кормастные фигуры. В работе каргопольских мастеров было свое разделение труда: лепили игрушку, как правило, мужики, а расписывали – женщины.
Символика цвета:
Белый – символ нравственной чистоты, правды, добра.
Желтый (золотой) – символ солнца, радости, света.
Красный – символ огня, красоты, здоровья, силы, слав.
Зеленый – символ жизни, земли, пашни.
Синий – символ неба
Черный – символ земли.
Орнамент, украшающий каргопольскую игрушку, очень своеобразен, он идет из глубины веков. Как правило, это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки.
4.Закрепление пройденного материала.
(По таблицам на доске учащиеся определяют орнамент, игрушку и их соответствие)
5.Физкультминутка.
(Учащиеся выполняют упражнения)
6.Творческая практическая деятельность.
Обучающиеся выполняют роспись силуэта фигурки (индюк, барышня, конь…)
(Можно предложить самим выполнить силуэты, а можно обвести шаблоны)
Работу ведут по принципу: «от общего к частному», распределяя вначале цветовые пятна, а затем переходя к детализации».
Украшая свою игрушку декоративными элементами, обучающиеся должны стремится следовать традициям конкретного промысла.
7. Итоги урока. Рефлексия.
Учащиеся анализируют свои работы.
Затем предлагается обменяться работами и оценить друг друга (взаимопроверка).
- Подводим итог.
Работы вывешиваются на доске.
- Ребята вам понравились работы?
- Как вы думаете, кто лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)
Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
- Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.
8. Домашнее задание. Подготовьте сообщение о других народных игрушках.