|
Методическая разработка урока по предмету «Народно-сценический танец» для 4 класса «Дроби. Дробные выстукивания в русском танце» |
Зыкова М. В. преподаватель отделения хореографического искусства |
Муниципальное Бюджетное Учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств с. Александров-Гай» Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области |
с. Александров-Гай, Саратовская область 2021 г. |
Пояснительная записка
Народный танец, один из древнейших видов народного искусства складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.
Это яркое, красочное творение, являющееся эмоциональным, художественным отображением многовековой многообразной жизни народа, воплотившее в себе творческую фантазию, где отражаются традиции, связанные с жизнью, мыслями и чувствами народа. Занятия народно — сценическим танцем имеют большое значение для развития артистичности исполнителей. Важно научить ребёнка понимать язык танца, пользоваться им для самовыражения. Обучение народно-сценическому танцу развивает виртуозность исполнения и способствует эмоциональному раскрепощению танцевальной практики.
Тема урока:
«Дроби. Дробные выстукивания в русском танце»
Цели:
Освоение основных видов дробей, принципов их исполнения.
Задачи:
1.Совершенствование, закрепление и отработка материала по изучению дробей. Добиваться точности и чистоты исполнения.
2.Развитие координации движений, внимания, силы ног, выносливости, музыкальности.
4. Уделять большое значение выразительности и манере исполнения
Тип урока:
-урок изучения нового материала
Вид урока:
-показательный
Форма обучения:
-групповая
Методы обучения:
- практический;
- словесный;
- наглядный показ
Оборудование:
- хореографический зал с зеркалами;
- СD, USB проигрыватель;
- флешка
Музыкальное сопровождение:
-баян (концертмейстер Дубовицкий А.В.)
Ход урока:
1. Организационный момент:
разминка на середине зала на основе движений русского народного танца (работа рук и корпуса, «гармошка», припадание на месте и в повороте).
2. Проверка пройденного материала (работа у станка):
«полуприседания» в характере русского танца;
упражнение на «развитие подвижности стопы» в характере белорусского танца;
«маленькие броски» в характере украинского танца;
«круговые движения ногой по полу» в характере латышского танца;
«зигзаги» (па тортье) в характере русского танца
«низкие развороты» в характере молдавского танца;
простые дробные выстукивания в характере русского танца
большие броски в характере украинского танца
Методика исполнения дробных выстукиваний
Дроби – один из самых распространенных элементов русского народного танца. Исполняя их, юноши и девушки выражают удаль, нежность, показывают свое мастерство, исполнительную ловкость, характер. Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по ритмическому рисунку. Красота дробей – в легкости их исполнения.
Дроби бывают простые и сложные. Русская дробь имеет более разнообразный и сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.
Что же такое дробь? Это движение состоит из коротких, сильных и резких ударов ногами в пол – всей стопой, полупальцами или каблуком. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно то правой, то левой ногой), двойными (два удара одной ногой) и тройными (три удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на каждую восьмую, на каждую шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.
Удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар более острый, чем в мужской, работающая нога поднимается не так высоко.
Дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами; движение легко комбинируется со многими элементами русского танца.
3.Разучивание дробных выстукиваний и дробей:
обучающиеся строятся на середине зала по линиям
6. Дробная комбинация (сочетание одинарных и двойных ударов с тройными притопами). https://cloud.mail.ru/public/5h3D/7nWfx8kBv
4.Танцевальный этюд на основе движений русского танца с включением дробных комбинаций: «Русская приплясочка»
5.Заключительная часть урока:
Построение на середине зала на три линии в шахматном порядке
Подведение итогов урока. Отметить работу каждого обучающегося за успешную работу.
Поклон в русском характере.
Список литературы:
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/ Г. П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: Учебное пособие для вузов/ Г. П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.
Климов А. Основы русского народного танца. / А. Климов. – М.: Издательство МГИК, 1994. – 268с.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.