СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дробные движения в русском народном танце.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дробные движения в русском народном танце.»

ОБОУДО

«Пристенская детская школа искусств им.В.Гридина »










План - конспект открытого урока в форме мастер - класса по народному танцу с обучающими 3 класса. Тема « Дробные движения в русском народном танце.












преподаватель хореографических

дисциплин

Суворова Ирина Николаевна












п. Пристень, 2019









Пояснительная записка



В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.


Тема: Дробные выстукивания в русском танце.

Цель: -овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;

-выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;

Направлением реализации компетентностного подхода подготовки специалистов нового поколения выделено:

- развитие базовых творческих способностей;

- активизация творческой и методической сторон обучения;

- перманентное оттачивание элементов различных видов танца с глубоким осознанием проделанных действий;

Для подготовки педагога-хореографа нового поколения, универсального танцора, исследователя и творца, необходимо инновационное отношение к процессу профессиональной подготовки и свежее видение образовательной модели.



Задачи:

Образовательные:

- совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;

-совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;

Развивающие:

-научиться выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;

-развитие навыков координации;

- развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;

Воспитательные:

- воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;

- способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;



Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования умений и навыков


Вид урока: традиционный


Форма обучения: коллективная


Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работ

Перечень методического обеспечения:

- муз.центр

- подборка музыкального материала;



План проведения:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка и отработка пройденного материала.

  3. Методика исполнения дробных выстукиваний.

  4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца на середине., ключ простой номер 1, « пересек».

  5. Анализ результата урока.

  6. Задание учащимся.


Место проведения: хореографический класс


Время проведения: 45 мин.



Ход урока:


  1. Организационный момент:

– приветствие;

– сообщение темы урока;


  1. Проверка пройденного материала:

- «полуприседания» в характере мордовского танца;

-упражнение на «развитие подвижности стопы» в характере татарского танца;

- «маленькие броски» в характере молдавского танца;

- «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;

- «каблучное упражнение» в характере русского танца;

- «низкие развороты» в характере украинского танца;


  1. Методика исполнения дробных выстукиваний:


В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».

Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.

Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.

Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.

Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.

Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д. Пластический стиль южнорусского региона в частности в Белгородской области, сформировался под воздействием характерных условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов и под влиянием других национальных культур. Руки исполнителей двигались во всех направлениях « играли «. Кисти могли выполнятьлюбое круговое движение. Часто танец сопровождался прищелкиванием пальцами обеих рук одновременно.В движении ног интересен – «пересек»- наложение одного ритма ног на другой. Особенность «пересека» заключается в соединении двух-трех разных ритмов. Основной ритм ног простой. Удары производятся всей ступней.

Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.


  1. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца на середине.


Музыкальный размер- 2/4, исходное положение - 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.

1такт - 1 - шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом

-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом

-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять

-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять

2такт - 1- удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола

-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять

-2- наступить с силой на правую ногу

-и- наступить на левуюногу

3такт - как 1-ый такт

4такт -1и –как "1и" 2-го такта

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

-и- пауза

5такт - 1и2 - "горох" с правой ноги

-и- удар левой ногой по 6-ой позиции

6такт-1и2 - "горох" с левой ноги

-и- удар правой ногой по 6-ой позиции

7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем припод­нять правую ногу над полом

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию

8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол

-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол

-и- пауза

9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги

-и - два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу

-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу

10такт -1 - с акценту сесть на правую ногу,левую ногу приподнять

-и2 - два подскока на правой ноге, левая нога согнута

-и - два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги

11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу

-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги

12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть

-и2 - два подскока на левой ноге, правая нога согнута

-и- подскок на левой ноге

13-14такт - 1и- "горох" по полукругу вокруг себя

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- левую ногу поставить вперед на каблук

-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук

-и- переступить на каблуке левой ноги по 6-ой позиции

16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции

-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции на 360 градусов, руки на поясе

-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию

-и- пауза.

Всю комбинацию повторить с левой ноги.


  1. Анализ результата урока.

Тема и план проведения урока соответствуют Программе учебной дисциплины «Русский танец». Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Обучающиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом осваивали методику исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний на середине в характере русского танца разучена и отработана.



  1. Задание учащимся:

Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения .



Перечень литературы.


Ткаченко Т .Народный танец . М., Искусство,1967г.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный

Ткаченко Т. Народный танец. М.,Искусство,1975Г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!