С. А. Дубелевич, ГУО «Гимназия № 75 г. Минска»
Урок
Тема. Дружба в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный...»
Обучающая цель урока: предполагается, что к концу урока учащиеся ознакомятся с фактами из истории Царскосельского лицея, жизни и творчества А. С. Пушкина, стихотворениями «Мой первый друг, мой друг бесценный...», «19 октября»; будут уметь анализировать стихотворное произведение: определять его тему и основную мысль, строфику, рифмовку, размер, выделять изобразительно-выразительные средства; успешно выполнят творческое задание.
Задачи личностного развития:
-
на основе восприятия нового учебного материала и актуализации известного материала, выполнения учебных задач способствовать развитию умения анализировать информацию, делать выводы;
-
содействовать развитию патриотических чувств учащихся, чувства причастности к единому коллективу;
-
создавать условия для творческой самореализации учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: путешествие в прошлое.
Используемые технологические подходы и приёмы обучения: интерактивное обучение; обучение с применением ИКТ; инсценировка «Допиши за автора»; литературное творчество.
Оборудование: тексты стихотворения «Мой первый друг, мой друг бесценный...»; раздаточный материал для игры буриме; компьютер, воспроизводящий аудио- и видеофайлы; мультимедийный проектор.
Ход урока
-
Организационный этап (5 мин).
Цель этапа: организация внимания учащихся; постановка целей и задач урока.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе; стимулировать учащихся к самостоятельному определению темы, постановке целей и задач урока.
— Добрый день! Прошу садиться!
Начинаем мы урок.
Я хочу, чтоб отличиться
Каждый шестиклассник смог.
Пусть всем будет интересно,
Пусть пройдёт урок для всех
Плодотворно и полезно,
Пусть в конце нас ждёт успех!
Ребята, от собственных стихов я хочу вместе с вами перейти к словам великого русского поэта, которого сам Александр Сергеевич Пушкин назвал своим учителем, — Василия Андреевича Жуковского.
Демонстрируется четверостишие, которое является эпиграфом к уроку:
Скатившись с горной высоты,
Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;
А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый.
О Дружба, это ты!
В. А. Жуковский
— Все ли слова вам понятны в этом фрагменте? Скажите, какой смысл заключён в этом четверостишии. Почему слово дружба написано с большой буквы? (Настоящий друг не бросит в беде, будет рядом в сложной, даже в безвыходной ситуации.)
Исходя из эпиграфа, можно ли догадаться, о чём будет идти разговор на уроке? (О дружбе.)
-
Какой род литературы лучше всего помогает выразить человеку свои чувства? (Лирика.)
-
Итак, наш урок будет посвящён прекрасному чувству — дружбе и великому искусству поэзии. Тема нашего урока — «Дружба в лирике А. С. Пушкина».
-
Исходя из темы скажите, что мы можем узнать сегодня на уроке. (Какие стихи о дружбе писал А. С. Пушкин, с кем он дружил, кому посвящал стихи.)
-
Ребята, чтобы нам было легче погрузиться в пушкинскую эпоху, я хочу познакомить вас с картиной Николая Николаевича Ге.
Демонстрируется картина Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
-
Давайте внимательно рассмотрим эту картину. Скажите, пожалуйста, узнаёте ли вы кого-нибудь. (А. С. Пушкина, пожилая женщина на заднем плане — это Арина Родионовна.)
-
Совершенно верно! А кто же третий человек на картине? (Возможно, это друг Пушкина.)
-
Давайте проверим вашу догадку!
-
Этап подготовки к восприятию произведения (8 мин).
Цель этапа (планируемый результат): готовность учащихся к чтению и восприятию произведения, получение необходимой фактической информации, погружение в историческую эпоху.
Педагогическая задача: сформировать познавательную активность, подготовить учащихся к эмоциональному восприятию произведения.
-
Инсценировка.
Звучит песня «Буря мглою небо кроет» в исполнении И. С. Козловского. В комнате А. С. Пушкин читает стихотворение.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена?
Историческая справка.
Летом 1824 года А. С. Пушкина отстранили от службы и направили в ссылку в имение под названием Михайловское, принадлежавшее его матери.
Стук в дверь. Входит Пущин.
Пушкин. Жанно! Иван Пущин! Не верю своим глазам!
Пущин. Саша! А ты совсем не изменился — только бакенбардами оброс!
Крепко обнимают друг друга.
Пущин. Друг Пушкин, а скажи мне, за что тебя сослали в Михайловское?
Пушкин. Да я, признаться, и сам не знаю. Но я не хотел бы об этом говорить — это мне в тягость. Скажи лучше, что обо мне говорят в Петербурге, Москве?
Пущин. Читающая публика благодарит тебя за всякий литературный подарок! Твои стихи известны по всей России. А друзья и близкие тебя помнят и любят, искренне желают, чтобы скорее кончилось изгнание. До скорой встречи!
Пущин и Пушкин уходит.
-
Видеоэкскурсия.
Оставим наших героев наедине — им есть о чём поговорить! А я предлагаю вам совершить путешествие в пространстве и во времени — туда, где в 1811 году зародилась дружба наших героев! Будьте внимательны, постарайтесь запомнить, что было характерно для той эпохи.
Демонстрируется видеоэкскурсия по лицею.
-
Для кого был открыт Царскосельский лицей?
-
Чем он был не похож на другие учебные заведения того времени?
-
В каких условиях жили лицеисты, чему учились?
-
Какие отношения сложились между лицеистами?
-
Ребята, у лицеистов сложились свои традиции. Первый выпуск Царскосельского лицея ежегодно собирался 19 октября — в день основания лицея. В 1825 году Пушкин не смог присутствовать на празднике, так как находился в ссылке в селе Михайловском. Но он прислал одноклассникам сочинённое по этому поводу стихотворение, которое так и называется: «19 октября».
Учитель читает отрывок.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
Ребята, каким остался лицей в памяти Пушкина? (Колыбель свободолюбия, «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».)
-
Неслучайно все лучшие друзья Пушкина — это лицеисты, и большинство произведений, в которых отражена тема дружбы, Пушкин написал именно о них.
-
Анализ литературного произведения (15 мин).
Цель этапа (планируемый результат): осознанное и правильное восприятие содержания текста, его художественных особенностей; познавательная активность учащихся.
Педагогические задачи: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию взаимодействия.
«Допиши за автора».
В 1826 году, через год после того, как уже Иван Пущин был сослан в Сибирь, Пушкин пишет стихотворение в память о той самой встрече в Михайловском с лучшим другом.
У каждого из вас на парте лежит экземпляр этого стихотворения.
Текст стихотворения (с пропущенными словами)
Мой (какой?) друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
(каким?) снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом (каких?) ясных дней!
-
Обратите внимание: мы пока не можем прочитать текст полностью. В ваших экземплярах пропущено несколько слов. Все эти слова — имена прилагательные, которые выполняют в предложении функцию определения и употребляются для того, чтобы придать поэтическим строкам образность и эмоциональность. Давайте вспомним, каким термином называются такие определения. (Эпитеты.)
-
Совершенно верно, это эпитеты. Прежде чем мы узнаем, какие эпитеты использовал Александр Сергеевич Пушкин, давайте попробуем найти их самостоятельно! Ваша задача — в течение одной минуты подобрать на место пропусков подходящие определения.
Учащиеся выполняют работу, затем афишируют результаты. (Предполагаемые варианты ответов: мой лучший/верный/милый друг, холодным/глубоким/белым снегом, весенних/тёплых/счастливых дней и т. д.)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
-
«Первый друг». Скажите, какие значения есть у прилагательного первый? Например, в словосочетании первый ученик? (Первый — это не только «первый по счёту», «начальный», но и «лучший». Пущин — это лучший друг Пушкина.)
-
«Печальным снегом». Разве снег может быть печальным? (В ссылке Пушкин — очень общительный человек — скучает по друзьям, по собеседникам. Состояние природы в его описаниях соответствует его настроению.)
-
«Лицейских дней». Да, здесь можно было подобрать другие варианты — весёлых, счастливых и т. д. Почему Александр Сергеевич выбирает именно этот вариант? (Он хочет, чтобы Пущин, находясь в ссылке, вспомнил самые счастливые дни своей жизни — дни, проведённые в лицее.)
-
Как видите, подбор эпитетов совсем не случайный. Постарайтесь сформулировать, почему поэт, создавая произведение, должен уделять внимание каждому слову. (Чтобы максимально точно донести до читателей свой замысел, отразить свои чувства.)
-
Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину».
-
Стихотворение начинается восклицательным предложением. Ребята, как надо произнести эту строку — торжественно или задушевно, грустно или радостно? (Наверное, задушевно, грустно.)
-
Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском? (Благодарностью и нежностью.)
—- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? (Слова «то же утешенье» — ответ на давние события; невозможно увидеться друзьям, но есть другой способ — «голос» и «душа», для них расстояние — не преграда.)
-
Как надо произнести эти строки? (Возвышенно, торжественно.)
-
По каким дням грустит поэт? (По былым, «лицейским ясным дням».)
Физкультминутка (1 мин).
Хвалилки
Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой я молодец!» А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: «Ах, какой ты молодец!»
3. Литературный анализ текста.
-
Стихотворение «Мой первый друг...» совсем небольшое, но очень ёмкое. Из скольких строк оно состоит? (Из 10.)
-
Разделено ли оно на части? (Нет.)
-
Действительно, в оригинале нет разделения на части. Давайте попробуем это сделать. На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому признаку? (На две — по пять строк. Разделить можно и по форме — каждая часть представляет собой отдельное предложение, занимающее ровно половину стихотворения, и по содержанию — в первой половине автор вспоминает, как Пущин утешал его в Михайловском, во второй — сам утешает Пущина, сосланного в Сибирь.)
-
На предыдущих уроках мы научились определять двусложные размеры стиха. Давайте попробуем определить размер этого стихотворения.
На доске записаны первые две строки стихотворения. Ученик определяет стихотворный размер у доски.
-
Совершенно верно, это четырёхстопный ямб. Кстати, именно таким размером написано большинство произведений Пушкина, в том числе знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».
Мы обсудили ритм этого стихотворения. Скажите, а что, кроме ритма, обычно присутствует в поэтических произведениях? (Рифма.)
На проектор выводятся две строфы:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
•к к к
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь,
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь.
-
Скажите, чем отличаются эти строфы. (В каждой строфе разное количество строк — 5 и 4. Соответственно, иначе располагаются рифмованные строки.)
-
Совершенно верно: в произведении «Мой первый друг,' мой друг бесценный...» используется необычная рифмовка. Давайте попробуем расшифровать эту запись:
АВЛАВ
-
Да, вы правы: одинаковые рифмы обозначаются одинаковыми буквами алфавита. Скажите, а в каком стихотворении, изученном нами в 5 классе, также присутствует необычная рифмовка? («Бородино» М. Лермонтова, рифмовка — ААВСССВ.)
-
Давайте обобщим всё сказанное и заполним пропуски в следующей схеме:
На экране показывается схема:
«Мой первый друг, мой друг бесценный...»
Стихотворный размер: ямб.
Количество строф: одна (2 части).
Рифмовка: АВААВ.
-
Создание литературного произведения (10 мин).
Цель этапа (планируемый результат): создание учащимися собственных поэтических текстов о дружбе, анализ текстов.
Педагогическая задача: стимулировать учащихся к самостоятельному творчеству.
-
Мы познакомились со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина о дружбе, постарались разобраться, как создаются такие произведения. Давайте же теперь сами попробуем написать стихи и сыграем в литературную игру «Буриме». Кстати, вы знаете, что такое буриме?
Историческая справка.
Буриме (фр. bouts-rimes — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Среди вашего раздаточного материала вы видите листы с парами рифм. Выбирайте любые две пары слов и напишите четверостишие с готовыми рифмами, которое посвящено теме нашего урока — дружбе.
Дружба — нужно; поэт — привет; друг — круг; творец — дворец; с тобой — любой; учить — лечить; умный — шумный; друг — вокруг; задача — удача; дружить — пережить; друзья — нельзя; точно — срочно.
Учащиеся в течение 5 минут сочиняют буриме, затем (по желанию) зачитывают свои стихотворения вслух. Результатом этой работы становится литературный сборник «Дружные стихи» (листы со стихотворениями собираются и скрепляются под одной обложкой).
V. Подведение итогов урока, выставление отметок (2 мин).
VI. Рефлексия (3 мин).
Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной и познавательной деятельности.
Педагогическая задача: создать условия для формирования действий самооценки, планирования собственной деятельности.
Учащимся предлагается ответить на вопросы, продолжив две фразы:
Я не знал... — Теперь я знаю...
Я не умел... — Теперь я умею...
VII. Домашнее задание.
Задание 1. Из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал» (распечатано для каждого ученика):
— выписать эпитеты;
— посчитать количество строф;
— определить стихотворный размер;
— определить тип рифмовки.
Задание 2 (по желанию). Написать монолог, обращённый к другу, на тему «Что мне сказали стихи Пушкина?».
Задание 3 (для любознательных). Посмотреть видеофильм «Пушкин. Лицейские годы» https://www. youtube. com/watch?v = nr4SegjOm6Y.