СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духорно-нравственное воспитание на уроках литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональная и общественная ситуация только усугубляет эту проблему.

Просмотр содержимого документа
«Духорно-нравственное воспитание на уроках литературы.»

Тема: «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы».

Введение.

Актуальность и значимость темы:

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы является актуальной. Современный школьник оказывается в ситуации, когда вокруг себя он видит практически полное нивелирование как моральных и духовных ценностей, как традиционно присущих нашему обществу, так и вообще как таковых. Эта ситуация часто приводит к цинизму отношения к миру, обществу, семье, чувств - человек оказывается один на один с жестокостью, холодностью мира, видит крушение тех идеалов, которые якобы должны окружать его жизнь, о которых ему говорят (если говорят) в семье и в школе. Эмоциональная и общественная ситуация только усугубляют эту проблему. Идеи, воспетые в различных формах на страницах классических произведений - ценности общечеловеческого масштаба, ценности на все времена - теряют свою актуальность, поскольку зачастую не находят аналога в реальности. Но, и в этом остается парадоксальность ситуации, именно эти произведения, именно начертаны в них идеалы, и нужны школьнику, хотя он может этого даже не осознавать. Именно из себя и именно в этом возрасте надо начинать менять мир. Носителем определенных идей всегда выступает человек, их проводник через свои действия в мир, иначе данные идеи останутся только продекларированы. Надо найти отклик этих стремлений и ценностей в своей душе, понять их стоимость и воплотить в жизнь - и затем создать их аналог, изменить реальность к лучшему!

Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

Целью моей педагогической деятельности является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.

Свои задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:

  • формировать представление о духовном мире человека;

  • осознавать необходимость этих знаний для становления личности;

  • формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;

  • научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

  • развивать потребность в чтении, в книге.

Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:

■  создать комфортную обстановку, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием;

■ создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности;

■  использовать порой задания, превышающие возможности ученика для формирования волевой сферы.

 

Глава 1

Размышления о применении средств литературы и интереса к ней школьников.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, суицида, беспризорности и т. д.), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности.

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В художественных произведениях звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В них поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” одной из составляющих повышения качества образования является духовное развитие личности. И если мы попытаемся подойти к анализу произведений русских писателей именно с этой стороны, наверное, не ошибемся. Задачу свою мы, учителя литературы, видим в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.

Художественное восприятие - это процесс, в котором сочетается понимание и переживание содержания произведения искусства с эстетическим наслаждением, его совершенством, совершенством художественной формы. Имеет некоторое сходство с творчеством художника, хотя направлено в противоположном направлении: художник воплощает в художественном произведении последствия своего осмысления и переживания мира, а тот, кто воспринимает произведение искусства, обогащает свои представления о действительности. Общей чертой всех произведений искусства, несмотря на все разнообразие, является их ориентированность на восприятие, на передачу зрителям, слушателям, читателям мыслей и переживаний автора. Поскольку каждое произведение искусства сочетает в себе отражение реальности и выражения эмоционального отношения к ней, художественное восприятие представляет собой единство рационального и эмоционального. Бывает трудно приобщить к чтению ребенка, что перегружена «прогрессивными достижениями цивилизации» - компьютерами, телевидением, низкопробной кинопродукции. Здесь представляется необходимым использовать то, что доступно его пониманию интересное - для чего следует понять мир идей и ценностей современного школьника.

К примеру, определенные шедевры киноискусства, хотя конечно, не могут раскрыть всю глубину и красоту литературного произведения, но, по крайней мере, могут заинтересовать сюжетом, а, следовательно, привести и к знакомству с первоисточником- книгой. Например, оттолкнувшись от известной в последние годы киноверсии «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина можно заинтересовать ребенка данным произведением. Сказочный сюжет, интригующая завязка, истинно христианская парадигма Добра и Зла, история о важности верного жизненного выбора, отстаивание своих убеждений даже перед лицом всепобеждающей Тьмы, даже если ты видаешься всем и, наконец, себе самом, слабым и беззащитным, способны сформировать у читателя прекрасные ценностные нравственно ориентированные взгляды.

Не стоит сразу начинать с сложного, к тому, что возможно в настоящее время ребенка не заинтересует , в силу тех или иных обстоятельств, ребенок не может правильно воспринять и, а отсюда - примитивное, упрощенное восприятие и преподавание. Не стоит отвергать то, что ребенка интересует, хотя возможно представляется нецелесообразным. Скажем, не следует критиковать Дж . К. Роулинг и ее «Гарри Поттера». Поблагодарим ее уже за то, что дети проявляют желание читать книги достаточно большого объема, которые не так просты, как они могут показаться на первый взгляд. Эта книга содержит множество воспитательных моментов - семейные ценности и их отсутствие, детская чистота и распущенность, благородство чувств, когда ради того, кого любишь, рискуешь жизнью, даже душой, уважение к преподавателям и т.д. Надо с пониманием подходить к детскому сознанию, не ломать то, что есть, если не можем дать что-то лучше, привести к чему-то более высокому, чистому, светлому, и, не забывая, что для того, чтобы дать это - надо это иметь самому.

Глава 2

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы»

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, я применяю в своей работе следующие приемы:

  • создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов;

  • мотивация деятельности;

  • сравнение, аналогия;

  • предложение на выбор различных заданий;

  • взаимопроверка;

  • самостоятельное формирование учащимися выводов;

  • использование наглядности.

Виды деятельности.

Поскольку процесс формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы осуществляется через их деятельность, выделяю основные виды этой деятельности:

-эстетический (формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности, формирование основных теоретико-художественных понятий для овладения анализом и оценкой литературно-художественных произведений);

-интеллектуальный (формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью, навыками логического мышления);

-познавательный (формирование системы гуманитарных и духовных понятий, составляющих основу научных знаний);

- творческий (создание творческих работ, проектов и т.п.);

 -исследовательский   (выполнение   различных исследовательских работ).

  Технология опыта.

Духовно-нравственные качества учащихся я развиваю на уроках, во внеурочное время и на уроках внеклассного чтения.



1. Урочная деятельность

Литература выделяется в системе школьных предметов, так как обладает немаловажной особенностью: не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Почему это происходит? Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. И одна из важнейших целей литературного школьного образования - помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы. Не случайно преподавание литературы в пятом классе начинается с изучения фольклора. Фольклорные произведения доносят до читателей из глубины веков народные представления о таких важных этических категориях, как добро и зло, верность, преданность, любовь к Родине и предательство, отвага и трусость, и многое другое.

Например, читая русские народные сказки, ребята должны понять, какие моральные качества сказочных героев народ одобряет и награждает, а за какие поступки наказывает. Задача учителя - направить анализ текста сказки на выяснение авторской (народной) позиции, по отношению к событиям и героям, привлекая при этом такие литературоведческие понятия (уже знакомые и вводящиеся впервые) как жанр, композиция, сюжет, постоянные эпитеты, сравнения, олицетворения. Таким образом, учитель начинает подготовку учащихся к целостному восприятию художественного произведения, к пониманию единства его формы и содержания, и в то же время определяет характеры героев и их оценку народными сказителями.

Но не менее важно развивать такой элемент читательского восприятия, как эмоциональный отклик на поступки героев, помочь прямое выражение эмоций представить как осмысленную нравственную позицию. Ученик-читатель должен включаться в творческий процесс, прочитанное произведение служит в таком случае толчком к пробуждению творческого воображения. Например, после изучения русских народных сказок ученикам могут быть предложены следующие задания: творческие пересказы с изменением лица рассказчика, устное словесное рисование, составление киносценария по наиболее интересному, важному эпизоду, инсценирование части произведения, домысливание сюжета. Все эти формы ставят ученика "внутрь" художественного произведения, позволяют понять и принять (или не принять) мысли и действия героев, оценить их личности и сопоставить, а если нужно, и скорректировать свою точку зрения с точкой зрения народа. Интересным и нужным, на мой взгляд, является и сопоставление русских народных сказок и сказок народов мира. Ученики понимают, что, несмотря на художественное своеобразие разных фольклорных миров, все сказки объединены близостью нравственных общечеловеческих ценностей. Очень важно, чтобы ученики увидели, что этические народные принципы (доброта, честность, любовь к Родине, бескорыстная помощь другим людям, забота об окружающих, смекалка, находчивость) поддержаны и русскими писателями, подчеркнуть нравственное единство писателей и народа. Для этого необходимо предусмотреть в системе уроков и внеклассных занятий изучение литературных сказок (например, сказки А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.П. Ершова) и сказочных повестей (например, повести из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя).

Еще один жанр фольклора, глубоко и полно представленный в школьном курсе литературы, имеет огромное влияние на формирующееся самосознание учеников, на их складывающуюся личность. Это, конечно, жанр русской былины. И фольклор, и древнерусская литература, и литература XIX-XX веков провозглашает патриотизм одним из главных нравственных качеств истинно русского человека. Защита Родины - главное дело в жизни и для героев русских сказок, и для русских богатырей, и для дружинников князя Игоря в "Слове о полку Игоревом", и для Тараса Бульбы ("Тарас Бульба" Н.В. Гоголя).Причем народ и писатели едины в создании этих образов, используют схожие средства и приемы художественной выразительности, чтобы сделать героев привлекательными как внешне, так и внутренне (необходимо обращать внимание учеников на использование постоянных эпитетов, сравнений, гипербол, подчеркивающих физическое и нравственное превосходство защитников Русской земли над захватчиками). Герои часто оказываются в ситуации нравственного выбора, и необходимо, чтобы ученики осознали, что авторы на стороне героев, выбирающих защиту интересов Родины в ущерб собственным нуждам, интересам. Поэтому самые различные виды работ при анализе художественного произведения обязательно включают задания, выявляющие нравственный аспект содержания произведения. Так, работа по характеристике литературного героя обязательно требует определения авторской позиции по отношению к персоналу, средств и приемов ее выражения. При этом следует особое внимание обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно. Для достижения данной цели важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы.

Из фольклора и произведений духовной литературы берет начало еще одна традиция русской литературы - интерес к нравственному, духовному самосовершенствованию человека. Поэтому главные герои многих художественных произведений - молодые люди, ищущие цель и смысл жизни, формирующиеся как личности на протяжении развития действия произведения. Эти герои и их судьбы вызывают интерес у учеников, которые также на протяжении всех школьных лет проходят путь становления себя как личностей. Конечно, нравственные и философские искания молодых людей - героев произведений русской литературы зависят во многом от идей и проблем эпохи, в которую они живут, от политических, философских, нравственных позиций, занимаемых писателями. Поэтому жизненные перипетии Петра Гринева, Евгения Онегина, Григория Печорина, Евгения Базарова, Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, на первый взгляд, могут казаться чуждыми и неинтересными современным ученикам. Но учителю совместно с учениками необходимо увидеть, что этические проблемы, волнующие молодых людей прошлых веков, являются вечными: проблемы чести, долга, верности слову; цели и смысла жизни; любви, дружбы, взаимопонимания, уважения чувств и мыслей других людей; проблемы взаимоотношений отцов и детей. И современным школьникам придется по мере взросления решать те же нравственные дилеммы.

Изучение творчества А.С. Пушкина занимает особое место в литературном, нравственном и идейно-эстетическом развитии учащихся. Поэзия Пушкина - это школа эстетических чувств и богатства идей, школа высокой нравственности. Еще в раннем детстве Пушкин входит в духовный мир школьников. Они чувствуют красоту художественного слова, понимают мораль сказки, их сочувствие на стороне доброго героя. Они понимают, слушая «Сказку о рыбаке и рыбке», что старуха «была злая и наказана за свою жадность и грубость». «Так ей и надо», - говорят дети, рассматривая иллюстрацию к «Сказке о рыбаке и рыбке» Детям жаль старика. Мораль сказок А.С. Пушкина доходчива. Они воспитывают у детей стремление к добру, гуманность, эстетическое чувство, они обогащают детский язык, Взрослея, школьники приближаются к Пушкину, учатся воспринимать его как личность. В старших классах осуществляется дальнейшее нравственно - эстетическое развитие личности школьника, перед ними раскрывается во всей многогранности образ поэта мыслителя, труженика, художника и борца. Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Так, например, в 8-м классе, познакомив ребят с повестью А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой. Маша скромна, у неё твердые нравственные устои: несмотря на любовь к Гриневу, она отказывается выйти за него замуж без согласия его родителей. “Без их благословения не будет тебе счастья”,– говорит она Гриневу. Марья Ивановна решила, что ей не судьба быть за Гриневым, что следует покориться “воле божьей”. В тяжелых испытаниях и в превратностях судьбы крепнет её бескорыстная любовь. Пережитое закаляет её стойкость, мужество.

К Пушкину следует идти оттого, что соединяет нас сегодня с миром поэта. Таким источником могут быть заочные экскурсии по памятным местам жизни поэта. В Михайловском все хранит память о Пушкине. В Тригорском парке везде Пушкин: его чувство, его стихи как бы сливающиеся по настроению с окружающей природой. Здесь властвует «Евгений   Онегин».   Члены   семьи   Осиповых-Вульф   считали себя прообразами основных героев романа. И здесь, в Тригорском, особенно ярко ощущаешь живую, почти физическую реальность этих образов. И, кажется, обогни пруд, сияющий чистыми, белыми лилиями, - увидишь Ленского, Ольгу. Войди в липовую аллею, куда едва падает солнце, и мелькает перед тобою белое платье, слышатся быстрые легкие шаги Татьяны. Белая, березовая, совсем такая же, как и во времена Пушкина - «скамья Онегина» стоит под толстой ветвью дуба, над обрывом. Внизу - дорога, по которой ходил в Тригорское поэт. Теперь по ней идут к Пушкину люди, чтобы вдохнуть воздух, которым дышал он, воочию увидеть красоту природы, которую воспел он в своих стихах, ощутить всю глубину его поэзии.

Встреча с поэзией Пушкина на уроках - это встреча с прекрасным, она должна волновать душу, рождать высокие порывы, приобщать школьников к вдохновенному искусству поэзии. Сильное нравственное воздействие на учащихся оказывает лирика Пушкина. Изучение каждого стихотворения поэта предполагает решение определенных нравственных задач. До сих пор высокие чувства пушкинской лирики влияют на духовный облик человека, помогают любить верить, надеяться». Трудно назвать то, чего не коснулось перо Пушкина. Поэтически нежная дружба - «Мой первый друг, мой друг бесценный!», благоуханная огромная и страстная, робкая и вдохновенная любовь и светлая печаль. Юношеский порыв посвятить Отчизне «души прекрасные порывы» и мудрость земная - зрелые размышления над жизнью, неограниченное чувство свободы, гнева и страсть гражданина и, наконец, поэт-грозный судья - все это в лирике поэта. Человеческие страсти и исторические судьбы, современный человек, мечущийся в поисках смысла жизни, и великая и горькая любовь русской женщины - все это слилось в одном сердце поэта, столько болей, тоски и радостей земных. «Поэзия Пушкина - неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца она дарит нам «неизъяснимы наслажденья», воспитывает в нас «чувство доброты», учит любить и понимать «гений чистой красоты»

Для юношества особенно интересны уроки о чувствах героев. И здесь просто не обойтись без величия женских образов Пушкина. На уроках, отведенных лирике, учитель обращает внимание учащихся на то, что именно в стихах поэта заключен своеобразный эталон нравственного чувства. Любовь у Пушкина – светлое и радостное чувство. Любимая должна быть счастлива, даже если она выберет другого, если не отвечает взаимностью.

…Я вас любил так искренно, так нежно, 
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это жертвенная любовь. Единственно возможная. Что может быть страшнее и несчастнее любви эгоиста? Любовь призвана созидать, а если она разрушает, несет зло, смерть, значит, это не любовь, а несчастье. Обычно на этих уроках учитель впервые говорит с учащимися о любви. Это уже подростки 13-15 лет. В беседе важно подчеркнуть нравственные традиции народа, приоритет православных ценностей в отношениях юношей и девушек. Современному молодому человеку трудно понять, почему пушкинская Татьяна отказывается от счастья. И здесь так уместны беседы об истинном счастье, которое невозможно без целомудрия, без чувства долга, без высших нравственных начал. Эти нравственные начала полностью развиваются у человека только к 24-27 годам. До этого они “регулировались”, поддерживались всегда Божьей благодатью в Церковных Таинствах. Поэтому так безукоризненно правильно поступают в сложных жизненных ситуациях героини Пушкина. Очень важно дать время на обдумывание, на написание сочинения. Была бы счастлива Татьяна, если бы тогда ушла к Онегину, если бы бросила мужа? Ф.М.Достоевский в очерке “Пушкин” считает такой итог взаимоотношений героев просто невозможным. Онегин не любит так, как Татьяна, ее выстраданное чувство выше, прочней. Пораженный переменами, произошедшими в ней, Онегин за короткий срок влюбился в “законодательницу зал”. “Русская душою”, т.е. воспитанная национальным духом своего народа, Татьяна не может быть счастлива “за чужой счет”. Она не согласна принести в жертву счастье своего мужа. Христианин может пожертвовать только своим счастьем. Прекрасные героини русской литературы: Ярославна, “полная печали”, Лиза Калитина, Татьяна Ларина, Маша Миронова, княжна Марья… Жизни, прожитые рядом с молодежью на уроке литературы.

2. На уроке внеклассного чтения при изучении повести А.Пушкина “Метель”, учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака. Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась той патриархальностью (то есть, стабильностью бытия, нравственностью), о которой мы сейчас лишь со вздохом вспоминаем. Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь романтическому порыву, она становится той “блудной дочерью”, которых так много знала наша литература. Спасла Машу метель, в образе которой нужно видеть символ: Промысел Божий удерживает человека от безнравственного поступка. Встреча героини с Бурминым, кажется, сулит героям счастье. Однако есть одно “но”. Современным школьникам необходимо объяснить, что удерживает Бурмина от признания в любви. Герои воспитаны на христианской морали, и таинство брака, как бы нечаянно не совершившееся, свято для них. И это непреодолимое препятствие для следующего вступления в брак, ибо “что Бог сочетал, человек да не разлучит”.

Творчество М.Ю. Лермонтова продолжает развивать представления учащихся о прекрасном, формировать их нравственные идеалы. Иное звучание получает в его лирике тема любви к родине. И эта особая новизна выраженных поэтом чувств волнует. Школьники пытаются осмыслить свое личное, разобраться в чувствах, возникших под влиянием прочитанного, изученного. Детям близка волевая, сильная личность Печорина, привлекает их его мужество, колоссальная энергия, самообладание, но не могут они простить герою бесцельность и пустоту жизни, эгоизм, хотя и понимают трагическую сущность его существования. Поэзия Лермонтова и его герои заставляют задуматься учащихся над самым сокровенным. Они мыслят, спорят, здесь-то и осуществляется связь между произведениями прошлого и нашим временем. Герои и события воспринимаются живо, особенно когда они познаются в сравнении. Взгляды Лермонтова на подлинное назначение искусства дают возможность ставить перед учащимися вопрос, что такое подлинная, нужная народу поэзия? Так устанавливается тесная связь прошлого с настоящим, Лермонтов и его поэзия воспринимаются учащимися как «вечные спутники». К этой проблеме возвращаемся, говоря о “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова. “Песня про купца Калашникова” переносит учащихся в еще более глубокую старину, чем “Капитанская“Сильный или слабый человек Кирибеевич? – оттолкнувшись от слов Белинского “какая сильная, могучая натура…”, семиклассники строят свое рассуждение, в чем истинная сила характера: в страстях, влекущих человека за собою в грех, или в духовной стойкости, побеждающей страстные порывы? Необходимо отметить, что чувство Кирибеевича эгоистично. Ослепленный страстью, он меньше всего думает о любимой женщине. Калашников же защищает не красоту своей жены. Им руководит не чувство ревности, столь же бурное и слепое, как любовь Кирибеевича. Калашников защищает честь. И не только свою и жены. Он защищает честь имени, семьи, рода.

Уроки по изучению творчества И. С. Тургенева обогащают представления детей о прекрасном, открывая им красоту русской природы, удивительную силу любви писателя к родине. Учащиеся чувствуют эту красоту, Находят отклик у старшеклассников повести Тургенева о любви. Урок на тему «Песнь торжествующей любви» начинаю словами: «Сегодня мы поговорим с вами о самом сокровенном человеческом чувстве - о любви, В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей способных нее только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

Любовь, любовь - загадочное слово, -

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем, старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот? Много   прекрасных   строк   русских   поэтов   посвящены этому прекрасному чувству. О любви писали Пушкин. Лермонтов Тютчев, Фет.

Я вас знавал ... тому давно, Мне, право, стыдно и смешно, Что я тогда вас не заметил...

Вы только что вступили в свет -Нам было восемнадцать лет ... На бале где-то я вас встретил...

И.С. Тургенев

Тургенев часто в своих произведениях обращался к теме любви, но в них нередко проявлялась щемящая душу нотка грусти. Должно быть это связано с историей любви самого писателя. И, тем не менее И.С. Тургенев писал: «Страдание - это счастье, которое, например, эгоисту или человеку низкому неведомо». И далее начинается разговор о повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вишневые воды». Учащиеся говорят о «Чистом золоте поэзии» повести «Ася», о поэтической атмосфере произведения, о нравственной чистоте главной жизни, Они приходят к выводу, что в произведениях И.С. Тургенева нередко женщина превосходит мужчину в силе любовного чувства и решительности. Писатель часто проверял волевые качества героев на их отношении к любви. Так при изучении русской классической литературы постепенно формируются эстетические представление учащихся, раскрываются нравственные основы человеческого поведения. Уже при составлении программного материала старших классов ставится задача - подчинить изучение курса литературы целям нравственно-эстетического воспитания школьников, выявлению потенциальных возможностей нравственного воздействия произведений программы.

При изучении творчества Ф.И. Тютчева задача учителя ввести учащихся в художественный мир поэта, показать особенности его творчества. И уже первый урок приоткрывает десятиклассникам мир полный света, солнца, любви к природе и человеку, и мы идем вместе с поэтом по миру навстречу радостям, замечая множество маленьких чудес, драгоценных образов и находок, запечатленных им в стихах. И мы видим тютчевский зимний лес, елочки и березы, согнувшиеся под тяжестью снега, видим весну, как несутся вниз по лугам весенние потоки, и там, где мчались они, появляются потоки цветов, видим, как рано встает щедрое солнце, и как падает и долго кружится в воздухе желтый осенний лист. Современные школьные программу курса литературы, включают множество лирических стихотворений и предлагают формирование у школьников навыков филологического анализа этих произведений. О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно -

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездомном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Спешу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано...

Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне...

«Счастье... Такое простое и такое сложное понятие,... Какое оно? Откуда приходит и куда исчезает? Почему еще вчера казалось чудесным и необыкновенным, а сегодня ничто не радует глаз? Почему вчера хотелось смеяться и петь от восторга, а сегодня глаза застилает мутная пелена и влага, переполняющая их, вот-вот готова вырваться наружу и обжечь щеки горячими потоками слез? Что же такое счастье? Это не вещь, не кусок сладкого пирога в жизни, не глупые рассуждения, которые некоторые пытаются выдать за шедевры. Мне думается - счастье - это состояние души человека. Это красота и глубина мироощущения, радость жизни, восторг от -того, что ежеминутно мы имеем возможность наслаждаться красотой окружающей нас природы, любоваться памятниками старины, внимать бархатным аккордам волшебной мелодии.

В 8-м классе ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского (“Сказание о житии Александра Невского”), святых Петра и Февронии Муромских. Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной, личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя князя Александр в переводе с греческого языка означает “защитник”. Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как “защитник”. А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. Необходимо подчеркнуть на этих уроках духовный смысл княжеского служения, попросить ребят прокомментировать слова пророка Исайи, сказанные им от имени Господа: “Князей Я ставлю, священны ибо они, и я их веду”. Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении “Повести…”. Жития святых во все времена были любимым чтением русского человека.

Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления современного человека. Кто он, современный герой? Возможности для бесед по нравственному воспитанию поистине неисчерпаемые.

В 9-м классе школьники знакомятся с вершиной поэтического искусства древней Руси “Словом о полку Игореве”. Это подлинно патриотическое произведение имело в то время большое значение, сохранило оно свою ценность и до наших дней. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё “Слово”. Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в “Слове”, она определяет композицию произведения и его язык. К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все чувства автора.

Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях.

Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, ибо тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы. По мнению Николая Бердяева, “в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своем русские писатели отступали от христианской веры”.

Образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы унаследовали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие писатели.

Высокие нравственные качества, дружба, товарищество сильных и мужественных людей, любовь к родине воплощены в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”. При изучении повести Гоголя на вопрос: “Прав ли Тарас, убивая своего сына?” – ответы можно услышать самые разные, но важно здесь то, что, решая непростые для себя вопросы, ребята учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, опираясь на тот нравственный потенциал, который заложен в Евангелии. Тарас казнит сына за измену родине. Долг патриота подсказывает ему, что только так следует поступить: изменнику родины не должно быть пощады. “Так продать? Продать веру? Продать своих?” – говорит он с горечью и вершит над ним самый строгий суд. Волнение, негодование, боль звучат в вопросах, которые задает он изменившему родине сыну, в решении убить его, в том, как долго глядел он на бездыханный труп Андрия (“Чем бы не козак был? – сказал Тарас. – И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!”). Поступки Тараса, его речь – все создает образ отважного, волевого человека, для которого самым важным в жизни является воинский подвиг, любовь к родине. Речь его немногословна, воля непоколебима.

Иной рисует Гоголь мать юношей, “стара”, как называет её Тарас. Для того чтобы показать материнскую любовь, нежность к сыновьям, Гоголь использует художественно-изобразительные средства: эпитеты (бедная мать, бедная старушка), сравнения (как степная чайка, вилась над детьми своими), метафоры (она…превратилась в одно зрение). Надо отметить и выразительность глаголов, определяющих ее действия, мысли, чувства (приникла к изголовью…сыновей, расчесывала…кудри и смачивала их слезами, не могла наглядеться; вскормила их, взлелеяла; рыдая, глядела им в очи; просидела до самого света). Выразителен и внутренний монолог матери.

Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой повести “Человек на часах” (изучаем на уроках внеклассного чтения в 7-м классе) за несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают? Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников? На каком посту стоит герой произведения? Анализируя повесть, учащиеся вспоминают “иерархию ценностей” православного человека. Разумеется, ни о какой интерпретации здесь и речи не может быть. Верен только один ответ. Ученики говорят о духовном значении слова “пост”. Человек по Лескову обязан всю жизнь стоять на посту, “на часах”. Только тогда он может быть человеком в истинном смысле слова. А что значит сегодня стоять на посту? О многом здесь можно поговорить.

Цель и смысл жизни открываются лишь человеку, одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не желая слышать о ней еще раз. В том-то и смысл пророческого служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, “что есть истина”, помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению “вечных” проблем, предостеречь от неправильных путей.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути. Хочется надеяться, что, попав в сложную жизненную ситуацию, ребята уже будут иметь некоторый духовный опыт, пусть даже и приобретенный на литературном материале.      Я убеждена, что только в процессе взаимодействия, сотрудничества и сотворчества преподавателя и учащихся возможно истинное погружение и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики – поистине “неупиваемой чаши” нашей духовности.



3. Внеурочная деятельность.

С    целью    формирования    духовно-нравственных ориентации используются следующие формы работы во внеурочной деятельности:

-школьные праздники (день рождения школы, праздник последнего звонка, выпускной бал, праздник первоучителей словенских Кирилла и Мефодия и др.).

-школьные традиционные мероприятия (неделя русского языка и литературы, олимпиады, ярмарки, интеллектуальные марафоны и д.р.);

-народные праздники (Рождество, масленица, Пасха, Троица, новый год и д.р.;

-традиционные   акции   (акция  милосердия,   акция «Российский патриот», акция «Живи и помни» и т.п.).







Заключение.

Много ценного и полезного привнесли в процессе литературного образования в школе новые программы, предоставившие учителю свободу творческого поиска. Отбор произведений для уроков внеклассного чтения я стараюсь   определять   в   соответствии       принципами актуальности, художественности, богатства нравственно-эстетической проблематики. Хорошее семинарское занятие позволяет организовать обмен мнениями, дискуссию, полемику по наболевшим жгучим вопросам современности, чести определить свою эстетическую и жизненную позицию.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. На данных уроках использую проектную деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что воспитательный потенциал литературы заключается:

  • в формировании эмоционального мира человека (в силу того, что литературно-художественное произведение есть результат объективизации прежде всего эмоциональной сферы школьника);

  • в воспитании синхронного и диахронного восприятия действительности (в силу того, что литературно-художественное произведение есть «картина жизни», образная модель действительности, истории народа и его нравственно-психологического облика, и тем самым литературно-художественное     произведение     предоставляет возможность старшекласснику соотнести с собой исторические сюжеты и образы, т.е. создать возможность для самовоспитания);

  • в формировании собственно филологического мышления (познания мира      посредством      литературно-художественного текста, поэтической реальности).

Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову -основе духовной жизни народа, т.е. приобщает учащихся к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение. Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения учащихся в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

Таким образом, уроки литературы должны объяснить ученикам, как тяжела и напряжена внутренняя нравственная работа тех, кто стремится найти свое место в жизни, ориентируясь на этические моральные принципы предшествующих поколений. Судьбы лучших героев русской литературы подтверждают слова Л.Н. Толстого: "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость". Состоянию   душевного   поиска,   нравственного самосовершенствования учеников и должны помочь уроки литературы.











































Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека. / Н.А.Бердяев.– М., 1993. – С.122.

  2. Ильин И.А. Основы христианской культуры. / И.А.Ильин – СПб.: Изд-во “Шпиль”, 2004.

  3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.

  4. Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. Для преподавателей русской филологии. / В.Ю.Троицкий – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  5. .История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти томах. М., 1985.

  6. .Человек в мире художественной культуры. М., 1982.

  7. .Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. К., 1984.

  8. .Категории мировоззрения и категории культур. К., 1980.

  9. .Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. К., 1984.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!