МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
__________________________________________________________________________
Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры»
учитель истории
Погорельская Людмила Леонидовна
Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА:
Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы:
Тема 1. Понятие « культура»
Тема 2. Духовная жизнь общества
Тема 3. Образование, самообразование
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Тема 5. Наука в современном обществе
Тема 6. Религия, её роль в обществе
Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы
Тема 8. Гуманизм
Тема 9. Патриотизм, гражданственность
Тема 1. Понятие «культура»
Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом:
КУЛЬТУРА
В широком смысле – это
В узком смысле - это
совокупность всего созданного умом и руками человека
процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются,
распределяются духовные ценности
Тема 1. Понятие «культура»
Тема 1. Понятие «культура»
Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.
Тема 1. Понятие «культура»
Различают материальную и
духовную культуру
КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право.
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.
культурный человек
- Человек обладающий культурой : художественной, нравственной, правовой, политической.
Воспитанный человек обладает :
Культурой поведения
Культурой общения
Культурой чувств
Культурой сознания.
- Образованный человек : не ограничивается узкими рамками специальных знаний, ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков.
Тема 1. Понятие «культура»
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
ЭЛИТАРНАЯ
создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами
МАССОВАЯ
культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации
НАРОДНАЯ
сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи
Тема 1. Понятие «культура»
Задание ( 1-2 мин)
Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются):
1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать
2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории
3) уровень воспитанности человека
4) производство и применение орудий труда
Тема 2. Духовная жизнь общества
Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей
СТРУКТУРА
Духовные потребности
Духовная деятельность
Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности
Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей
Духовные блага
МОРАЛЬ
ВИДЫ
НАУКА
ИСКУССТВО
РЕЛИГИЯ
Тема 2. Духовная жизнь общества
Задание ( 2-4 мин.)
Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами.
Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры
1) верно только Б
2) верны оба суждения
3) оба суждения неверны
4)верно только А
Тема 3. Образование, самообразование
Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни.
Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения
Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно
Тема 3. Образование, самообразование
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ОБЩЕЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Начальное,
- Основное
- Среднее
Дома творчества, кружки, секции
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Тема 3. Образование, самообразование
Основные принципы образовательной политики в РФ:
1) гуманистический характер образования;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) общедоступность образования;
4) адаптивность системы образования
к потребностям обучаемых;
5) светский характер образования в
государственных учреждениях;
6) свобода и плюрализм в образовании;
7) демократический, государственно-
общественный характер управления и самостоятельность образовательных
учреждений.
Тема 3. Образование, самообразование
Задание ( 1-2 мин.)
Верны ли следующие суждения об образовании?
- А. Образование регулирует общественные отношения.
- Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.
1 ) верно только Б
2) верно только А
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Различают виды искусства:
АРХИТЕКТУРА
(ЗОДЧЕСТВО)
МУЗЫКА
КИНО
ЖИВОПИСЬ
ТЕАТР
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО
СКУЛЬПТУРА
ЦИРК
ФОТОИСКУССТВО
БАЛЕТ
ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
ЭСТРАДА
ЛИТЕРАТУРА
ГРАФИКА
Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека
Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях.
Искусство
Украшает мир
Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни
Осмысливает и преобразовывает жизнь
Восстанавливает в сфере духа гармонию
Тема 4. Наука в современном обществе
Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека
Система наук
Естественные науки
Технические науки
Общественные науки
Тема 4. Наука в современном обществе
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.
Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.
Тема 5. Наука в современном обществе
Задание ( 5-7 мин.)
Установите соответствие между примерами наук
и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ
А) биология 1) естественные науки
Б) история 2) общественные науки
В) политология
Г) химия
Д) правоведение
Е) физика
Запишите в таблицу
выбранные цифры
А
Б
В
Г
Д
Е
Ответ: 122121
Тема 6. Религия, её роль в обществе
Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения
Типология религий
Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм
Родоплеменные примитивные верования
Национальные государственные
Мировые религии
Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Буддизм, христианство, ислам
Тема 6. Религия, её роль в обществе
Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.
Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.
Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы
Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру
Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли
ДОЛГ
Высшее проявление добра
ДОБРО
СОВЕСТЬ
ЛЮБОВЬ
МИР
Тема 8. Гуманизм
Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье
Тема 8. Гуманизм
Включает в себя
благожелательность
уважение
сочувствие и доверие
скромность
самопожертвование
искренность
честность
великодушие
Тема 8. Гуманизм
Задание ( 1-2 мин.)
Гуманизация образования предполагает :
1 ) внимание к личности, её интересам, запросам
2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение
3) отказ от преподавания технических наук
4) увеличение количества лет обучения
Тема 9. Патриотизм, гражданственность
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы
Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры
Тема 9. Патриотизм, гражданственность
Задание ( 1-2 мин.)
Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.
Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.
1 ) верны оба суждения
2) верно только А
3) верно только Б
4) оба суждения неверны
Источники информации:
1.П.А. Баранов. Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2012.
2. П.А. Баранов. 300 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. Астрель.М.2013
3. Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2015. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. ФИПИ. 2015.
4. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.
5.Чернышево О.А. карманный справочник по обществознанию . 2015 год