СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура общества»

Духовная культура общества

Духовная культура общества

Духовная жизнь общества и личности Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь общества и личности

Духовная жизнь - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь общества и личности К духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. 

Духовная жизнь общества и личности

К духовному миру личности, обычно относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Одним из главных условий полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. 

Духовная жизнь общества и личности ПОДХОД ПОНИМАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ Осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность ЦЕННОСТНЫЙ Практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. КУЛЬТУРА – воспитание человека, развитие его души и образование (древность) эволюция человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, искусства, религии (новое время);

Духовная жизнь общества и личности

ПОДХОД

ПОНИМАНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

Совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность

ЦЕННОСТНЫЙ

Практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

КУЛЬТУРА –

  • воспитание человека, развитие его души и образование (древность)
  • эволюция человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, искусства, религии (новое время);
Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы». В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон . «Культура - это умственная деятельность человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров» Марк Тулий Цицерон ( 106-43 гг. до н.э.)

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы». В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в 1 в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон .

«Культура - это умственная деятельность человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров»

Марк Тулий Цицерон ( 106-43 гг. до н.э.)

Духовная жизнь общества и личности КУЛЬТУРА ШИРОКИЙ СМЫСЛ УЗКИЙ СМЫСЛ Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм и результатов активной творческой деятельности людей. Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются , распределяются и потребляются духовные ценности

Духовная жизнь общества и личности

КУЛЬТУРА

ШИРОКИЙ СМЫСЛ

УЗКИЙ СМЫСЛ

Исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм и результатов активной творческой деятельности людей.

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются , распределяются и потребляются духовные ценности

КУЛЬТУРА -духовные и материальные ценности, созданные человеком. П.Сорокин назвал культуру «ВТОРОЙ ПРИРОДОЙ». КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта и т.п) (религия, искусство, наука, мораль) Питирим Сорокин (1889 – 1968), русский и американский социолог, один из основоположников современной социологии. Как вы понимаете определение П.Сорокина?

КУЛЬТУРА -духовные и материальные ценности, созданные человеком.

П.Сорокин назвал культуру «ВТОРОЙ ПРИРОДОЙ».

КУЛЬТУРА

МАТЕРИАЛЬНАЯ

ДУХОВНАЯ

(орудия труда, жилище, одежда, предметы быта и т.п)

(религия, искусство, наука, мораль)

Питирим Сорокин

(1889 – 1968),

русский и американский социолог, один из основоположников современной социологии.

Как вы понимаете

определение П.Сорокина?

Духовная  жизнь общества и личности Таким образом, на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная жизнь общества и личности

Таким образом, на социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смысло-образующие идеи Способствует самопознанию Помогает самоутверждаться Приводит к самореализации Удовлетворяет потребности в самосознании Формирует ценностные ориентации

Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека

Раскрывает смысло-образующие идеи

Способствует самопознанию

Помогает самоутверждаться

Приводит к самореализации

Удовлетворяет потребности в самосознании

Формирует ценностные ориентации

Шесть шагов к мудрости (Хинг Ши)

Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал им:

–  Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.

–  Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.

–  Первый шаг – шаг рождения, – начал Хинг Ши. – Как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.

Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.

Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.

Пятый шаг – шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шёлковую нить. Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.

Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:

–  Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?

–  Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, – ответил мудрец, – когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.

–  Значит, на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, – сказал Янг Ли.

–  Но только на шестом она начинает приносить плоды, – улыбнулся Хинг Ши.

ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Создание Преодоление традиций традиций (новаторство)

ПУТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Создание

Преодоление

традиций

традиций

(новаторство)

ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПИСЬМЕННОСТЬ КНИГОПЕЧАТАНИЕ ТV и ИНТЕРНЕТ (позволила (резко увеличило объем культурной продукции (мгновенное распространение информации) сохранять знания и удешевило её) и обмениваться ими)

ТРИ КАЧЕСТВЕННЫХ СКАЧКА

В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

ПИСЬМЕННОСТЬ

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

ТV и ИНТЕРНЕТ

(позволила

(резко увеличило объем культурной продукции

(мгновенное распространение информации)

сохранять знания

и удешевило её)

и обмениваться ими)

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей , идеальных представлений об истине, справедливости,  добре, человечности, красоте, о миропорядке в целом.

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей , идеальных представлений

  • об истине,
  • справедливости,
  • добре,
  • человечности,
  • красоте,
  • о миропорядке в целом.
Система духовных ценностей - ядро любой культуры любого общества

Система духовных ценностей - ядро любой культуры любого общества

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ Производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей Идеи, теории, образы; Духовные общественные связи индивидов; Человек как духовное существо.

Духовная жизнь

человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей

Идеи, теории, образы;

Духовные общественные связи индивидов;

Человек как духовное существо.

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ стр 98-99 ВИД ЦЕННОСТЕЙ ФУНКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НРАВСТВЕННЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ стр 98-99

ВИД ЦЕННОСТЕЙ

ФУНКЦИЯ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

НРАВСТВЕННЫЕ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

РЕЛИГИОЗНЫЕ

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (первый вариант) КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ (религия, искусство, наука, мораль) (орудия труда, жилище, одежда, предметы быта и т.п) то, что остается то, что передается последующим поколениям (цивилизационное наследие) в своей исторической эпохе МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ВСЕГДА ОБЛЕЧЕНА В МАТЕРИАЛЬНУЮ ФОРМУ

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

(первый вариант)

КУЛЬТУРА

ДУХОВНАЯ

МАТЕРИАЛЬНАЯ

(религия, искусство, наука, мораль)

(орудия труда,

жилище, одежда, предметы быта и т.п)

то, что остается

то, что передается последующим поколениям (цивилизационное наследие)

в своей исторической эпохе

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – ТОЖЕ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ВСЕГДА ОБЛЕЧЕНА В МАТЕРИАЛЬНУЮ ФОРМУ

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (второй вариант) сложная для восприятия (культура избранных) авторская до середины ХIХ века была доступна только элите общества ЭЛИТАРНАЯ НАРОДНАЯ МАССОВАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР (ОПЕРА, БАЛЕТ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ) ЭКРАННАЯ  культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром НОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ легкая для восприятия анонимная (автор – народ) существует в устной форме до середины ХIХ века потреблялась только социальными низами (народом) НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ТАНЦЫ, СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ и т.п. ориентация на коммерческий успех и массовый спрос (развлекательность) отсутствие индивидуальности и эксклюзивности масса вытесняет личность КИНО, ПОП-МУЗЫКА, ПОП-АРТ, ТВ, РАДИО, СПОРТ, АНТРЕПРИЗА, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (бульварный роман, детектив, фэнтези и пр.), МОДА

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

(второй вариант)

  • сложная для восприятия (культура избранных)
  • авторская
  • до середины ХIХ века была доступна только элите общества

ЭЛИТАРНАЯ

НАРОДНАЯ

МАССОВАЯ

КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР (ОПЕРА, БАЛЕТ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ)

ЭКРАННАЯ

  • культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром

НОВЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ

  • легкая для восприятия
  • анонимная (автор – народ)
  • существует в устной форме
  • до середины ХIХ века потреблялась только социальными низами (народом)

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ТАНЦЫ, СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ и т.п.

  • ориентация на коммерческий успех и массовый спрос (развлекательность)
  • отсутствие индивидуальности и эксклюзивности
  • масса вытесняет личность

КИНО, ПОП-МУЗЫКА, ПОП-АРТ, ТВ, РАДИО, СПОРТ, АНТРЕПРИЗА, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (бульварный роман, детектив, фэнтези и пр.), МОДА

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР ОСНОВА КЛАССИФИКАЦИИ ТИПЫ КУЛЬТУР Связь с религией Религиозные и светские Этническая особенность Русская, французская, английская Исторический тип общества Связь с территорией Традиционные, индустриальные, постиндустриальные Городская, сельская, деревенская Уровень мастерства Элитарная, народная, массовая. По способу самоорганизации Дописьменная, письменная, экранная Региональная принадлежность Восточная, западная, латиноамериканская Сфера жизни общества, вид деятельности Производственная, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

ОСНОВА

КЛАССИФИКАЦИИ

ТИПЫ КУЛЬТУР

Связь с религией

Религиозные и светские

Этническая особенность

Русская, французская, английская

Исторический тип общества

Связь с территорией

Традиционные, индустриальные, постиндустриальные

Городская, сельская, деревенская

Уровень мастерства

Элитарная, народная, массовая.

По способу самоорганизации

Дописьменная, письменная, экранная

Региональная принадлежность

Восточная, западная, латиноамериканская

Сфера жизни общества, вид деятельности

Производственная, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная

Основные функции культуры Наименование функции Ее содержание Познавательная. Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций Регулятивная (нормативная) Формирование системы и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности( нормы морали, права, поведения) Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом пре Коммуникативная Сохранение, передача культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение Социализации Усвоение индивидом системы норм, знаний, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Основные функции культуры

Наименование функции

Ее содержание

Познавательная.

Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе

Оценочная

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций

Регулятивная

(нормативная)

Формирование системы и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности( нормы морали, права, поведения)

Информативная

Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом пре

Коммуникативная

Сохранение, передача культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение

Социализации

Усвоение индивидом системы норм, знаний, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Народная культура

Народная культура

Элитарная культура «Без творческих поисков нет подлинного искусства.»  Дмитрий Шостакович А . Куросава « Телохранитель» А. Тарковский « А. Рублев» А . Сокуров «Фауст»

Элитарная культура

«Без творческих поисков нет подлинного искусства.»

Дмитрий Шостакович

А . Куросава

« Телохранитель»

А. Тарковский « А. Рублев»

А . Сокуров «Фауст»

Массовая культура «Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой.» «Закон малинового джема»

Массовая культура

«Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой.»

«Закон малинового джема»

Разновидности культуры Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры: языком; взглядами на жизнь; манерами поведения; прической; модой, обычаями. Субкультура всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры (женская, детская, молодежная и др.)

Разновидности культуры

Субкультура - это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры.

Субкультура отличается от доминирующей культуры: языком; взглядами на жизнь; манерами поведения;

прической; модой, обычаями. Субкультура всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры (женская, детская, молодежная и др.)

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающая группу от остального общества. Культура какой-либо социальной группы (молодежная, профессиональная, спортивная, интернет-сообщество и пр.). БАЙКЕРЫ Отличия субкультуры от доминирующей культуры: специфические ценности; правила поведения; стиль одежды; язык (жаргон). НЕ КОНФЛИКТУЮТ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ ХАКЕРЫ

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающая группу от остального общества. Культура какой-либо социальной группы (молодежная, профессиональная, спортивная, интернет-сообщество и пр.).

БАЙКЕРЫ

Отличия субкультуры

от доминирующей культуры:

  • специфические ценности;
  • правила поведения;
  • стиль одежды;
  • язык (жаргон).

НЕ КОНФЛИКТУЮТ

С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ

ХАКЕРЫ

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА КОНТРКУЛЬТУРА - специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей культуры, противопоставляющий себя доминирующей культуре. КОНФЛИКТУЮТ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ Стиляги в СССР Контркультура преступного мира – одна из старейших контркультур

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

КОНТРКУЛЬТУРА - специфический вид субкультуры, отрицающий ценности доминирующей культуры, противопоставляющий себя доминирующей культуре.

КОНФЛИКТУЮТ

С ДОМИНИРУЮЩЕЙ КУЛЬТУРОЙ

Стиляги в СССР

Контркультура преступного мира –

одна из старейших контркультур

МОРАЛЬ НАУКА ФОРМЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ) КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ Вспомните, что такое социальный институт? ИСКУССТВО

МОРАЛЬ

НАУКА

ФОРМЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ) КУЛЬТУРЫ

ОБРАЗОВАНИЕ

РЕЛИГИЯ

Вспомните, что такое социальный

институт?

ИСКУССТВО

Институциональная система культуры  Подвиды коммуникационных институтов: библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры .

Институциональная система культуры

  • Подвиды коммуникационных институтов: библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры .
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. национальная мифология, фольклор, историческая память; национальная литература, произведения искусства, достижения науки; национальное самосознание (национальная идентичность); национальный менталитет (традиции и стереотипы мышления и поведения). Какие элементы национальной культуры вы можете назвать? Национальное самосознание - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида  к данной социальной целостности.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА -

совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

  • национальная мифология, фольклор, историческая память;
  • национальная литература, произведения искусства, достижения науки;
  • национальное самосознание (национальная идентичность);
  • национальный менталитет (традиции и стереотипы мышления и поведения).

Какие элементы национальной культуры

вы можете назвать?

Национальное самосознание - совокупность представлений, традиций и понятий представителей нации или этноса, позволяющих воспроизводить эту общность людей как целое и причислять каждого индивида 

к данной социальной целостности.

Проблема многообразия культур. Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей». Культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Культурные различия один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность

Проблема многообразия культур.

Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей».

Культурное многообразие - это многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. Культурные различия один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность

Проблема многообразия культур. Одни ученые полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияния извне, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя. Другие культурологи утверждают, что уникальность каждой из локальных культур не исключает их взаимодействия и синтеза. Способы культурного взаимодействия « Прививка черенка на чужое дерево»- черенок остается чужеродным элементом Взаимный равноправный диалог – в результате происходит обмен ценностями Колонизация- простейшая форма взаимодействия и взаимопроникнове ния

Проблема многообразия культур.

Одни ученые полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияния извне, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя.

Другие культурологи утверждают, что уникальность каждой из локальных культур не исключает их взаимодействия и синтеза.

Способы культурного взаимодействия

« Прививка черенка на чужое дерево»- черенок остается чужеродным элементом

Взаимный равноправный диалог – в результате происходит обмен ценностями

Колонизация- простейшая форма взаимодействия и взаимопроникнове ния

Диалог культур. Толерантность Диалог культур - это прежде всего желание представителей разных культур лучше узнать и понять друг друга, независимо от того, живут ли они в противоположных частях света или на одной улице, это отказ от негативных стереотипов и предвзятого отношения к представителям других культур. Диалог культур неразрывно связан с толерантностью.

Диалог культур. Толерантность

Диалог культур - это прежде всего желание представителей разных культур лучше узнать и понять друг друга, независимо от того, живут ли они в противоположных частях света или на одной улице, это отказ от негативных стереотипов и предвзятого отношения к представителям других культур. Диалог культур неразрывно связан с толерантностью.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) —терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность основывается на гуманистических принципах признания: непреходящей ценности человека; черт человеческой индивидуальности и уникальности; права на непохожесть, уникальность. Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность: без протеста воспринимать иные взгляды; уважать свободы другого человека; проявлять сострадание; выражать великодушие и терпение

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) —терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Толерантность основывается на гуманистических принципах признания:

непреходящей ценности человека;

черт человеческой индивидуальности и уникальности; права на непохожесть, уникальность.

Толерантность - сложная стратегия поведения,

включающая готовность:

  • без протеста воспринимать иные взгляды;
  • уважать свободы другого человека;
  • проявлять сострадание;
  • выражать великодушие и терпение
Формы толерантности Общественная -отражена в общественной психологии, сознании, моральных нормах и правилах Личная- проявляется в социальных взаимодействиях индивида Государственная –отражается в законодательстве, в политической практике

Формы толерантности

Общественная -отражена в общественной психологии, сознании, моральных нормах и правилах

Личная- проявляется в социальных взаимодействиях индивида

Государственная –отражается в законодательстве, в политической практике

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

  • повышение уровня образованности общества;
  • стремительное развитие науки и НТП;
  • глобализация культуры, появление мировых культурных универсалий;
  • появление виртуальной культуры информационного общества (экранная культура);
  • феномен массового сознания, массовой культуры, коммерциализация культуры;
  • избыточность информации;
  • ПОСТМОДЕРНИЗМ — исторически новый тип культуры, который проявляется в философии, науке, искусстве. Его основополагающим принципом является свободное сочетание выразительных средств, наглядное цитирование из истории искусства, а также плюрализм идей, мнений, точек зрения и конкретный гуманизм.

«Шок будущего» как следствие избыточности информации.

Настроенность на постоянное потребление информации вполне оправданно, так как качество социализации определяется именно количеством получаемой информации. По мнению исследователей, картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, лишь на 10-15 %. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, посредником в формировании культуры, а также важнейшим фактором, трансформирующим всю систему духовного производства, являются именно средства массовой коммуникации, творящие некий информационный мономир, особую «инфосферу», обладающую чертами глобальности, как принципиально новую среду пребывания современного человека. Ее отличительными особенностями становятся универсальность и тотальность распространения.

Однако специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) является ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности — сначала восприятия, затем — возможно, и мышления. Ощущение «потерянности» и «удрученности» охватывающее современного человека, имеющего доступ к многотомным энциклопедическим изданиям — причем и в цифровом формате, ко всем художественным феноменам — пусть и в электронном виде, П. Валери сравнивает с тем, которое охватывает человека в музее. Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерам и на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства»

Картина современного французского художника Патриса Мурчиано.

2012 год.

Нана. 

Художник Ники де Сен-Фалль.

Ганновер. 1974 год.

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы? Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли? Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой? Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Что должно отражать искусство: правду жизни или высокие идеалы?
  • Что должно пробуждать искусство: чувства или мысли?
  • Есть ли объективные показатели того, что считать великим искусством, великой литературой, великой культурой?
  • Если в художественном произведении заложена ошибочная идея, т.е. «плохое» содержание, само произведение по форме хорошее или плохое?
Самостоятельная работа Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её. Ответ пояснить.

Самостоятельная работа

Существует мнение, что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её. Ответ пояснить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!