Духовная культура
6 класс
Культура
КУЛЬТУРА
ВОЗДЕЛЫВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ (ЛАТ.)
1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы;
2)достижений человечества в социально-экономической, политической и духовной жизни;
3) степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности;
4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций;
5) уровень развития человека как члена общества.
Культура
В основе культуры – творческая деятельность человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя
культура
Материальная культура
Духовная культура
- техника, технологии, материальные ценности
- наука, искусство, философия, мораль
Духовная культура
- НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
- ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
- МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
Создается коллективной творческой деятельностью народа; несколькими поколениями; отражает его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории.
Произведения Н.К., как правило, не имеют конкретного автора и передаются устно.
Они не сводятся только к фольклору.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА
Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
- в ней нет коммерческой выгоды
- она может опережать свое время
- и быть источником идей для массовой культуры.
- элитная культура нередко противопоставляется массовой культуре.
МАССОВАЯ (ПОП-КУЛЬТУРА)
Культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства технических средств коммуникации.
Культура общедоступная.
Не требует культурного уровня
Не рассчитана на глубокое осмысление
Имеет коммерческий характер
Оказывают влияние на общественное и индивидуальное сознание
Особенности духовной культуры
- Особая долговечность духовных ценностей, в отличие от материальных
- Безграничность потребностей в получении новых знаний, эстетических переживаний от произведений искусства
- Разностороннее отражение особенностей личности творца в его произведениях
- Наличие многочисленных учреждений культуры (школ, библиотек, театров, музеев и т.д.)
Особенности духовной культуры
Преобразуя окружающий мир, человек одновременно изменяет себя: совершенствует умения, развивает способности, воображение и т.п. Все эти приобретаемые свойства и качества человека тоже становятся достижениями культуры
- Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
-
- 1) среднее профессиональное
- 2) высшее профессиональное
- 3) основное общее
- 4) среднее общее
- По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
-
- 1) основное общее образование
- 2) среднее общее образование
- 3) среднее профессиональное образование
- 4) дополнительное образование
- Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На какой образовательной ступени находится Виталий?
-
- 1) среднее профессиональное образование
- 2) основное общее образование
- 3) среднее общее образование
- 4) начальное общее образование
- К объектам материальной культуры относится (-ятся)
-
- 1) паровая машина
- 2) правила поведения в кино
- 3) ритуал смены воинского караула
- 4) миф о подвигах Геракла
- Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.
-
- 1) элитарная
- 2) народная
- 3) доминирующая
- 4) массовая
- Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей — критики, искусствоведы — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
-
- 1) элитарной
- 2) народной
- 3) поп-культуре
- 4) массовой культуре
Искусство
ИСКУССТВО
Искусством называют специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Художественный образ отражает видение творцом какого-либо объекта или явления действительности
Виды искусств
Виды
Характеристики
Пространственные или пластические
Искусства
Пространственное построение образов
Временные или динамичные
Действие разворачивается во времени
Изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фото)
Пространственно-временные или синтетические
Действие разворачивается во времени и пространстве
Архитектура
Литература, музыка
Дизайн
Хореография, театр, кино, цирк, эстрада
Декторативно-прикладное искусство
Роль искусства в жизни человека
- Формирует личность, вкусы человека
- Помогает восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал
- Доставляет удовольствие
- Привлекает внимание общества к социальным и нравственным проблемам
Главный критерий оценки произведения искусства – это тот эмоциональный отклик, душевные переживания, которые оно вызывает у зрителя, слушателя
- Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
-
- 1) науки
- 2) искусства
- 3) религии
- 4) образования
Образование
Мораль
МОРАЛЬ — специфический способ регулирования общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости.
Добро
Зло
- Понятие морали, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощь ближнему
- Понятие, противоположное «добру», связанное с намеренным, умышленным, сознательным причинением вреда, ущерба, страданий.
Золотое правило нравственности
- Китайский мыслитель и философ Конфуций (ок. 551 г. До н.э. – 479 г. До н.э) одним из первых сформулировал «золотое правило морали»:
«Не делай другому то, чего себе не желаешь»
- Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
-
- 1) мировоззрение
- 2) искусство
- 3) наука
- 4) мораль
- Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере
-
- 1) науки
- 2) искусства
- 3) религии
- 4) образования
- Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере
-
- 1) науки
- 2) искусства
- 3) религии
- 4) познания
- Принцип: «Спешите делать добро», — является
-
- 1) законом науки
- 2) нормой права
- 3) предписанием морали
- 4) правилом этикета
Патриотизм – высокое чувство любви и преданности Отечеству, готовность подчинить ее интересам свои частные интересы
Гуманизм – мировоззрение, которое рассматривает человека как высшую ценность
Гражданственность связана с моральным поведением человека по отношению к своей стране
- Как принято называть эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству?
-
- 1) нравственность
- 2) духовность
- 3) справедливость
- 4) патриотизм
- В стране N имеются многочисленные учебные курсы, занятия на которых направлены на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует данный пример?
-
- 1) непрерывность образования
- 2) гуманизация образования
- 3) информатизация образования
- 4) приоритетность образования
- Андрей особое внимание уделяет таким школьным предметам, как литература, история, обществознание. Можно сказать, что сферой интересов Андрея являются
-
- 1) гуманитарные науки
- 2) естественные науки
- 3) точные науки
- 4) технические науки
Понятия, относящиеся к категориям мораль
- ДОЛГ - обязанность индивида действовать в соответствии с требованиями общества
- СОВЕСТЬ – форма морального самоконтроля личности
- ЧЕСТЬ – сознание индивидом своего общественного значения и требование признания этого значения со стороны общества
- ДОСТОИНСТВО – самооценка личности, осознание ею своих качеств, мировоззрения, выполненного долга
Религия
Религия – в переводе с латинского
Relegere – относиться с особым почтением
Religare – соединять, связывать
Религиозная вера - это убеждение в наличии сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества
Обряды – символические действия, наделенные религиозным смыслом
Ритуалы – устоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми церемония.
Молитвы – словесное обращение к Богу
Религии
- ПРИМИТИВНЫЕ – анимизм, тотемизм, шаманизм
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ – Индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм
- МИРОВЫЕ
Мировые религии
- БУДДИЗМ
- ХРИСТИАНСТВО
- ИСЛАМ
Мировые религии
- БУДДИЗМ – Хинаяна и Махаяна
- ХРИСТИАНСТВО – Католицизм, православие и протестантизм
- ИСЛАМ – суннизм и шиизм
Роль религии в России
Конституция РФ (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести , свободу вероисповедания. Человек имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.
Российская Федерация – светское государство . Никакая религия не может устанавливаться как государственная или обязательная. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
- Право человека исповедовать любую религию или быть атеистом, распространять религиозные или антирелигиозные убеждения называется
-
- 1) суверенитетом
- 2) свободой совести
- 3) свободой слова
- 4) гуманизмом
- Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?
-
- 1) мировоззрение
- 2) искусство
- 3) наука
- 4) мораль
- Какая из перечисленных религий относится к мировым?
-
- 1) даосизм
- 2) зороастризм
- 3) ислам
- 4) индуизм
- Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе», — выражает требование
-
- 1) морали
- 2) науки
- 3) искусства
- 4) права
- Сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого, называется
-
- 1) обряд
- 2) ритуал
- 3) церемония
- 4) нравы
- Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир?
-
- 1) начальное образование
- 2) основное общее образование
- 3) полное (среднее) образование
- 4) среднее профессиональное образование
Наука
Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на выработку объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества, мышления.
Науку отличает наличие
- Специального языка
- Специальных методов исследования
- Проверяемость и доказуемость выводов
- Логичность
- Стремление к получению новых знаний
Объективный – не зависящий от воли и сознания конкретного человека
Виды науки
Фундаментальные
Прикладные
- Изучают наиболее общие вопросы функционирования природы, человека и общества
- Ориентированы на решение практических задач развития различных сфер жизни
Виды наук
Естественные науки
Биология
Физика
Химия
Астрономия
Геология
Социально-гуманитарные науки
Технические и точные науки
Математика
История
Социология
Информатика
Робототехника
Экономика
Космонавтика
Политология
Правоведение
Задачи науки
- Познание мира и объяснение законов его развития
- Построение целостной системы знаний о мире
- Прогнозирование последствий преобразовательной деятельности человека