СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные десятилетия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать достижения советской культуры и  спорта, проанализировать противоречивый  характер «оттепели»;
  • развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания, заполняя таблицу.

Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные десятилетия»

 Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР в первые послевоенные десятилетия.



Цели:

  • охарактеризовать период «оттепели» в духовной сфере, на конкретных примерах показать достижения советской культуры и  спорта, проанализировать противоречивый  характер «оттепели»;

  • развитие исследовательских умений, выделять главное и систематизировать свои знания, заполняя таблицу.

ХОД УРОКА

1. План изучения нового материала

  1. Духовное развитие страны в период «оттепели».

  2. Советская культура середины 1960-1980 годов.

  3. Конституция 1977 г. И развитое правозащитное движение

  4. Спорт в СССР.

2. Проблемный вопрос: В чем состояли основные принципы метода социалистического реализма?



Основные понятия и названия: «самиздат»; «деревенская проза»; правозащитное движение.

Основные даты:

1977 – принятие новой Конституции СССР

1980 – ХХII летние Олимпийские игры в Москве

Персоналии: Александр Трифонович Твардовский; Евгений Викторович Вучетич; Александр Исаевич Солженицын Варлам Тихонович Шаламов; Андрей Донатович Синявский; Юлий Маркович Даниэль; Василий Иванович Белов; Федор Александрович Абрамов; Василий Владимирович Быков; Юрий Васильевич Бондарев; Валентин Саввич Пикуль; Аркадий Натанович Стругацкий; Борис Натанович Стругацкий; Эрнст Иосифович Неизвестный; Андрей Дмитриевич Сахаров.

План урока

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

1. Духовное развитие страны в конце 1940-х – начале 1960-х гг.

2. Советская культура середины 1960-х – середины 1980-х гг.

Конституция 1977 г. и развитие правозащитного движения.

Спорт в СССР.

Организация домашнего задания

Ход урока

Проверка домашнего задания

Проверочная беседа по вопросам 1-4 к § 35, вопросам 1, 3, 4 к § 36.

Изучение нового материала

1. Духовное развитие страны в конце 1940-х – начале 1960-х гг.

Вопросы для повторительной беседы

? В чем состояли основные принципы «метода социалистического реализма»?

? Как в сталинские годы складывались судьбы деятелей культуры, чье творчество «не вписывалось в каноны»?

Структура изложения

Великая Отечественная война заняла в литературе и искусстве 1940-х - 1950-х центральное место. Многие художественные произведения этой эпохи рассказывали о подвиге народа-победителя, о жертвах войны (например, роман «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, поэма «Дом у дороги» А.Т. Твардовского, и многие другие).

Стремление увековечить Великую Победу проявилось в развитии монументальной скульптуры (особую известность получили произведения скульптора Е.Л. Вучетича). В архитектуре послевоенных лет также преобладали монументальные формы, примерам которых являются изменившие образ Москвы «сталинские высотки» (здание МТУ, Министерства иностранных дел и др.)

Новый этап в развитии советской культуры наступил в годы «оттепели», особенно после ХХ съезда КПСС. В литературе набирает силу течение критического реализма, касавшееся тех сторон жизни, отражение которых в предшествующую эпоху «не приветствовалось». Большой резонанс имели произведения бывших узников ГУЛАГа – А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова. Были сняты многие прежние запреты - как на произведения репрессированных авторов, так и на многие зарубежные. Все это дало мощный толчок самым разным жанрам искусства - литературе, музыке, живописи, кино...

В то же время политика Н.С. Хрущева в вопросах культуры отличалась известной непоследовательностью. Власть старалась «дозировать свободу», сохраняя в своих руках рычаги реального контроля за развитием искусства. Представителям интеллигенции пытались прямо указывать, что и как надо представлять в своих произведениях. То, что не укладывал в установленные рамки, подвергалось осуждению. Многие поэты и писатели подвергались критике за «идеологическую невыдержанность», а устроенная в одном из московских парков выставка художников-авангардистов была снесена бульдозерами.

В конечном счете, коммунистическое руководство Советского Союза ожидало и требовало от писателей и художников не свободного обсуждения проблем страны, а «активного участия в деле воспитания строителей коммунизм».

Вопрос для закрепления

? Если в области культуры сохранялся жесткий партийный диктат, почему же именно творческая интеллигенция назвала период правления Н.С. Хрущева «оттепелью»?

2. Советская культура середины 1960-х – середины 1980-х гг. В тексте учебника упоминается 60 имен (выделенных курсивом). Разумеется, в таком виде материал не соответствует познавательным возможностям учащихся даже сильного класса. Выходом из ситуации может стать иное структурирование - по проблемному принципу, с упоминанием лишь небольшого числа имен.

Структура изложения

С завершением периода «оттепели» советское руководство ужесточило контроль над сферой духовной жизни. Основным инструментом выступала государственная монополия на издательскую деятельность, кинопроизводство и т.д. Иначе, произведения, не вписывающиеся в каноны социалистического реализма, просто не могли найти путь к читателю или зрителю. Более строгим стал и контроль за информацией, идущей из-за рубежа: вещание западных радиостанций на русском языке глушилось, ввоз произведений литературы, даже модных журналов из капиталистических стран стал фактически невозможен.

В давлении на «антисоветское творчество» власть прибегала и к более привычным методам репрессий. Правда, теперь к заключению в тюрьму (или психиатрическую больницу) прибегали лишь изредка. Большие масштабы приобрела высылка принуждение к эмиграции. Так, в 1965 г. за публикацию своих произведений за рубежом были арестованы и приговорены к заключению писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль; впоследствии они были вынуждены покинуть СССР. В целом за годы застоя из страны эмигрировали десятки (если не сотни или даже тысячи) талантливейших деятелей искусства.

Но в новую эпоху запретительные меры уже не имели прежнего успеха. Установить полный контроль над умами своих граждан власть уже не могла. Более того, в условиях невозможности свободного участия в политической жизни, инициативы в сфере экономики советские люди переносили всю силу своей энергии на литературу, театр, кино, авторскую песню.

СССР по праву считался «самой читающей» страной мира. Спрос даже на официально разрешенные издания, книги и литературные журналы был огромен. Кроме того, все большие масштабы приобретал «самиздат» - распространение «неблагонадежных» произведений в машинописных или даже рукописных копиях.

В этот период не только развиваются уже сложившиеся, но и появляются новые направления в литературе. Такими направлениями стали: так называемая «деревенская проза» (В.И.Белов, Ф.А.Абрамов и др.); «окопная правда» неприкрашенных будней войны в произведениях В.В.Быкова, Ю.В.Бондарева и др.; историческая беллетристика (В.С.Пикуль) и научная фантастика (братья А.Н. и Б.Н. Стругацкие).

Высокого уровня развития в этот период достигло советское искусство театра и кино, музыки (в том числе эстрадой).

Размежевание между признаваемыми властью и гонимыми направлениями искусства ярче всего, пожалуй, проявилось в живописи и скульптуре. Художники, работавшие в реалистической манере, как правило, получали государственные заказы, бесплатные мастерские и т.п. Продолжатели же традиций русского авангарда (например, Э.И.Неизвестный) фактически лишались возможности нормально работать.

3. Конституция 1977 г. и развитие правозащитного движения. В основе рассказа учителя текст учебника.

План изложения

Отражение положений Хельсинкского Заключительного акта в новой советской Конституции.

Значение 6-й статьи Конституции 1977г.

Первые шаги правозащитного движения. А.Д.Сахаров, А.И.Солженицын.

Отношение правящих кругов к правозащитникам.

4. Спорт в СССР. Главу целесообразно задать на дом для самостоятельного изучения.

Домашнее задание: §37

· подготовить устные ответы на вопросы 1-4 к §37.

· самостоятельно изучить главу «Спорт в СССР».

· дать письменный ответ на вопрос 5 к §37.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!