СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная жизнь в 20-е гг. XX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на уроке истории для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Духовная жизнь в 20-е гг. XX века»

Духовная жизнь в 1920-е годы

Духовная жизнь в 1920-е годы

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ в 1920-1930-е гг.  Преодолеть недостатки развития культуры  политизировать культуру; поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии; воспитать «нового человека» 1918 год - периода царской России: НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ сословные ограничения; низкий уровень образования и пр. (НАРКОМПРОС) А.В.Луначарский – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.) «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

в 1920-1930-е гг.

Преодолеть недостатки развития культуры

  • политизировать культуру;
  • поставить ее на службу советскому государству и большевистской партии;
  • воспитать «нового человека»

1918 год -

периода царской России:

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ

  • сословные ограничения;
  • низкий уровень образования и пр.

(НАРКОМПРОС)

А.В.Луначарский –

первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

1. Борьба с неграмотностью Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно из всего населения. И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает».    Прочтите документ (стр. 159) и ответьте на вопросы к документу. Курсы ликбеза Курсы ликбеза Ленин одной из главных задач построения социализма в стране считал борьбу с неграмотностью .

1. Борьба с неграмотностью

  • Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин.
  • По Сибири грамотность составляла соответственно 12 % (за вычетом детей до 9 лет — 16 %), по Средней Азии — 5 и 6 % соответственно из всего населения.
  • И хотя в последующие годы, до 1914 г. уровень грамотности возрастал (по различным оценкам до 30-45 % в индустриально-развитых губерниях), но «после войн и вообще усиленных наборов процент грамотности падает».

Прочтите документ

(стр. 159)

и ответьте

на вопросы

к документу.

Курсы ликбеза

Курсы ликбеза

Ленин одной из главных задач построения социализма

в стране считал борьбу с неграмотностью .

1. Борьба с неграмотностью Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых, в том числе в РСФСР 5,5 млн.  Советские агитационные плакаты 1920-х гг.

1. Борьба с неграмотностью

Всего в 1917—1927 годах было обучено грамоте до 10 млн. взрослых,

в том числе в РСФСР 5,5 млн. 

Советские агитационные плакаты 1920-х гг.

2. Строительство советской школы В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка. Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены. Урок в школе, кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

2. Строительство советской школы

В 1918 году было утверждено «Положение о единой трудовой школе РСФСР» - школа провозглашалась бесплатной, она управлялась на основе самоуправления, поощрялось педагогическое новаторство, уважение к личности ребенка.

Но ряд экспериментов имел отрицательную сторону - отменялись уроки, парты, домашние задания, отметки, экзамены.

Урок в школе,

кон. 1920-х – нач. 1930-х гг.

2. Строительство советской школы При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам. Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями. Рабфак идёт (вузовцы) (Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы

При поступлении в ВУЗы преимуществами пользовались рабочие и крестьяне, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам.

Для того чтобы рабочие и крестьяне могли учиться в ВУЗах, при них создавались рабочие факультеты. Государство обеспечивало выпускников рабфаков стипендиями и общежитиями.

Рабфак идёт (вузовцы)

(Б.Иогансон. 1928 год)

2. Строительство советской школы Рабфаковцы К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы

Рабфаковцы

К 1927 году сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 году – 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 году – 297 технических училищ).

2. Строительство советской школы Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко. А.В.Луначарский – Н.К.Крупская – А.С.Макаренко – первый нарком просвещения (1917-1929 гг.) с 1929 года заместитель наркома просвещения советский педагог и писатель Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

2. Строительство советской школы

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.В.Луначарский –

Н.К.Крупская –

А.С.Макаренко –

первый нарком просвещения (1917-1929 гг.)

с 1929 года заместитель наркома просвещения

советский педагог

и писатель

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения,

в развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.В.Луначарский, талантливые педагоги А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

3. Реформа русского языка Декабрь 1917 года – реформа русской орфографии: из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака ( подъём ,  адъютант ); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания  -аго ,  -яго заменялось на  -ого ,  -его  (например,  новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего ), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов  -ыя ,  -ія  — на  -ые ,  -ие  ( новыя (книги, изданія) → новые ) и т.п. Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией. Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

3. Реформа русского языка

Декабрь 1917 года –

реформа русской орфографии:

  • из русского алфавита были исключены устаревшие буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»), твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака ( подъём адъютант );
  • в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончания  -аго -яго заменялось на  -ого -его  (например,  новаго → нового, лучшаго → лучшего, ранняго → раннего ), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов  -ыя -ія  — на  -ые -ие  ( новыя (книги, изданія) → новые )
  • и т.п.

Титульный лист романа «Война и мир» со старой орфографией.

Издание т-ва И.Д.Сытина к 100-летию Бородинской битвы, Москва, 1912 год.

4. Власть и интеллигенция ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ ЭМИГРАЦИЯ М.Горький, И.Бунин, А.Куприн, Ф.Шаляпин, С.Прокофьев, С.Рахманинов, И.Репин, М.Шагал, В.Кандинский и др. В.Маяковский, А.Блок, ОППОЗИЦИЯ Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др. А.Ахматова, М.Булгаков, М.Волошин, М.Пришвин и др. Большевик (Б.Кустодиев. 1920 год)

4. Власть и интеллигенция

ПОДДЕРЖКА РЕВОЛЮЦИИ

ЭМИГРАЦИЯ

М.Горький,

И.Бунин,

А.Куприн,

Ф.Шаляпин,

С.Прокофьев,

С.Рахманинов,

И.Репин,

М.Шагал,

В.Кандинский

и др.

В.Маяковский, А.Блок,

ОППОЗИЦИЯ

Б.Кустодиев К.Петров-Водкин и др.

А.Ахматова,

М.Булгаков,

М.Волошин,

М.Пришвин

и др.

Большевик

(Б.Кустодиев. 1920 год)

4. Власть и интеллигенция ... Так идут державным шагом —       Позади — голодный пес,       Впереди — с кровавым флагом,       И за вьюгой невидим,       И от пули невредим,   Нежной поступью надвьюжной,   Снежной россыпью жемчужной,       В белом венчике из роз —       Впереди — Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция

... Так идут державным шагом —      Позади — голодный пес,      Впереди — с кровавым флагом,      И за вьюгой невидим,      И от пули невредим,  Нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной,      В белом венчике из роз —      Впереди — Исус Христос.

4. Власть и интеллигенция В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей. «Смена вех»  — сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции.  Вернулись в Россию (в 1920-1930-е гг.): А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький А.Куприн Главный идеолог сторонников примирения с большевиками – «сменовеховства» – Николай Васильевич Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая. Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов. 1909 год

4. Власть и интеллигенция

В истории русской культуры революция пришлась на расцвет «серебряного века». Многие мастера культуры ценя свободу творчества оказались за границей.

«Смена вех»  — сборник публицистических статей философско-политологического содержания, опубликованный в Праге в 1921 году видными представителями либерального направления в общественной мысли русской эмиграции. 

Вернулись в Россию

(в 1920-1930-е гг.):

А.Толстой, С.Прокофьев,

М.Цветаева, М.Горький

А.Куприн

Главный идеолог сторонников примирения с большевиками – «сменовеховства» – Николай Васильевич Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

Участники «Смены вех» предприняли попытку осмыслить роль российской интеллигенции в новых политико-экономических условиях. Общей идеей сборника стала мысль о возможности принятия большевистской революции и примирения с её результатами ради сохранения единства и мощи российского государства. Первым идеологом сменовеховства был профессор Н. В. Устрялов.

1909 год

4. Власть и интеллигенция Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков. Н.Д.Зелинский И.П.Павлов И.В.Мичурин В.И.Вернадский В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых. От их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что надо работать на благо Родины, хотя и не принимали идеологию большевиков.

Н.Д.Зелинский

И.П.Павлов

И.В.Мичурин

В.И.Вернадский

В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И. Павлова, Н. Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, И. Мичурина, В. Вернадского и др.

4. Власть и интеллигенция После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация. По обвинению в принадлежности к ней были расстреляны Н.Гумилев, М.Тихвинский и другие деятели науки и культуры. Обложка тома 177

4. Власть и интеллигенция

После Кронштадтского мятежа большевики усилили контроль над духовной сферой жизни общества. В августе 1921 г. была «разоблачена» Петроградская боевая организация.

По обвинению

в принадлежности

к ней были

расстреляны

Н.Гумилев, М.Тихвинский

и другие деятели

науки и культуры.

Обложка тома 177 "дела" Н. С. Гумилева. 1921 год

4. Власть и интеллигенция «Философский пароход»  — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. И. А. Ильин C. Н. Булгаков П. А. Сорокин Н. А. Бердяев «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»  Л.Д.Троцкий В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых. Среди высланных русские философы и мыслители: И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция

«Философский пароход»  — кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года.

И. А. Ильин

C. Н. Булгаков

П. А. Сорокин

Н. А. Бердяев

«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно»

Л.Д.Троцкий

В 1922 г. из страны выдворили 160 ученых.

Среди высланных русские философы и мыслители:

И. Ю. Баккал, Н. А. Бердяев, В. Ф. Булгаков, C. Н. Булгаков, В. В. Зворыкин, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Н. А. Котляревский, Д.В. Кузьмин-Караваев, И. И. Лапшин, Н. О. Лосский, В. А. Мякотин, М. М. Новиков, М. А. Осоргин, П. А. Сорокин, С. Е. Трубецкой, А. И. Угримов, С. Л. Франк, Н. Н. Цветков, В. И. Ясинский и др.

4. Власть и интеллигенция В эмиграции работали ученые с мировыми именами: микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е.Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и др. И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного  вертолёта  одновинтовой схемы. 

4. Власть и интеллигенция

В эмиграции работали ученые

с мировыми именами:

микробиолог С.Н.Виноградский, геолог Н.И.Андрусов,

почвовед В.К.Агафонов,

химики В.Н.Ипатьев

и А.Е.Чичибабин,

авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей

телевидения В.К.Зворыкин,

историк Н.П.Кондаков и др.

И.И.Сикорский - русский и американский авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), пассажирского самолёта «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного  вертолёта 

одновинтовой схемы. 

4. Власть и интеллигенция В 1922 году был учрежден Главлит , осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась, началась идеологизация художественного творчества.

4. Власть и интеллигенция

В 1922 году был учрежден Главлит , осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией.

В 1923 году создается Главрепетком с теми же функциями.

Но до 1925 года в культуре сохранялась относительная духовная свобода.

Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии.

С возвышением Сталина ситуация изменилась,

началась идеологизация художественного творчества.

5. Государство и церковь В конце октября 1917 года в России было восстановлено патриаршество .  Деятельность патриарха Тихона: осудил расстрел царской семьи; осуждал гонения на церковь; боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год); пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви. Патриарх Тихон (1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь

В конце октября 1917 года

в России было восстановлено патриаршество .

Деятельность патриарха Тихона:

  • осудил расстрел царской семьи;
  • осуждал гонения на церковь;
  • боролся против конфискации церковных ценностей (1922 год);
  • пытался наладить диалог и сотрудничество государства и церкви.

Патриарх Тихон

(1917-1925 гг.)

5. Государство и церковь Причины борьбы с церковью и религией:  атеистические воззрения партийных лидеров; стремление убрать конкурента из духовной сферы.  В начале 1918 года церковь была отделена от государства, а школа от церкви. Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 1918 год

5. Государство и церковь

Причины борьбы

с церковью и религией:

  • атеистические воззрения партийных лидеров;
  • стремление убрать конкурента из духовной сферы.

В начале 1918 года

церковь была отделена

от государства,

а школа от церкви.

Фрагмент Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах.

1918 год

5. Государство и церковь Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь

Карикатуры на церковь

5. Государство и церковь 1922 год – изъятие церковных ценностей.  «Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана»  Из Воззвания патриарха Тихона. Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России». Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

5. Государство и церковь

1922 год – изъятие церковных ценностей.

«Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана»

Из Воззвания патриарха Тихона.

Плакат помощи голодающим регионам РСФСР «Голод-паук душит крестьянство России».

Чёрным отмечены наиболее голодающие регионы (Нижний Урал, Поволжье, Крым, юг Украины). Аллегорические потоки, исходящие от различных культовых учреждений (православных, католических и мусульманских), поражают тело «голода-паука»

Изъятие церковных ценностей Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

Изъятие церковных ценностей

Вскрытие мощей Александра Невского и изъятие драгоценной раки. Май 1922 года.

5. Государство и церковь Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих. В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года). Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.

5. Государство и церковь

Имущество церкви реквизировалось в фонд борьбы с голодом. Это привело к выступлениям верующих.

В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 года в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а патриарх Тихон арестован. В 1925 году после смерти Тихона выборы патриарха были запрещены (до 1943 года).

Симонов монастырь. Разорение храма. 1923 год.

6. Новое искусство ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ   — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год. Идеологи Пролеткульта исходили из определения « классовой культуры », сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство

ПРОЛЕТКУ́ЛЬТ   — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

Идеологи Пролеткульта исходили из определения « классовой культуры », сформулированного Плехановым. По их мнению, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и поэтому непригодно для другого. Следовательно, пролетариату требуется создать «свою» собственную культуру с нуля.

6. Новое искусство Театр рабочей молодежи (ТРАМ). 1930 год. Первый рабочий театр Пролеткульта -   в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии. В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

6. Новое искусство

Театр рабочей молодежи (ТРАМ).

1930 год.

Первый рабочий театр Пролеткульта -  

в 1924-32 гг. располагался в кинотеатре «Колизей» на Чистопрудном бульваре (ныне здание театра «Современник»). Ставил перед собой агитационные задачи, способствовал развитию и утверждению на сцене советской драматургии.

В театре работали: Г.В. Александров, Э.П. Гарин, И.А. Пырьев, М.М. Штраух; С.М. Эйзенштейн и др.

6. Новое искусство С.М.Эйзенштейн. «Броненосец «Потёмкин» -   немой художественный фильм, снятый режиссёром  Сергеем Эйзенштейном  на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство

С.М.Эйзенштейн.

«Броненосец «Потёмкин» -   немой художественный фильм,

снятый режиссёром  Сергеем Эйзенштейном  на киностудии «Мосфильм» в 1925 году (к 20-летию революции 1905 года). Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов

по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.

6. Новое искусство В 1921 г. вышел первый номер первого советского толстого журнала «Красная новь». Редактором с 1921 – 1927 гг. был А.К.Воронский.

6. Новое искусство

В 1921 г. вышел

первый номер

первого советского

толстого журнала

«Красная новь».

Редактором с 1921 – 1927 гг.

был А.К.Воронский.

6. Новое искусство «Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова   в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год. Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. За этот роман в1965 году  Шолохову была присуждена  Нобелевская премия по литературе  с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Журнал «Роман-газета», 1928 год. (одна из первых публикаций романа и портрет автора)

6. Новое искусство

«Тихий Дон» - роман-эпопея Михаила Шолохова   в четырёх томах, написана с 1925 по 1940 год.

Одно из наиболее значительных произведений русской литературы XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.

За этот роман в1965 году 

Шолохову была присуждена 

Нобелевская премия по литературе  с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Журнал «Роман-газета», 1928 год.

(одна из первых публикаций романа

и портрет автора)

6. Новое искусство И.М.Бабель. Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство

И.М.Бабель.

Д.А.Фурманов.

6. Новое искусство И я, как весну человечества, рожденную  в трудах и в бою, пою  мое отечество, республику мою!   Из поэмы «Хорошо» (1927 год). Ленин  и теперь  живее всех живых. Наше знанье -  сила  и оружие.   Из поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). В.В.Маяковский.

6. Новое искусство

И я,

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

пою

мое отечество,

республику мою!

Из поэмы «Хорошо»

(1927 год).

Ленин

и теперь

живее всех живых.

Наше знанье -

сила

и оружие.

Из поэмы

«Владимир Ильич Ленин»

(1924 год).

В.В.Маяковский.

6. Новое искусство «Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции  1918—1920 гг. Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство

«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919—1921 годы советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).

«Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции  1918—1920 гг.

Большую роль в создании «Окон РОСТА» сыграл В.Маяковский.

6. Новое искусство Д.Моор. Агитационные плакаты. В.Дени. Агитационные плакаты.

6. Новое искусство

Д.Моор.

Агитационные плакаты.

В.Дени.

Агитационные плакаты.

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ А.В.Щусев. Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

6. Новое искусство

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

А.В.Щусев.

Мавзолей В.И.Ленина. 1924-1930 годы.

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

6. Новое искусство

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

К.С.Мельников.

Дом культуры имени И. В. Русакова. 1927-1929 годы.

6. Новое искусство СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ К.С.Мельников. Собственный дом архитектора в Москве. 1927-1929 годы.

6. Новое искусство

СОВЕТСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ

К.С.Мельников.

Собственный дом архитектора

в Москве. 1927-1929 годы.

6. Новое искусство КОНСТРУКТИВИЗМ. На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день. Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов. И.Д.Шадр. Булыжник – оружие пролетариата. 1927 год. В.Е.Татлин. Башня III Интернационала. 1919 год.

6. Новое искусство

КОНСТРУКТИВИЗМ.

На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день.

Сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.

И.Д.Шадр.

Булыжник – оружие пролетариата.

1927 год.

В.Е.Татлин.

Башня III Интернационала. 1919 год.

6. Новое искусство В.И.Мухина. А.М.Герасимов. Пламя революции. Выступление В.И.Ленина. 1923 год.  1930 год.

6. Новое искусство

В.И.Мухина.

А.М.Герасимов.

Пламя революции.

Выступление В.И.Ленина.

1923 год.

1930 год.

6. Новое искусство В.Э.Мейерхольд Е.Б.Вахтангов А.Я.Таиров В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы художественного выражения (революционная романтика, гротеск, сатира, биомеханика и пр.)

6. Новое искусство

В.Э.Мейерхольд

Е.Б.Вахтангов

А.Я.Таиров

В театре кроме системы К.С.Станиславского ищут новые формы художественного выражения (революционная романтика, гротеск, сатира, биомеханика и пр.)

7. Коммунальный быт

Коммунальная квартираквартира, где проживает несколько семей, не являющихся родственниками.

Появились после революции 1917 года в ходе «уплотнений», когда большевики принудительно отбирали жильё у богатых горожан и подселяли к ним в квартиру новых людей, активных сторонников советской власти (коммунисты, военные, сотрудники ЧК) .

Больше всего коммунальных квартир появилось в Ленинграде (Петербурге).

Декрет ВЦИК от 20 августа 1918 года «Об отмене частной собственности на недвижимости в городах» отменял право частной собственности на городскую землю и право частной собственности на строения, имевшие стоимость или доходность выше определенного предела, причём этот предел в каждом городе устанавливался местными органами советской власти.

Ленин в своей статье «Удержат ли большевики государственную власть?» так описывал порядок уплотнений.

Пролетарскому государству надо принудительно вселить крайне нуждающуюся семью в квартиру богатого человека. Наш отряд рабочей милиции состоит, допустим, из 15 человек: два матроса, два солдата, два сознательных рабочих (из которых пусть только один является членом нашей партии или сочувствующим ей), затем 1 интеллигент и 8 человек из трудящейся бедноты, непременно не менее 5 женщин, прислуги, чернорабочих и т. п. Отряд является в квартиру богатого, осматривает ее, находит 5 комнат на двоих мужчин и двух женщин. — «Вы потеснитесь, граждане, в двух комнатах на эту зиму, а две комнаты приготовьте для поселения в них двух семей из подвала. На время, пока мы при помощи инженеров (вы, кажется, инженер?) не построим хороших квартир для всех, вам обязательно потесниться. Ваш телефон будет служить на 10 семей. Это сэкономит часов 100 работы, беготни по лавчонкам и т. п. Затем в вашей семье двое незанятых полурабочих, способных выполнить легкий труд: гражданка 55 лет и гражданин 14 лет. Они будут дежурить ежедневно по 3 часа, чтобы наблюдать за правильным распределением продуктов для 10 семей и вести необходимые для этого записи. Гражданин студент, который находится в нашем отряде, напишет сейчас в двух экземплярах текст этого государственного приказа, а вы будете любезны выдать нам расписку, что обязуетесь в точности выполнить его»

8. Сатира Повесть написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон). В СССР в 1960-е распространялась в самиздате. Впервые официально была опубликована в СССР в 1987 году в 6-м номере журнала Знамя. С тех пор неоднократно переиздавалась. М.А.Булгаков

8. Сатира

Повесть написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году одновременно в журнале «Грани» (Франкфурт) и журнале Алека Флегона «Студент» (Лондон).

В СССР в 1960-е распространялась в самиздате. Впервые официально была опубликована в СССР в 1987 году в 6-м номере журнала Знамя.

С тех пор неоднократно переиздавалась.

М.А.Булгаков

8. Сатира И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира

И.Ильф и Е.Петров

8. Сатира В.В.Маяковский. На заднем плане «Окна РОСТА»

8. Сатира

В.В.Маяковский.

На заднем плане «Окна РОСТА»

ИТОГИ: + значительно поднят уровень грамотности населения культура стала массовой и общедоступной в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры Плакат. 1920 год.  Автор: А. Радаков.

ИТОГИ:

+

  • значительно поднят уровень грамотности населения
  • культура стала массовой и общедоступной
  • в 20-е годы ещё сохранялась относительная свобода творчества, нет жесткой цензуры

Плакат. 1920 год.

Автор: А. Радаков.

ИТОГИ -  окончание «серебряного века» множественность путей развития культуры начинает постепенно ликвидироваться советской властью по мере формирования диктатуры Сталина началось партийное наступление на культуру, ограничение свободы творчества, развитие «социалистического реализма»  деятельность интеллигенции постепенно будет поставлена под партийный контроль (особенно это проявиться в 30-е гг.) Плакат. 1930 год. Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.

ИТОГИ

-

  • окончание «серебряного века»
  • множественность путей развития культуры начинает постепенно ликвидироваться советской властью
  • по мере формирования диктатуры Сталина началось партийное наступление на культуру, ограничение свободы творчества, развитие «социалистического реализма»
  • деятельность интеллигенции постепенно будет поставлена под партийный контроль (особенно это проявиться в 30-е гг.)

Плакат. 1930 год.

Авторы: И.Лебедев, Н.Красильников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!