СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное направление в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров на уроках истории и обществознания.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания личности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное направление в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров на уроках истории и обществознания.»

Духовно-нравственное направление в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров на уроках истории и обществознания.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, подрастающего поколения сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание – это процесс содействия восхождению обучающихся к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям, таких как добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие; пробуждение и развитие нравственных чувств: стыда, сострадания, долга любви и веры; становление нравственной воли: способности к служению добру и противостояние злу, толерантности; готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремление к духовному совершенствованию; побуждение к нравственному поведению, служению Отечеству.

Задача духовно-нравственного и патриотического воспитания заключается, прежде всего, в воздействии на самосознание обучающихся путём передачи им определенной системы знаний: развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, к законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; воспитания гражданской активности.

Основой в воспитании должны быть национальные и духовно-нравственные традиции народа, а уроки истории и обществознания во все времена были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственности и духовности, что очень важно для гражданской позиции личности.

 В Отечественной истории много тем для духовно-нравственного и патриотического воспитания, помогающих привить чувство любви к Родине, ее героическому прошлому.

Наиболее подходящим материалом для формирования патриотической компетенции служат такие темы, как «Борьба с монголо-татарским нашествием», «Невская битва», Ледовое побоище», «Освободительная борьба против польских и шведских интервентов», «Северная война», «Отечественная война 1812 г.», «Русско-турецкие войны», «Гражданская война», «Великая Отечественная война» и т.д.

Изучение этих тем - благодатная почва при воспитании чувства патриотизма. Для этого я на уроках создаю определенный эмоциональный настрой, используя видео- и фонохрестоматию, иллюстративный материал, документальные хроники, слайд - презентации и т.д.

Практически ни один урок истории не проходит без изучения достойных исторических личностей. Раскрывая подвиги героев, важно подвести студентов к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Формирование духовности и патриотизма невозможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, традиций народа.

Уже на первых уроках истории я стараюсь создать атмосферу глубокого уважения к образу Отечества, любви к Отечественной истории. Для этого обращаюсь к словам Николая Михайловича Карамзина «Я не верю той любви к Отечеству, которая призирает его летописи и не занимается ими, надобно знать, что любишь, а чтобы знать настоящее должно иметь сведения о прошедшем». На первом же уроке даю студентам домашнее задание написать эссе по данному высказыванию.

На уроках при изучении раздела «Образование Древнерусского государства» показываю значение Православия, благодаря которому были соединены разрозненные славянские племена, образован один многочисленный русский народ.

Именно благодаря православной вере русский народ одержал многие победы над противниками, это подтверждают слова Александра Невского: «Братья, нас немного, а враг силен, но не в силе Бог, а в правде. Не побоимся множества врагов, потому что с нами Бог!».

На уроках истории, посвященных культуре, разных эпох постоянно обращаемся к православной культуре. Так, как православие развивалось и существовало рядом с нашим народом на протяжении тысячелетней истории. Церковное искусство: литература, архитектура, музыка, живопись – величайшее художественное наследие русского народа.

В этих произведениях выражены глубокие мысли о человеческой жизни, страдании и терпении, об истинной красоте мира и человека, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной.

Тема «Принятие христианства» дает возможность познакомить студентов с историей принятия христианства. В этой же теме студенты знакомятся с таким понятии как причисление к Лику Святых княгини Ольги и князя Владимира, с первыми русскими святыми: Кириллом и Мефодием – учителями словенскими; Борисом и Глебом – первыми великомучениками на Руси.

Так студенты начинают понимать, кто такие святые, какую роль они играют в жизни православной церкви и в жизни каждого из нас.

Православие не раз сплачивало защитников Руси и придало уверенность в успехе. Так было и в борьбе с монголо-татарами, перед решающей битвой на Куликовом поле большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. Также по преданию, накануне битвы Дмитрий Донской получил благословение от игумена Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского. В период Смуты в ополчение, возглавляемое князем Пожарским, из Казани был прислан чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Это событие воодушевило защитников Москвы, которые вскоре одержали победу, взяли Китай-город, а через 2 дня и Кремль.

Особый интерес в деле воспитания духовности и патриотизма представляет материал, посвященный Великой Отечественной войне.

Беспримерный подвиг советских людей во время борьбы с фашистскими захватчиками ни кого и сегодня не может оставить равнодушными.

Студенты на уроках, посвященных войне, знакомятся с историей героической защиты Брестской крепости, блокады Ленинграда, обороны Москвы, Сталинградской битвы, битвы на Курской дуге, с подвигами советских солдат и партизан, отдавших свои жизни во имя Родины – Александра Матросова, Виктора Талалихина, Дмитрия Михайловича Карбышева, Зои Космодемьянской. Этот список можно продолжить.

Важным компонентом таких уроков является - эмоциональная составляющая, которая побуждает студентов сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Эмоциональное воздействие на чувства студентов достигается через использование разнообразных приёмов образного изложения фактов: изложения детальных фактов, носящих воспитательный характер; включение дополнительных текстов для анализа; художественной и научно-популярной литературы, приёмов драматизации исторических событий, а также использование интегративных связей истории с литературой, музыкой.

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание студентов повышается через организацию такой познавательной деятельности, которая ведет их к самостоятельным рассуждениям и оценке исторических событий и личностей, формированию исторического мышления.

Таким образом, патриотизм, духовность и нравственность воспитывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, потому что это - его основа.

Дисциплина «Обществознание» также сегодня выполняет миссию по воспитанию духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявления духовного богатства, которое были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понимания взаимосвязи каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.

Раздел «Духовная сфера жизни общества» призван дать студентам с опорой на полученный ранее опыт знания таких понятий, как нравственность, моральные правила поведения в обществе, нравственная оценка. Многие темы, из разных разделов дают студенту представление о понятиях совесть, мораль, добро и зло. Таким образом, уроки обществознания дают возможность в практическом плане подготовить студентов к осмысленной жизни, в условиях существующих моральных и этических ценностей, деятельности в демократическом правовом государстве.

Воспитание гражданственности и патриотизма, становление и развитие личности является важнейшей составляющей общенациональной идеи, системы формирования и развития духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, и закладываются эти основы на уроках истории и обществознания.


Список литературы:

1.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. //

Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

2.Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин. – М.: Изд. Центр

«Академия», 2000. – 192с.

3.Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и

обществознания в школе.- 2002. № 4.

4.Касимова, Т. А. Яковлев, Д. Е. Патриотическое воспитание школьников

методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис - пресс, 2005. - 64 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!