СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно–нравственное просвещение молодежи»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на Конкурс публикаций педагогов по тематике  XIХ Московских областных Рождественских образовательных чтений. Направление: Православие и молодёжь. 

Просмотр содержимого документа
««Духовно–нравственное просвещение молодежи»»

XIХ городские Рождественские образовательные чтения

«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»







Конкурс публикаций педагогов по тематике

XIХ Московских областных Рождественских образовательных чтений











Направление: Православие и молодёжь


тема: «Духовно–нравственное просвещение молодежи»










Ермошина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»

тел. 8-988-544-84-95










Городской округ Подольск,

2021 год



Экономический кризис и социальная нестабильность в России оказали негативное влияние на духовно-нравственное просвещение молодёжи, привели к снижению уровня общей культуры и нравственности, к оторванности от традиций и ценностей культуры русского народа. В последнее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В одном из посланий Президента Российской Федерации В. В. Путина к Федеральному Собранию, оценивая состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», Президент поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества». Глава государства сформулировал стандарт воспитанности молодого человека: «Формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Молодежь – часть общества, которая ещё вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в мире и в отдельных странах уже через несколько лет. К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса или жизненного кризиса.

Духовно-нравственное просвещение - сложный психолого-педагогический процесс перевода требований морали в личные убеждения человека. Основой духовно-нравственного воспитания молодёжи является интериоризация - перевод моральных требований общества во внутренние установки человека, которые служат верным путеводителем в его повседневной жизни.

Духовность и нравственность — базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении. В жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский.

Большое влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Воспитание духовно-нравственных ценностей можно считать ядром личности. И оно должно пронизывать всю деятельность, как школы, так и учителя. Поэтому одной из главных задач, которую я как педагог ставлю при планировании своей учебной и воспитательной деятельности это – задача, ориентированная на формирование духовно-нравственных ценностей. Я, как учитель, стремлюсь к тому, чтобы на каждом занятии присутствовали добро, истина, красота, чуткость, милосердие.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.

Богатейшим источником духовно-нравственного и познавательного развития детей является фольклор. Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. Освоив народные традиции, дети узнают историю своей семьи, страны, традиции своего края игры, песни, народные праздники, обычаи. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, её духовным ценностям.

На формирование духовности молодёжи также большое влияние оказывают культурные традиции и культурная среда. Роль нравственных критериев (преобладание гуманистического над эгоистическим, общечеловеческого над частным) очень важна, поскольку, выработав такие критерии, молодой человек определяет свои социально-творческие позиции. И как без развитых критериев совершенства у специалистов не сформируется понимание качества собственной деятельности, так и без нравственности у молодёжи не сформируется духовность в целом.

- мировоззрение, проявляющееся в формировании у молодого человека смысложизненных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

- патриотизм, включающий формирование национального сознания у молодёжи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех её проявлениях и социальную ответственность за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;

- толерантность, терпимость к мнениям других людей, учёт их интересов, терпимость к другим культурам, образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящему за нормативные требования законов;

- индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ в полной мере получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей, ориентацию на собственные интересы и способности.

Таким образом, проблема духовно-нравственного просвещения молодёжи носит междисциплинарный характер. Нравственные ориентации молодёжи представляют собой сложную систему, где одновременно существуют представления о том, в чём смысл жизни, что такое добро и зло.

Вся мудрость человечества собрана в книгах. Именно книги являются незаменимыми источниками знаний о духовной жизни и нравственности. Через обращение к книге, чтению человек приобщается к духовным ценностям, развивается, расширяет свой кругозор. Классическая литература, имеющаяся в фондах библиотек – это кладезь духовности и нравственности. Замечательные произведения русской классической литературы таких авторов, как А. С. Пушкин, А. П. Чехов, А. И. Куприн, Л. Н. Толстой и других помогают молодёжи найти ответы на многие вопросы о формировании личности, нравственных понятиях, таких как добро и зло. Академик Д. С. Лихачев, являясь активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности, писал: «Русская классическая литература – это наша надежда, неисчерпаемый источник нравственных сил наших народов. Пока русская классическая литература доступна, пока она печатается, библиотеки работают и для всех раскрыты, в русском народе будут всегда силы для нравственного самоочищения». Нравственное развитие в человеке связано с его духовным развитием. А, как известно, воспитанный человек и человек, читающий книги, никогда не сойдёт с правильного пути.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности.

В наши дни молодёжь всё чаще характеризуется себялюбием, эгоизмом. Реклама, кинематограф, СМИ оказывают большое воздействие на подрастающее поколение, призывая их видеть себя «достойными всего самого лучшего», достигающими статуса «лучших, самых успешных». В семьях тоже чаще говорят о необходимости достижении материального благополучия детей, чем о моральных принципах. Понятие «гражданский брак» не просто культивируется в современной литературе, сериалах, в различных телевизионных шоу, но и преподносится как устоявшееся и вполне нормальное явление. На это обращали внимание известные религиозные деятели, наши современники: архимандрит Кирилл (Павлов) считал, что «если не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего», а старец Иоанн (Крестьянкин) считал, что нельзя оставлять детей и их воспитание на самотёк, ведь «всё можно иметь: телевизор и магнитофон, но ничто не должно обладать нами, а сейчас вещи начинают обладать душами людей».

Воспитание, привитие правильных качеств - всё начинается с семьи. Дети как губка впитывают в себя всё, что видят и слышат в раннем детстве. Грубость, неверность, ложь, необязательность всегда считались в православных семьях грехом, поэтому и в процессе воспитания ребёнку прививались абсолютно противоположные качества и ценности. Ян Коменский писал, что «все разумные родители должны думать не только о том, как будут жить их дети и как собрать для них побольше золота и всякого добра, но ещё больше стараться о том, чтобы вселить мудрость в их сердце, -потому что мудрость дороже жемчуга и….ничто не сравняется с ней».

Существует немало примеров образцовых христианских семей, некоторые из них до сих пор вызывают уважение и поклонение, благодаря своему благочестию. День почитания Пётра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья, любви и брака отмечается в России 8 июля. Тысячи паломников каждый год приезжают в Муром и, поклоняясь мощам этих святых, просят семейного счастья и благополучия, потому что часто сами не могут этого достичь. А ведь на примере этих святых можно учиться верности. Они настолько любили друг друга, что просили у Бога милости умереть в один день. «Пример святых Петра и Февронии учат нас тому, что такое семья и что такое любовь. Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но …любовь может явить себя только в семейной жизни…Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…».

Согласно закону, современная Россия – светское государство, и образование в нашей стране носит светский характер. Однако с конца 90 – х годов 20 века в нашей стране стали появляться воскресные школы. С каждым годом число их растёт. И это не просто волевое решение церковного управления, а демонстрация растущей потребности общества в воспитании детей. Если бы такие школы не были востребованы обществом, то они бы практически исчезли. По словам иеромонаха Климента, воскресная школа — это способ духовного развития ребёнка. В ней преподают Закон Божий, церковно-славянский язык и хоровое пение.

Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит и здоровье нашего общества, а, следовательно, и их благополучие. На нас, родителях и педагогах, лежит огромная ответственность за их воспитание. Вот как сказал наш замечательный педагог А.С. Макаренко: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди..» И наша задача - развивать всё благое, всё хорошее, изначально заложенное в человеке, опираясь на заповеди Божии. История нашего Отечества неразрывно связана с Православием, поэтому воспитывая гражданина своего Отечества, человека культуры, надо дать ему основы православной культуры.

Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, приобрести опыт нравственной жизни, получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа. Все задачи воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!