Духовно-нравственное развитие обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС
(выступление на ГМО 28.12.2015г.)
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Наши традиционные источники нравственности. Это Россия, наш народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.
Определяются базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание и др.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внеклассную деятельность детей.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, учатся слушать и понимать своих товарищей, могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. На уроках использую такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал. В своей работе я использую игровые технологии, коммуникативные и исследовательские:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
– динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души помогают воспитанию эстетических чувств детей;
- деловые игры, игры – соревнования, праздники способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
С первого класса знакомлю детей с правилами этикета.
Использую такие темы:
Тема 1. Исторические корни этикета.
Тема 2. Культура общения.
Тема 3. Гостевой этикет.
Тема 4. Застольный этикет.
Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.
Тема 6. Нравственные отношения.
Тема 7. Семейный этикет.
Тема 8. Гигиена и нравственность.
Тема 9. Школьный этикет.
Тема 10. Национальные нормы этикета.
Тема 11. «Вежливые» советы.
На занятиях мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме. «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)
В своей деятельности широко использую музейную педагогику. Это, в первую очередь, большая поисковая работа, музейные уроки.
О роли библиотеки в духовно-нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно.
Предлагается не только работа с книгой, но и экскурсии, встречи с интересными людьми, игры, викторины, сбор материалов о земляках. Сейчас в школе есть кабинеты, оснащенные проекторами, появилась возможность использовать на занятиях презентации. Исследовательские и проектные работы обучающихся презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня.
Активное участие в работе принимают родители, оценивая данную деятельность, как своевременную и полезную.
Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту истину.
Портрет выпускника основной школы
Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки, творчества.
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
3