СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский проект. Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста «Мы дети земли Олонхо»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Просмотр содержимого документа
«Авторский проект. Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста «Мы дети земли Олонхо»»

ИП Ростовцевой А.А. центра по уходу и присмотру за детьми в частном дошкольном образовательном учреждении детский сад

«Солнечные лучики городского округа»

« город Якутск»






Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста

«Мы дети земли Олонхо»






Воспитатель: Васильева Надежда Валерьевна

Воспитатель старшей и подготовительной группы






г. Якутск



Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Продолжительность: долгосрочный

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями ЧДОУ «Солнечные лучики»  средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта: 

Разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к родной  культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

-  воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- воспитание  интереса  и любви  к родной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

           Современное общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего народа.

            Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

           В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, творчества, фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

  Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

  С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

 Особое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики»  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

 Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям. Так как наш детский сад частный, здесь очень много детей посещают из разных национальностей.

Инновационная направленность проекта

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к родной культуре. 

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в МДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-      совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-      объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к родной культуре.

-      разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-      реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-      объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-      создание системы социального партнёрства ЧДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Участники проекта

-     воспитатели;

-    музыкальный руководитель; 

-   дети в возрасте от 5 до 7 лет;- родители (законные представители);
       Механизмы реализации проекта

- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- формирование партнерского сообщества сотрудников ЧДОУ «Солнечные лучики», детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

-     показ сказок (педагогом, детьми);

-     рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

-     проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

-     наблюдение;

-    чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
         -    экскурсии, целевые прогулки;

2. Словесно-образный метод: 

-    чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

-    загадывание и отгадывание загадок;

-    рассматривание наглядного материала;

-    рассказы детей о своих впечатлениях;

-  беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
         -   чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

-   ответы на вопросы педагога, детей;

-  проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

-   сообщения дополнительного материала воспитателем;

-   рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

-   разбор  житейских ситуаций;

-   проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров. 

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;

- проведение  экскурсий различной направленности;

- организация  вечеров с родителями, для родителей;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- защита проекта своих работ на тему «Саха сиригэр олохсуйар кыыллар», «Ким да умнуллубат, туох да умнуллубат»

- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника).

 Основные мероприятия проекта

 Этапы реализации проекта  «Духовно-нравственное  воспитание  дошкольников».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ЧДОУ «Солнечные лучики» построена с учетом следующих принципов:

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2. Гуманность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

3.  Деятельность - знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

        5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

       6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ЧДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);

  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

  4. Подборка подвижных, дидактических игр,

  5. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.

 Календарный план реализации  проекта.

Сентябрь - Балаҕан ыйыгар «Улуу Суорун ыйа» сырдык аҕыйаан, хараҥа улаатан барар. Дьон сайылыктарыттан кыстыкка көһөллөр. Балаҕаҥҥа уоттарын уматаллар. Ити уот Улуу Суорун уота диэн ааттанар. Улуу Суорун дьоҥҥо уоту уонна идэни биэрбит таҥара.

         1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
         2.  Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3.  «Уьуйааммыт дорообо!» - уьуйууну, о5олору кытта билсии, бодороьуу. Уьуйаанна то5о сылдьабытый? Уерэх туохха нааданый? – кэпсэтиьии (беседа)

4. 27 сентября День Республики – республика суверинитетын кунэ – утуе ба5аны уескэтэр кун.

5. Тереппуттэргэ аналлаах викторина «Якутия – 386 лет составе России.



Октябрь – алтынньы «Хотой Айыы ыйа- тумсуу бэлиэтэ» Хотой дьону тумэр, сомо5олуур, тэрийэр. Саха дьонугар тумсуу терутэ – кемускэс, аьыныгас буолуу, кемелесуьуу. Эти сини керунуу, санааны билсии, сана былааннары оноруу суолталаах.

  1. Международный день пожилых людей. «Ытык буоллун кырдьа5астарга»

- кырдьа5астары чиэстээьин

  1. «Музыка для всех» - сахалыы музыкальнай интсруменнарын онорон кэлии, кемускээьин.

   Ноябрь – Сэтинньи «Байанай ыйа». Байанай ыйа диэн билиьиннэрии.

  1. Былыргы саха эр дьонноро туттар булт тэриллэрэ. Уол о5о а5атынаан бэйэ булт тэрилин онорон кемускээьинэ. (выставка)

  2. О5олорго аналлаах ебугэ оонньууларын курэ5э «Булчут»

  3. «Кыьын». Ый 8-с кунэ дьыл о5уьун иккис муоьа уунэр, сатыы тымныы туьэр. Бу кун идэьэ тутталлар. Кыыллар, кыстыыр кетердер аьыылларыгар да ырааппаттар. «Саха сиригэр кыстыыр кыыллар» - (защита проекта)

  4. «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» - саха театрын артыыстарын испиктээкилэ.

  5. Идэьэ кунугэр аналлаах повардар курэхтэрэ «Мин ийэбэр куус-кеме буолабын» - саха салаатын «Якутяночка» астааьынын курэхэ.

Декабрь – ахсынньы — саамай тымныы, хараҥа ый үүнэрэ бэрт кыра кэм хаалла. “Кыһын Саха сириттэн саҕаланар” диэн фестивальга Тымныы Моруос оҕонньор кэлэн, кыһын буолбутун биллэриэҕэ.

1.инбэлииттэр куннэрэ. «Доруобай буолуо5ун», доруобуйа5а, бэйэни керунуугэ сыьыаннаах спортивнай курэх.

2. «Мин дьиэ кэргэним» (древо-семьи)

3. «Кыһын Саха сириттэн саҕаланар» диэн фестивальга о5олору ырыа, ункуу курэ5эр кытыннарыы.

Январь – тохсунньу – «Танха Хаан ыйа» – бу ый бутэй кэм. Танха – ете керееччу эйгэтэ. Билгэлээьин, сууллуукуттэр тахсаллар.

1. «Ороьооспо оонньуулара». Танха, ебугэ оонньууларын билиьиннэрии, билгэлээьин.
Февраль – олунньу «Одун хаан ыйа» – тыл суолтата улаатар. Олонхону, кэпсээни, остуоруйаны истии дэлэйэр.

  1. ийэ тыл, сурук бичик кунэ – «тыл баар бараммат баай» - хоьоон аа5ыытын курэ5э.

  2. Тереппуттэргэ аналлаах викторина для родителей «Моя Якутия», посвященного Дню родного языка и письменности в Республике Саха (Якутия)

  3. «Сахалыы остуол оонньуулара» - курэхтэьии

  4. Уол о5о – норуот куемчутэ». Байыаннай идэлэри, байыаннай техникалары, Россия , Саха сирин былаа5ын, эр киьи идэлэрин, транспорт керуннэрин, сэрии кэмигэр А5а дойдуну кемускээбит саллааттары уо. д.а билиьиннэрии, хатылааьын.

  5. Байыаннай хаамыы курэ5э.(сморт строя и песни)

  6. «Боотурдар оонньуулара» уоланнарга саха курэс былдьаьар ооньууларын тэрийии. (ойбонтон уулааьын, мас тардыьыы, уьуну ыстаныы, кылыы, буур, куобах, хара баттаьыы)

Март – кулун тутар «Дьеьегей ыйа – аьа5ас кэм». Бу ыйга олонхо, теруччут уонна сылгыьыт диэн эйгэлэр сеп тубэьэллэр.

  1. «Кыыс – норуот кэскилэ». Кыыска, дьахтарга, ийэ5э, кэрэ5э, дьиэ5э – уокка сыьыаннаах темаларга кэпсэтиьии, курэх.

2. Ийэ кунэ – «Ийэ баар буолан мин баарбын» (концерт воспитанников ЧДОУ «Солнечные лучики» для наших мам»

Апрель – муус устар «Айыыьыт ыйа» - ырыа, танас, ункуу эйгэлэрэ сеп тубэьэллэр. Киьи кэрэни кэрэхсиир, тапталга талаьар.

  1. А5а кунэ – уол о5о а5атынаан спортивнай курэхэ. «Мин а5абынан киэн туттабын»

  2. «Кинигэ – биьиги до5орбут» тереппуту кытта «Мин кырачаан до5орум» кинигэ быыстапката( выставка книжки малютки)

  3. «Киэлитэ биллибэт киэн куйаар» - о5о оноьуктарын курэ5э.

  4. «Куйаарга айан»- хатылыыр аьа5ас дьарык

  5. «Саха сирин ытык сирдэрэ» - кэпсэтиьии

Май - ыам ыйа «Иэйэхсит ыйа» - айыл5а уьуктар кэмэ. Дьон тэлгэьэтин ыраастанар, арчыланар ыйа.

  1. «Улэлиир учугэй, уеруутэ дэлэгэй» уьуйааммыт тэлгэьэтин ыраастааьын.

  2. «Ким да умнуллубат, туох да умнуллубат» «Дьокуускай куоракка баар пааматынньыктарын» туьунан бырайыак кемускээьинэ.

  3. Кыайыы кунэ «Бессмертный полк» - сэрии ыар сылларыгар кыттыбыт мин аймах билэ дьонум. (быыстапка)

  4. «саха сирин дьикти сирдэрэ» кэпсэтиьии

Июнь – бэс ыйа «О5о, эрдэххэ оонньоомохтоон хаалыа5ын…»

  1. «О5о кемускэлин кунэ» тумуктуур кэнсиэр.

  2. Ке5ердуу улэтэ.

  3. Саха сана дьыла «Ыьыах» о5олорго аналлаах ыьыах тэрийии

                                         


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя