МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3»
Мастер-класс
на тему:
«Духовно- нравственное воспитание младших школьников»
Учитель Полинова Т. В.
Г.Городовиковск, 2016
Проблема религиозного образования и воспитание религиозной толерантности школьника сегодня стоит очень строго в целом мире. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. Отсутствие духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро – как источник радости, мира и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Используемые в школе учебные программы и разработки уроков, внеклассные мероприятия представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня. Одним из значимых событий стало введение в школьную программу предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Курс ОРКСЭ носит светский характер. Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»-это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Я являюсь преподавателем модуля «Основы буддийской культуры». Отечественная религиозно-культурная традиция – это общая духовная основа многонационального народа России. И поэтому наш заключительный урок мы проводим вместе. На этом уроке дети рассказывают друг другу о культуре и обычаях своего народа. Хочу привести пример из своей практики: например, дети могут работать по группам. А каждая группа имела свое задание.
«Не бравшись за топор, избы не срубишь»
- Давайте вспомним, каким в прошлом было жилище у русского и калмыцкого народа.
Строительство дома у русских было мужским делом. Избу рубили топором. Крыша имела волнистый резной узор, на концах солнышко-охраняющий знак. На самом верху – птица. При переходе в новый дом, прежде всего вносили образ свято (икону), а потом кошку, для домового, приговаривая: «Вот тебе хозяин, мохнатый зверь на богатый двор». Лучшим украшение избы были образы святых угодников. Для хранения домашних вещей употреблялись сундуки. В избе был мужской угол и женский.
Остов калмыцкой кибитки состоит из 6 складных решеток, двери с двумя створками, 60 шестов круглого дымохода. В кибитке стоит комод, в него кладут самое ценное. Рядом, на маленьком ящике стоит буддийский молитвенник похожий на цилиндрическое деревянное ведро, внутри молитвенника находятся листики бумаги с молитвами. Рядом стоит деревянная кровать девушки – дочери хозяина. С правой стороны – маленький шкаф, на котором стоят светильники, деревянная чашечка для пожертвований предкам. Рядом со шкафом стоит кровать хозяина дома.
- Есть ли что – нибудь общего?
2. « Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек».
- Издревле в каждой семье было много детей. Семьи были большие и дружные. А как же называли детей, кто давал им имена?
У христианских народов имя при крещении ребенку выбирали по святцам. Ребенка спешили крестить как можно раньше. Крещение происходило в церкви. Крестных родителей выбирали из родственников. Крестный отец покупал младенцу крестик и приносил на крестины хлеб. Крестная мать готовила малышу рубашку и полотенце для священника. После крестин отец малыша приглашал всех «к младенцу на хлеб, на соль, кашу есть». Первая ложка полагалась отцу.
Наречением именем у калмыков являлось одним из знаменательных событий в жизни ребенка. Считалось, что от удачного выбора имени зависит вся будущая жизнь ребенка, его судьба. Имя давали на 5-ый день после рождения. К новорожденному приглашали астролога, и родители ждали от него «счастливого» имени своего ребенка. При наречении именем учитывалось время года, бытовые ситуации, время суток. Если давали имена предков, то обычно нарекали именами мудрых и сильных родственников. Если имя не подходило, тогда его заменяли другим.
Устное народное творчество.
В народе из поколения к поколению, через игровую культуру передавались лучшие человеческие качества: трудолюбие, уважение к людям, смелость, ловкость и т.д. Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, игры есть и у калмыцкого народа и у русского. (рассказывают).
Национальные праздники
( Дети рассказали друг другу о «Рождестве Христовом» и о празднике «День рождения, просветления и паринирваны Будды Шакьямуни»)
Узнали об основателях религий, о том чему они учили и что хотели видеть в людях.
Национальная кухня
(знакомство с кухней народа)
На уроках ОРКСЭ я провожу целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии. Большое внимание на каждом уроке уделяю мотивации школьников при освоении учебного материала. Поэтому я использую различные методы обучения : метод моральных дилемм и дискуссий, эвристические беседы, исследовательский метод, проектирование, кейс-метод. Каждый урок стараюсь проводить с использованием презентации, с применением разнообразных форм работы : парной, групповой, коллективной. Использую творческие задания, головоломки, игровые моменты. Стараюсь применить творчество при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернета, где нахожу необходимый иллюстративный материал, репродукции, мультфильмы. Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, отзывчивость, внимание к другим людям, зачатки анализа и контроля собственного поведения в различных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 3»
Доклад на тему
«Развитие коммуникативных способностей младших школьников»
Учитель Полинова Т. В.
Г.Городовиковск, 2017
Одним из важнейших направлений развития образования в нашей стране является сохранение и постоянный рост её интеллектуального потенциала, способного к реализации всего комплекса реформ, проводимых правительством.
В условиях преобразования нашего общества углубляется перестройка школы, призванная обеспечить высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся. Развитие младшего школьника – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы. Именно с развитием мышления складываются такие важные новообразования школьного возраста, как внутренний план действий ( действия в «уме») и рефлексия ( умение рассматривать и оценивать свои собственные действия ).
Как показывает практика работы в школе, учителя используют приёмы и методы развития умственных действий, но эта работа ведётся непоследовательно, в ней нет системности. Учителя испытывают затруднения в организации процесса развития мыслительных операций, у учеников наблюдается низкий уровень сформированности умения сравнивать, анализировать, обобщать. Обучение чаще всего сводится к формированию знаний, умений и навыков путём подачи материала в «готовом» виде, что не способствует развитию мышления школьников. На современном этапе развития педагогической науки и практики, проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию учащихся, является одной из самых актуальных.
Вот поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты над-предметного обще-учебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребёнка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются обще-учебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала, роль ученика в получении знаний, ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет, изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он является его соучастником.
Любой этап урока можно сделать ярким, динамичным, развивающим, любознательным, используя технические средства обучения. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной деятельности на уроках и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Например, на уроках обучения грамоте, при знакомстве с новым звуком и буквой его обозначающим, учащимся предлагается, используя интерактивную доску, объёмный звук, задание, в котором необходимо выделить в трёх картинках то, чем они похожи, учащиеся выясняют, что слова состоят из трёх звуков, и в каждом из слов есть звук «ы».
На уроке письма с помощью презентации учащимся в доступном для них темпе можно показать элементы написания той или иной буквы.
Применение мультимедийных технологий позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным, что важно для учащихся начальной школы.
Таким образом, основная цель начального обучения – помочь ребёнку пробудить все заложенные в нём задатки при помощи учебной деятельности, внеурочной деятельности, понять самого себя, чтобы в конечном итоге – стать ЧЕЛОВЕКОМ, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.