Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством изучения народного промысла Вятского края — Дымковской игрушки.
Одной из основных целей начального образования является формирование высоконравственной и гармонично развивающейся личности учащихся. В федеральном государственном образовательном стандарте, принятом в 2009 году, говорится о необходимости воспитания инициативных, ответственных граждан [4]. Воспитание данных качеств подразумевает развитие целого ряда характеристик, о которых подробно сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции говорится: « Современный национальный воспитательный идеал— это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [с.11, 1]. Одним из средств воспитания такого идеала может являться изучение народного искусства и промыслов.
Культуру России невозможно представить без народного искусства. Оно раскрывает истоки духовной жизни русского народа, демонстрирует нравственные и эстетические ценности, является неотъемлемой частью исторического развития нашей страны. Изучая мир народной культуры и народных промыслов, дети познают нравственные ценности русского народа: милосердие, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к природе, почитание старших. Народное искусство обладает воспитательными возможностями: несет в себе эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости [с.7, 3]. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре русского народа.
Особое внимание при изучении народного искусства России нужно уделять региональным или местным промыслам, т.к. в каждой местности есть свои самобытные промыслы с яркой интересной историей. Кировская область (Вятский край) богата своими промыслами, среди которых можно выделить кукарское кружево, вятскую матрешку, капокорешковый промысел и другие [2]. Однако самым узнаваемым промыслом, символом края является Дымковская игрушка. Дымковская игрушка— один из самых старинных промыслов Руси, который существует уже более 400 лет. Зародился данный промысел в слободе Дымково, а возникновение его связывают с весенним праздником Свистунья, к которому мастерицы лепили глиняные свистульки в виде различных животных, затем сушили, белили и покрывали разноцветными узорами. Дымковская игрушка стала одним из символов Вятского края, подчеркивающим самобытность края, его древнюю насыщенную историю [2].
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров и яркости используемой палитры дымковская игрушка изучается на территории всей страны как в начальной школе, так и в дошкольных учреждениях. Посредством изучения данного промысла у детей воспитывается интерес к истории страны и своей малой Родины, формируется уважительное и доброжелательное отношение к местным традициям, развиваются художественно-творческие способности, воображение и мышление, развивается эстетический вкус, дети познают нравственные ценности русского народа и местного населения. Также изучение промысла помогает детям осознавать свою принадлежность к России и осознавать ценность семьи, т.к. народный промысел был основан на семейном труде. Таким образом, изучение местного вятского промысла при должном уровне организации учебно-воспитательного процесса приведет к формированию у каждого ребенка базиса для будущего становления настоящего гражданина России: высоконравственного и патриотичного.
Для продуктивного и результативного изучения промысла необходимо методически грамотно построить учебно-воспитательный процесс: использовать различные виды работ, нестандартные формы проведения урока, занимательный материал и интересные творческие задания. Ниже приведена разработка урока по теме «Дымковская игрушка». Данный конспект можно использовать на уроке изобразительного искусства, на уроке окружающего мира.
Тема: Дымковская игрушка.
Цель: знакомство с новым промыслом— Дымковская игрушка, освоение основных приемов работы промысла.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, дымковские игрушки, презентация, репродукция картины.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, встаем ровно. Садитесь на свои места.
2. Актуализация знаний, мотивация учащихся.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (учащиеся отвечают)
Теперь внимательно посмотрите на изображения на доске. Что на них изображено? Как одним словом мы можем назвать все эти предметы? (учащиеся отвечают)
На доске вывешиваются следующие изображения:
Ребята, вы правы. Это изделия народных промыслов. Какие народные промыслы Вы знаете? (учащиеся отвечают)
С древности люди стараются делать предметы быта удобными и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.
Ребята, а что такое ярмарка? (учащиеся отвечают)
На доске появляется репродукция картины Б. Кустодиева «Ярмарка».
Ярмарка – это не только продажа товаров, но и большой народный праздник. На такие ярмарки всегда приходило множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали продажу различных товаров.
Ребята, как вы думаете, могли ли изделия промыслов продаваться на ярмарке? (учащиеся отвечают)
3. Формулирование темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся еще с одним видом народного промысла. А чтобы узнать, с каким, я сейчас прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно:
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте, охра с суриком,
Чтоб всем – светло, и сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов.
Итак, с каким же промыслом мы познакомимся сегодня? (учащиеся отвечают)
Правильно, наша тема — Дымковская игрушка.
А какова же цель урока? (учащиеся отвечают)
Верно, сегодня мы познакомимся с новым промыслом, узнаем его истории. И попробуем освоить некоторые элементы данного промысла.
4.Изучение нового материала.
Ребята, кто знает, почему данный промысел называется именно так: Дымковская игрушка? (учащиеся отвечают)
На самом деле игрушка так называется по месту своего появления. Промысел зародился в слободе Дымково. А слобода эта называлась так, потому что часто, когда в слободе топили печи в домах, в воздухе висела дымка.
Некоторым ребятам я давала задание подготовить сообщение по Дымковской игрушке. Один человек расскажет нам про историю появления промысла, второй— про процесс изготовления Дымковской игрушки. (учащиеся выступают с сообщениями)
Спасибо за сообщения, вы молодцы!
Для выполнения следующего задания мы поделимся на группы по 6 человек (делим детей на группы). Сейчас я каждой группе выдам по 1 дымковской игрушке. Ваша задача— рассмотреть игрушки, посовещаться в группе и выявить, какие узоры и орнаменты используются для росписи данной фигуры. Затем вам нужно будет зарисовать виды узоров в альбом при помощи цветных карандашей. (выдаем игрушки, учащиеся рассматривают, совещаются и зарисовывают )
Заканчиваем работу. Теперь выберете по 1 представителю от каждой группы. Им нужно будет выйти к доске, показать изображенные в альбоме узоры и описать их.(учащиеся выходят к доске.)
(первый учащийся рассказывает все, остальные внимательно слушают, затем последующие ребята дополняют, какие узоры не были названы)
Спасибо, садитесь.
5. Физкультминутка.
Сейчас мы проведем физкультминутку. Будем изображать дымковскую игрушку.
Изобразите: барыню, лошадку, водоноску и т.д. (дети изображают)
Молодцы, садитесь.
6. Закрепление изученного материала.
Мы немного отдохнули, а теперь продолжаем урок.
Сейчас у каждого на парте есть карточки с заданиями. Положите их перед собой. Посмотрите внимательно, какое задание здесь нужно выполнить? (учащиеся отвечают)
Верно, вам даны предложения с пропущенными словами. Ваша задача подобрать нужные слова, подходящие по смыслу, чтобы получились верные предложения. (учащиеся выполняют задание)
Пример задания:
Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки. ………………. игрушку лепят из …………, затем сушат в ……. Игрушки белоснежные. Перед тем как …………….., их белят …….., разведенным в молоке. Затем на игрушку наносят узоры. Узор состоит из …………… элементов: круги, овалы, ………, ……….., клетки, ………... . Для росписи игрушек используют цвета: желтый, ……….., красный, ……………, черный, (белый фон). Еще одним украшением современной Дымковской игрушки являются небольшие кусочки ………. золота, которые наносят на готовую игрушку. |
Итак, давайте проверим, правильно ли выполнили задания. Читаем по цепочке по одному предложению. Если вы заметите ошибку— поднимайте руку, и мы вместе подумаем, какое слово нужно было вписать в данное предложение. (учащиеся совместно с учителем проверяют задание)
Молодцы!
7. Практическая работа.
Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание. Сейчас вам нужно выбрать 2 понравившиеся игрушки. Я раздам вам трафареты, а ваша задача— нанести подходящие узоры на выбранный трафарет. Обратите внимание, что я буду оценивать вашу личную работу, оригинальность. Поэтому не срисовывайте узор, а придумайте, какие элементы из традиционных будут смотреться красиво на вашей фигурке. В оставшееся время вам нужно раскрасить 1 трафарет. ( выдаются трафареты, учащиеся раскрашивают)
Примеры трафаретов
Заканчиваем работу. Теперь проведем небольшую выставку. Пусть к доске выйдут те ребята, которые полностью завершили работу и довольны ей. Вам нужно придумать название вашей игрушке, выйти к доске, показать свою работу классу и сообщить название. (проводится выставка)
8. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, с каким новым промыслом мы познакомились сегодня? Из чего делают Дымковскую игрушку? Какие этапы в изготовлении игрушки можно выделить? Какие узоры используются при росписи?
9.Домашнее задание.
Ребята, вы молодцы, хорошо потрудились сегодня на уроке. В качестве домашнего задания вам предлагается раскрасить второй выбранный вами трафарет в соответствии с канонами Дымковской игрушки.
10.Рефлексия.
А теперь, если вам понравился урок, было интересно— поднимите зеленый карандаш, если возникли трудности и было что-то непонятно— поднимите желтый карандаш, а если вам было очень трудно — красный.
Спасибо за урок, вы молодцы! До свидания!
Таким образом, посредством изучения народных промыслов, в частности Дымковской игрушки, происходит духовно-нравственное воспитание младших школьников, всестороннее развитие гармоничной личности учащихся. Изучение народных промыслов помогает сделать процесс обучения и воспитания интересным и необычным, а использование различных форм и методов работы при изучении данных тем позволяет активизировать учебную деятельность младших школьников и увлечь их.
Примечания
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.-URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
2. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.
3. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып.11-М.-Л., 1952,с.7
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf