СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках выполнения ФГОС (из опыта работы)»

Зерова М.В., учитель 2 класса

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в рамках выполнения ФГОС

(из опыта работы)

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. Перед школой, семьёй ФГОС ОО УО ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то теперь эта работа направлена на достижение модели выпускника начального образования школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:

  • Любознательный, активно познающий мир;

  • Владеет основами умения учиться;

  • Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;

  • Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;

  • Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;

  • Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.

Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо было создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать.

Перед о мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из главных педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящие в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.

Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими».
Так, например, детей в классе знакомлю с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Приступая к изучению рассказов о нашей стране, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки Мира природы.

Уже второй год я работаю по программе духовно-нравственного воспитания «Я –гражданин России». Цель программы - формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

-формировать этические и моральные нормы и правила поведения,

-формировать самодисциплину;

- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;

- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада.

Работу с детьми построила по 6 направлениям: «Я и я», «Я и семья», «Я и культура», «Я и школа», «Я и мое Отечество», «Я и планета»

Работа по данным направлениям реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе , как посторонние наблюдатели.

Содержание деятельности в рамках программы планируем вместе с детьми и с родителями. На классном сборе планирования определяем темы ключевых дел. К ним относятся: «День Знаний», «День пожилого человека», «День Матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы». Они становятся основой классного плана воспитательной работы. Темы эти актуальны для детей, и имеют высокий воспитательный эффект. Здесь нам большую помощь оказывают родители.

Чтобы классный час не стал формально проведённым мероприятием, а затронул душу ребёнка, часто использую рассказы по определенным темам. Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.

Воспитать духовно гармоничную личность можно совместными усилиями педагогов школы и семьи, когда дети могут брать пример с людей ( их поступков), которые детей постоянно окружают. Родители являются безусловным авторитетом для ребёнка. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и прививаться детям нравственные духовные ценности, обычаи, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.В ходе проведения классного часа «Моя родословная» у ребят возник вопрос: «Кто наши прабабушки и прадедушки?» Мы решили исследовать эту проблему. Результатом этих исследований стало проведение мероприятия «Неразлучные друзья-взрослые и дети».

Итогом нашей совместной работы было проведение праздников «День матери», «8 Марта» стали доброй традицией в нашем классе и школе. Мероприятия стали традиционными, но формы проведения каждый год разные. На празднование 8 марта дети совместно с родителями участвовали в проекте «8 марта-Международный женский день». Дети знакомились с историей праздника, рассказывали о своих мамах и дарили им эти цветы и открытки, сделанные своими руками, проводили конкурсы.

Привлечение родителей к общественной работе в школе расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняется их отношение к школе, вовлечённость в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей- это своеобразное искусство, которое требует терпения, а так же большого желания его познать; общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.


В своей работе, по духовно-нравственному воспитанию, я знакомлю детей с народными сказками, былинами. Знакомство с элементами видов искусства (например с «Хохломой» и «Гжель»), знакомство с национальными костюмами, украшениями и традициями народа позволяет показать неразрывную связь поколений с духовными традициями народа. Или например, сравнивая современные дома, в которых они живут, с домами наших прабабушек дети учатся сравнивать, находить общее и различие. Дети получают новые знания об архитектуре, украшении домов, о назначении (жилье, развлечение, обряды – церкви, и т.д.).

Цикл дидактических игр и тем по родному городу помогает формировать чувство гордости и любви к Родине. «Узнай улицу», «Знаешь ли ты» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Кому памятник?», «Загадки о городе», «Птицы нашего города» помогают в развитии любви к родной земле, чувство принадлежности к родному городу. Проведение экскурсий по городу увеличивает познавательную активность детей.

Учимся осваивать проектную деятельность. Готовили проекты на уроках и во время занятий по внеурочной деятельности. Это:

  • социальные проекты: «8 марта»

  • исследовательские проекты: «Цветы для мамы».

В результате реализации проектов мы получили самый главный результат – доверие родителей и ребёнка друг к другу, доверие родителей и педагога друг к другу, выработка общих позиций по отношению к ребёнку и задачам коллектива, преодоление отстранённости семей от школьных дел. Чувствуя внимание классного руководителя, администрации, их доброжелательность, значение, которое мы придаём вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают уделять детям больше внимания,  чаще заходить в школу, охотно беседовать об учёбе и поведении своего ребёнка.

Вот уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с детской городской библиотекой, центральным домом творчества. Мероприятия проходят очень оживленно: то отгадывают загадки, то узнают неизвестных животных, то помогают правильно выполнять знаки дорожной азбуки. Темы мероприятий самые разные.

Также в нашей школе проводятся совместные мероприятия и занятия с учителем-логопедом и учителем физической культуры. На которых они учатся общаться друг с другом, договариваться, приходить на помощь в нужную минуту, соблюдать правила при проведении игр.

С целью оценки результатов реализации духовно-нравственного развития обучающихся

деятельности «Я – гражданин России» в начале и конце учебного года проводится мониторинг. В качестве инструментария мониторинга используется следующая методика: диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной). Оформляется портфолио и дневник индивидуальных достижений.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!