Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности учащегося через предмет физики
Коклина Л.А.
МКОУ «Глебовская СОШ»
Фатежского района
( Выступление на августовской секции РМО учителей физики, 2017г)
Актуальность духовно-нравственного воспитания особенно обострилась в последние десятилетия. Обусловлено это тем, что в конце 19- начале 20 веков произошли кардинальные перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, религии. Существенные трансформации в современном обществе привели к духовно - нравственному кризису: рост детской преступности, спад интереса к труду, учёбе, потребительское настроение среди подрастающего поколения. Озлобленность, агрессивность, грубость, равнодушие, безучастность, ненависть к людям иной национальности становятся характерными для части современной молодежи.
Поэтому главная задача духовно – нравственного воспитания молодежи – выработка у неё сознательного отношения к гражданскому долгу, формирование возвышенных духовных запросов, этических норм поведения, глубоких личных убеждений, трудолюбия, честности, доброты, совестливости и качеств, характеризующих эмоционально – волевую сферу личности: настойчивости, воли, смелости, самообладания. Ведь без этих качеств высоконравственные действия невозможны, а формируются они через отношения человека к человеку, к обществу, к природе.
А ведь физика – наука о природе, поэтому она имеет немалые возможности в обеспечении духовно – нравственного развития и воспитания личности учащегося.
В процессе обучения физике в общеобразовательной средней школе учащиеся должны овладеть глубокими и прочными знаниями основ науки, у учащихся должны быть воспитаны стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, умения самостоятельно пополнять их и применять на практике. Это возможно, если в основе педагогической концепции лежат следующие положения:
опора на личный нравственный опыт, знания о морали, оценочные суждения с последующим соотнесением усвоенных знаний с житейским опытом, наблюдениями, чувствами;
высокий уровень организации учебной деятельности, основанной на гуманистическом стиле учебного процесса, связи с жизнью, доминирования человековедческого материала в содержании обучения;
морально – мировоззренческий аспект: усвоение ведущих нравственных идей, их влияние на формирование нравственных идеалов, образцов взаимоотношений человека с обществом.
Иллюстрацией вышесказанного может быть урок – размышление об атомной энергии, который можно организовать в 9 классе или 11-ом. Для чего необходимы: подборка фактов из периодической печати и СМИ, вопросы, на которые желательно получить от учащихся ответы, их мнения, оценки, аргументы, советы, «как надо было бы поступить в той или иной ситуации» чтобы решение (или поступок) было нравственным и гуманным, выводы, к которым нужно прийти. Урок можно спланировать в форме беседы, на котором обсуждается блок тематически подобранных и излагаемых фактов по теме.
Например, факт 1: «Сброс в океан радиоактивных отходов».
Вопросы к нему:
1.Можно ли назвать безобидным для Природы и Человека эти акции?,
2.Чем они опасны?
3.Что с вашей точки зрения, нужно делать сейчас, чтобы уменьшить степень риска от этих захоронений?
Или факт 2: «Чернобыльская катастрофа».
Вопросы к нему:
1.Какими словами вы охарактеризуете эту катастрофу?,
2.Ощутили ли вы масштабы катастрофы и грозность общения с «мирным» атомом? Какие факты убедили вас в этом?,
3.Какие еще факты о последствиях трагедии вы знаете?,
4.Как вы думаете: во имя чего правительство СССР замалчивало и искажало информацию о масштабах трагедии?
5.Как, исходя из критериев нравственности и человеколюбия, вы оцените действия руководства страны в отношении чернобыльской аварии?
6.Почувствовали ли вы, как тесно переплетены ныне проблемы научно - технические, нравственные и политические?
7.К каким выводам вы пришли, узнав фрагменты из истории чернобыльской катастрофы? (ответ аргументируйте).
Для урока достаточно фактов пять – шесть разного плана по теме, чтобы показать учащимся проблемы нравственности и ответственности перед Людьми, Миром и Жизнью за научно – технические творения и их использования.
Основная задача нас, учителей, преподающих физику на культурологическом уровне, не столько в том, чтобы преподнести учебный материал, а чтобы пробудить у учеников желание познавать, расширять свой кругозор, тягу к знаниям, науке, технике. Решать эту задачу нам помогает ознакомление ребят с историей науки, с жизнью и деятельностью учёных, чьи имена упоминаются в школьном курсе физики, но не только эту задачу, а также «познание нравственности и воспитание нравственного чувства» (Д. И. Тихомиров).
Вводя учеников в духовный мир лучших представителей науки, мы помогаем ученикам сформировать их жизненные позиции, устремления и идеалы. Поэтому надо выбрать из биографии учёного те сведения, которые наиболее актуальны для современной молодёжи и которые помогут ей освободиться от некоторых наиболее часто встречающихся ныне среди молодых людей вредных черт и предрассудков. Например, учитывая отдельные факты, говорящие о существовании у некоторых людей «культа вещей», следует почаще показывать, сколь непритязательны были к внешним атрибутам жизни люди науки, примеры из жизни отечественных ученых, которые свидетельствуют об их необычайно высокоразвитом чувстве национального достоинства. Примером тому может служить поступок П. Н. Яблочкова: всё состояние, полученное от своего изобретения, употребил на выкуп патента на изобретение свечи и принес в дар России. Не менее важно отметить свойственные нашим ученым широту мысли и смелость предвидения, стремление к практическому использованию знаний и их применению на благо народа, самозабвенную любовь наших ученых к своей Родине. А. С. Попов на предложение переехать за границу ответил так : «...я русский человек, и все свои знания, весь свой труд я имею право отдавать только моей Родине...».
При использовании исторического материала необходимо учитывать следующее:
объём исторических знаний должен быть минимальным;
исторический материал нужно органически связывать с изучаемым вопросом;
сообщаемые факты должны быть яркими, впечатляющими, нести большой воспитательный заряд; их следует подбирать так. чтобы они вызывали определенные переживания: одобрение, осуждение, восхищение, радость, только в этом случае более активно пробуждаются и формируются нравственные чувства и убеждения.
И всё-таки, главным средством воспитания является процесс образования. Основными педагогическими принципами должны стать:
принцип доминирования духовно – нравственной компоненты на всех ступенях и направлениях педагогического процесса;
приоритет воспитания в образовательном процессе;
принцип уважения личности в сочетании с требовательностью;
принцип связи обучения и воспитания с жизнью.
Заботясь о духовно – нравственном воспитании учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на уроках, повышающих интерес к знаниям, развивающих и воспитывающих их духовно. Это возможно, если использовать новейшие технологии, нетрадиционные уроки. Важно на каждом уроке заботиться и о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности, ведь неудовлетворенность может привести к агрессивности, мстительности, тревожности, что негативно сказывается на воспитании лучших черт человеческой души.
«Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая её в максимально высокой степени...» (И. Г. Песталоцци).