Духовно-нравственное воспитание на уроках иностранного языка.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
Так, например, при изучении темы «Семья» в 5 классе учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических древ вплоть до пятого поколения. Составляя родословную, школьники учатся любить, ценить и уважать своих близких и родных, а также гордиться своими предками и помнить историю своей семьи. Эта работа, кроме того, дает большой воспитательный эффект. Учащиеся начинают ощущать связь своей семьи и истории Родины. В ходе изучения темы «Being happy in the country and in the city» в 4 классе обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки положительного отношения к своей малой родине. Воспитательный аспект таких уроков – это осознание понятия Родина, малая Родина, более глубокое осознание своей культуры. Формирование дружелюбного отношения к одноклассникам, друзьям формируется при изучении темы «School friends are forever» в 7 классе, «Families and friends: are we happy together?” в 9 классе. Изучая тему «Health is above wealth» ребята размышляют над здоровым образом жизни, что нужно делать, чтоб быть здоровым, как правильно питаться, какую роль играет спорт в жизни подростков, а также высказывают негативное отношение к вредным привычкам. На примере жизни и деятельности выдающихся деятелей, с которыми обучающиеся знакомятся на уроках иностранного языка, а также при изучении таких тем, как «Достопримечательности Британии, Америки », «Образование» и др. имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов, формируется чувство долга ответственности.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащихся на уроке английского языка могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах происходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, презентуется всему классу.
Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Она также является формой коллективного взаимодействия. Однако в данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В ходе использования данного приема работы также необходимо ввести этап рефлексии для того, чтобы учащиеся смогли проанализировать уместность, необходимость и эффективность той или иной модели поведения. Задача учителя – показать образцы поведения, учитывая не только необходимый языковой материал, но и обосновать их с точки зрения разумности и морали. Парная, групповая работы и ролевая игра включают в себя огромный воспитательный аспект, так как на примере различных предлагаемых ситуаций дети учатся взаимодействию со сверстниками, вежливому отношению друг к другу, уважению к мнению своих одноклассников.
Большая роль в духовно-нравственном воспитании средствами иностранного языка принадлежит внеклассной работе. Учащиеся могут участвовать в викторинах, виртуальных экскурсиях по странам изучаемого языка, делать проекты и т.д. Так, например, при организации и проведении внеклассного мероприятия, посвященного знакомству с традициями празднования Рождества и Нового года в Великобритании, учащиеся самостоятельно находят информацию о традиционных рождественских блюдах, разучивают стихи и песни, готовят презентации.
Фрагмент урока в 11 классе
Тема урока: «Проблемы молодежи»
Представление о результатах:
Личностные: соблюдение морально нравственных норм в культуре общения, воспитание терпимости и уважения в общении со сверстниками людьми старшего возраста, научить находить выход из проблемной ситуации.
Метапредметные: развивать навыки общения, умение логически мыслить,
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения.
Предметные: совершенствование умений чтения (ознакомительного и
извлечение детальной информации), устной речи на основе прослушанного и
прочитанного, применение в речи лексических единиц и фраз по изученной
теме, расширение словарного запаса при обсуждении темы «Проблемы
молодежи».
Цель урока: формирование коммуникативных навыков по теме «Проблемы
молодежи», воспитание культуры общения, совершенствование навыков
аудирования и чтения.
Формы работы: работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа.
Методы и приемы работы: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, технология коммуникативного обучения.
Материально-техническое оснащение урока: материал интернет ресурсов
(текст “Youth Problems”), аудирование с диска к учебнику Cambridge English
For Schools издательства Cambridge University Press, раздаточный материал:
листы печатного текста, карточки с заданиями, презентация по теме
«Проблемы молодежи».
Межпредметные и внутрипредметные связи: обществознание, психология.
Во время урока шла словесная и наглядная передача учебной информации, обмен информацией между учителем и детьми, организация парной и групповой работы на основе работы с текстом. Цель урока формулировалась детьми с помощью учителя.
На уроке применялись приемы повторения опорных понятий, раннее
усвоенных учебных действий необходимых для восприятия нового
материала. Учащиеся были привлечены к новым действиям а также
самостоятельно использовали сформированные умения и навыки. Новое
содержание урока использовалось с раннее изученным в условиях опроса,
беседы и при выполнении упражнений.
Формирование личностных универсальных учебных действий заключалось в
том, что учащиеся соотносили поступки и события с принятыми этическими
принципами, говорили о моральных нормах общения со сверстниками и
взрослыми. Урок был ориентирован на межличностные отношения.
Формирование познавательных учебных действий происходило через поиски
выделение необходимой информации (работа с текстом), осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме при
обсуждении текста, определение основной (найти и выделить проблемы
молодежи) и второстепенной информации (ответить на вопросы),
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении творческих
задач (создание полилога).