СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания. На современном этапе развития общества одной из самых актуальных проблем человечества является проблема воспитания.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В числе важнейших серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Большую часть своего времени в школе дети проводят на уроках. И задача учителя заключается в том, чтобы не только дать детям знания по предмету , но и  научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Формировать духовно-нравственные качества личности ученика. Прежде всего – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках истории и обществознания. На современном этапе развития общества одной из самых актуальных проблем человечества является проблема воспитания.»

Духовно-нравственное воспитание

на уроках истории и обществознания.

На современном этапе развития общества одной из самых актуальных проблем человечества является проблема воспитания.

В числе важнейших серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Большую часть своего времени в школе дети проводят на уроках. И задача учителя заключается в том, чтобы не только дать детям знания по предмету , но и научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Формировать духовно-нравственные качества личности ученика. Прежде всего – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Теоретическая основа патриотического воспитания

На мой взгляд, история и обществознание это те предметы, которые в большей степени участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности.

Каким должен быть урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке? Работая учителем истории и обществознания, я считаю, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей малой Родиной и культурой своего народа. А культура- это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием.  Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи  лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются страшные факты нашей истории, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпало то страшное время, время войны, революции, террора. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот  ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.

В своем выступлении я хочу остановиться подробнее на педагогических технологиях, которые использую на своих уроках истории и обществознания по нравственному воспитанию.

Завершить хотелось бы словами профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».

МАСТЕР – КЛАСС

Сегодня я хочу провести с вами небольшой мастер – класс, чтобы показать вам, что урок обществознания должен быть обязательно эффектным, ну и, конечно, эффективным.

Давайте для начала проведём такую разминку под названием

« Улыбнитесь»

-Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнемся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

- Спасибо!

-Теперь вы готовы к работе.

-Милые коллеги, представьте, что вы дети. Вы на шоколадной фабрике.

- Любите ли вы сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая « на вас смотрит», или это не так?

Кажется, что на ваш выбор ничего не влияет, но психологи

утверждают, что мы отдаём предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера.

Квадрат

Люди – « Квадраты» обычно терпеливы, упорны и невероятно усидчивы.

«Квадраты» будут методично двигаться к намеченной цели шаг за шагом, чем-то напоминая асфальтоукладчик, и не остановятся, пока ее не достигнут.

Благодаря этим качествам из них получаются отличные профи.

Треугольник

Люди – « Треугольники», настоящие « Энерджайзеры», только в отличие от батареек, обладают честолюбием и прагматизмом. «Треугольники» частенько грешат тем, что уверены в существовании двух точек зрения –неправильной и их собственной. Они – сильные личности и опасные конкуренты.

Круг

Люди « Круги» добрые и отзывчивые, они могут ощущать себя счастливыми только в том случае, если всё в порядке не только у них самих, но и у своих близких. «Круги» предпочитают не конфликтовать с окружающими, а «сглаживать» недоразумения.

- И так у нас получились три группы. Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Сегодня мы попробуем научиться некоторым приемам, которые я использую, как в урочное, так и внеурочное время – это кластер и синквейт, а также попробуем использовать полученные знания и навыки на практике.

1 задание:

Давайте по пробуем составить синквейны:

Что такое СИНКВЕЙН?

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. 
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Итак, как составить синквейн:

Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, крылатое выражение, афоризм, пословица .

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Группа «Квадраты» - «Нравственный поступок»

Группа «Треугольники» - «Семья»

Группа «Круг» - Милосердие.

(Работа в группах, на заранее приготовленных листах, участники мастер – класса записывают 5 строчек синквейна).

Представление своих результатов.

2 задание: Составление кластера.

Прием «Кластеры»

Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап - посередине чистого листа  пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).
    3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: 
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
       Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.


1) Сначала предлагаю вашему вниманию социальный видео – ролик «Спеши творить добро».

После просмотра составление кластера «Что такое доброта?»

2)На заранее подготовленных ладошках участники записывают понятия или пословицы о добре и прикрепляют ладошки к солнцу.

НА капельках записывают понятия «Зло» или словосочетания, высказывания и прикрепляют их к тучке.

На сердечках пишут понятия «Милосердие» и прикрепляют сердечки к большому сердцу.

РЕФЛЕКСИЯ

Если вы не устали, предлагаю поиграть: Игра  «Свеча  любви»
-  Давайте  поиграем  в  игру,  которая  называется  «Свеча  любви»
Конечно  же,  каждый  из  вас  любит  свою  семью,  какой  бы  она  ни  была: большой  или  маленькой,  полной  или  не  полной.  Но  наверняка  вы  редко  задумываетесь  о  своих  чувствах  к  членам  семьи.  Просто  любите  их  -  и  все.  Сейчас  же  я  предлагаю  вам  задуматься  именно  об  этом  -  о  том,  как  дороги  вам  ваши  близкие.

Описание  игры. Участника мастер – класса становятся  в  круг. 

Каждый  получает  маленькую  сувенирную  свечку. Учитель  зажигает свечу одного  из  учащихся  и  просит  всех  подумать  о  своей  семье,  вспомнить  какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, сестренке и т.д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечкой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем предлагаю всем повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!