Духовно – нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы в образовательной школе
Русская литература... всегда была совестью народа.
Ее место в общественной жизни страны всегда было
почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и
стремилась к справедливому переустройству жизни.
Д. С. Лихачев «Великое наследие….»
Уроки литературы и русского языка – это не часы в расписании, а уроки жизни. Именно на уроках формируются нравственные устои обучающихся, воспитываются их взгляды, убеждения, гражданские чувства человека-патриота.
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы -насущная проблема современности. Поэтому на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия - воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не актуален, когда милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека - это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Превращение школы Знания в школу Воспитания требует от современного учителя пересмотра своей педагогической деятельности, нового самосознания. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-наставника, целенаправленно и организованно помогающего школьнику «восходить к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся и в потребности любви к Родине и своему народу.
Главной целью уроков литературы, я считаю, является воспитание и формирование творческой, созидающей, волевой, несущей ответственность за свои дела и поступки личности, которая будет стремиться к духовному освоению мира, к самореализации.
А задачи я вижу в том, чтобы уроки литературы помогали:
формировать представление о духовном мире человека;
осознавать необходимость этих знаний для становления личности;
формировать умения оценивать и анализировать художественные произведения;
научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;
развивать потребность в чтении, в книге.
Для решения этих задач нужны условия, при которых необходимо:
- создать комфортную обстановку, где ученик не чувствовал бы себя обделенным вниманием;
-создать на уроках эмоциональную атмосферу увлеченности;
- использовать порой задания, превышающие возможности ученика для формирования волевой сферы.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам, по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное-проблема души и духа человека и целого народа.
Учитель словесности - это проводник в новые знания для формирующейся личности. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.
Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных родов и жанров. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонационального родного края.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до Шмелева и дальше до Носова и Еськова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно выстроить.
И любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и другие.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.
А что же такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа - это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы? Вспомним "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина. Злая царица, любуясь собой, вопрошает у зеркальца: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" Да, она красива, но у нее злая, черная, безобразная душа. Так с первых уроков литературы у моих учеников начинает формироваться понятие "духовный мир человека".
При изучении сказки «Снежная королева» знакомлю детей с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.
На уроках, когда изучаются произведения К. Паустовского «Теплый хлеб» и «Заячьи лапы» дети с удовольствием читают и анализируют их. Например, в сказке «Теплый хлеб» автор показывает свое отношение к происходящим в ней событиям: «Почему жители деревни считали своим долгом кормить коня? В чем была жестокость Филькиного поступка? Как понять слова бабки «об охлаждении сердца»? Какое решение принял Филька и на что он надеялся, обращаясь к товарищам? Что спасло, по-вашему, людей? Почему автор называет хлеб, испеченный людьми, чудесным? Почему все радовались примирению коня и Фильки? О чем заставляет задуматься сказка?» На основе сказочного сюжета решаются далеко не сказочные нравственные проблемы.
Рассказ «Заячьи лапы» воспитывает у обучающихся любовь и уважение ко всему живому. Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим….). Не ошибусь, если заострю внимание учеников на фразу из рассказа: «Заяц не продажный, живая душа». В ней заложен глубокий смысл.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается школьниками в любом возрасте по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим.
Обязательное условие, я думаю, уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ведь через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.
У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Люблю, когда в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.
Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ученикам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию.
Свое выступление хочу закончить одной замечательной притчей.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность». Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?». Старик улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Цель учителя литературы, по-моему мнению, как раз и состоит в том, чтобы помочь обучающему разобраться, какого волка он должен кормить в своей душе.
Поэтому преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, это важно, чтобы школьники открыли для себя мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить решать нравственные проблемы.
Литература
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2020 - №2 - С. 67-68
2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 2006.- 254с.
3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. /Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2019- 361с.
4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,2020.- 376с.
5. Семенов С.Г. Валентин Распутин. М.сов. Россия, 2018 г.
6. СтопченкоН.И. Русская литература ХХ века в школе. Учебное пособие. - Ростов-на- Дону:РГУ, 2019