Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в современных условиях»
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
преподаватель
Гриненко Галина Николаевна
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в современных условиях
Я помню своё детство! Это незабываемое чувство ожидания маминых пирожков, программы «В гостях у сказки» по пятницам, походов в парк аттракционов по выходным. Это было время, наполненное улыбами, играми с друзьями на улице, просмотром советских добрых и красивых мультфильмов, которые учили любви, добру и справедливости. Все люди были равны: все одинаково учились, лечились и…жили все одинаково.
По телевизору в программе «Время» передавали только новаторские достижения советских ученых и позитивные новости. Не было сообщения о взрывах, маньяках, убийствах и т.д.
Это были времена, когда в детях воспитывали любовь к стране, к людям других национальностей, к самому себе. Мы знали историю Великой Победы, историю Октябрьской революции, историю СССР. Люди общались открыто «вживую», без гаджитов и телефонов. С экранов телевизоров на нас смотрели добрые лица положительных героев. По улицам не страшно было гулять по ночам. Дети сами ходили в кино и гуляли, не боясь быть «пойманными» педофилами и психически нестабильными людьми.
Воспитание носило духовный характер и социум был более «духовнее и гуманнее».
Что я вижу сейчас? Как растут и воспитываются мои дети?
СМИ загружает наш мозг негативной информацией с пеленок. Советские добрые мультфильмы канули в небытие, их заменили японские анимэ, европейские «тупейшие» Свинки Пеппы и Скуби Ду. В интернете детей зомбируют инструкциями как стать Феей Огня. Появились игры «Беги или умри» и прочая ерунда, разлагающая подрастающее поколение. На эту тему можно много дискутировать, но тлетворное влияние социума в нынешнее время намного сильнее воспитания детей родителями. Я прививаю своим детям любовь к людям, животным, окружающей среде, мы с сыном заклеиваем порванные библиотечные книги. Разговариваю с ними о вреде наркотиков, курения, алкоголя. И вроде всё просто и ясно. Но стоит им выйти на улицу в так называемое «общество», и все наши разговоры становятся лишь пустым звуком. То есть влияние социума сейчас гораздо сильнее, чем воспитание. Дети не хотят слушать и слышать родителей и учителей, им интереснее в своем микрообществе со своей субкультурой. И, как ни обидно и страшно это понимать, но общество начало регрессировать и деградировать в духовном и гуманном плане.
Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.
Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:
создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся);
стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания