СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание школьников. Формирование толерантного сознания у обучающихся.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит рекомендации по разработке программы духовно-нравственной направленности

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание школьников. Формирование толерантного сознания у обучающихся.»

Духовно-нравственное воспитание школьников. Формирование толерантного сознания у обучающихся.



Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Б. Шоу



Духовно нравственное воспитание актуальнейшая тема для нашей страны. В современный период, когда происходит  смена ценностных ориентиров, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, усиливается потребность воспитания  еще в школе человека высоконравственного, талантливого, компетентного, личностно и профессионально самоопределившегося.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

«Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»

Целью программы духовно нравственного воспитания является создание условий для социально-педагогической поддержки гармоничного духовного и нравственного  развития личности обучающегося и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России на всех  возрастных ступенях непрерывного образования.

 

Задачи программы духовно нравственного воспитания:

  • Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

    • Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе общечеловеческих  ценностей

    • Раскрытие истоков  становления культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства

    • Воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

    • Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.

    • Формирование толерантного сознания у обучающихся

    • Координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей

    • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях



Программа духовно-нравственного воспитания содержит ряд задач, одной из которых является Формирование толерантного сознания у обучающихся.

Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно.  Толерантность нужно воспитывать.

Ученые отмечают, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма.

На психологическом уровне толерантность носит характер добровольного индивидуального выбора, она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

На политическом уровне - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимотерпимость    разных   и противодействующих в несогласии субъектов.


Толерантный человек   предпочитает жизнь в свободном, демократическом обществе. Следовательно, моя задача, как учителя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Гуманизация образования и воспитания предполагает утверждения в повседневной жизни основного принципа гуманизма: уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель,   которая   делает   возможным   достижение   мира  и   способствует  замене культуры   войны   культурой   мира.   Она   означает  уважение,   принятие   и   признание многообразия  культур  нашего  мира,   форм  самовыражения  и  способов  проявлений человеческой   индивидуальности.

Работу по развитию этнической толерантности я провожу по 2 направлениям: урочная и внеурочная работа. Преподавание моего предмета (иностранный язык) предоставляет мне широкий выбор возможностей. На уроках английского языка мы сравниваем особенности культуры, традиции и обычаи стран изучаемого языка с существующими в нашей стране. Во внеурочное время также используются различные формы работы.

Толерантность предполагает и терпимое, а лучше, дружелюбное отношение между мальчиками и девочками класса, отношение к окружающим людям, к родителям.

Формирование толерантного отношения и развитие чувства сплоченности классного коллектива предполагает решение ряда задач:

1. обучать учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе;

2. обучать их разделению труда при выполнении заданий;

3. воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

4. создать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

5. развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

6. формирование традиций классного коллектива.

Для решения этих задач я применяю различные формы работы:

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • Беседы;

  • Дискуссии;

  • Игры;

  • Учебные ситуации.

Каждый год в классе провожу диагностику «Классный коллектив глазами детей», в течении года проводим классные часы «Международный день мира», «День пожилого человека», «Мир моих прав», «Мы живем среди людей», «Целуем бабушкины руки, гордимся мужеством дедов», «День народного единства», «Семейные ценности», «Урок мужества», «Масленица», «Сила России в единстве народов», «Твори добро, не видя в том заслуги», « Память, которой не будет конца» . Учащиеся активно принимаю участие в акциях различного уровня «Поздравь учителя», «Посади дерево», «Мы вместе», операция «Рассвет» и т.д.

В прошлом году наряду с учащимися других классов мои ребята приняли участие в web-уроке «Единый день мира» общаясь по скайпу с основателем этого праздника Джерими Гилли. В этом году, когда мы ходили поздравлять С Днем пожилого человека и Днем учителя Шаповалову Любовь Ильиничну, один из ребят Ширшицкий Никита сам написал поздравительное стихотворение и прочитал его.



Помимо всех этих мероприятий детей сближают и учат общаться друг с другом, заботиться, быть вежливым, добрым по отношению друг к другу Дни именинника.

Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и учителя. Становясь другом детей, учитель должен «возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему» и    быть  образцом для подражания.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!