СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание суворовца в условиях перехода на ФГОС второго поколения. (Обмен опытом).

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка является отчетным материалом по работе над темой самообразования за год на заседании методического объединения роты .

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание суворовца в условиях перехода на ФГОС второго поколения. (Обмен опытом).»


СЕВЕРО- КАВКАЗСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Духовно-нравственное воспитание суворовца в условиях перехода на ФГОС второго поколения.


(Обмен опытом).


Термин «духовно-нравственное воспитание» состоит из двух понятий- «духовность» и «нравственность». Духовность понимается как обращенность человека к высшим ценностям- к идеалу. Нравственность представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного миропонимания. Цель духовно-нравственного воспитания- духовное обновление ребенка. Главная задача для меня как для педагога – научить ребенка любить окружающий мир и себя в этом мире. О важности и ценности духовно-нравственного воспитания говорил президент РФ в «Послании Президента к Федеральному собранию» и с глубокой древности самые светлые умы человечества говорили о первостепенной важности воспитания духа и нравственности.

Одним из моих любимых методов работы с суворовцами стали  притчи. Почему? Потому что из притч дети сами делают выводы. А если мы самостоятельно приходим к какому-либо решению, то запоминаем его, принимаем его как собственное и, как правило, следуем принятому решению. И никакого давления со стороны взрослого! 

Свойства притчи:

1) краткость,

2) не требует доказательств

3) подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,

4) дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

5) строится на сравнении

6) предполагает мыслительную деятельность

Строилась работа с притчами на основе проблемного диалога по содержанию притчи. Хочу напомнить вам, что притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.   Сказка не для детей. Притча- это «чемодан с двойным дном». Помимо явного (зачастую иррационального и фантастического) содержания; притча заключает в себе скрытый смысл, духовную, эзотерическую начинку. Чем древнее та или иная сказка или легенда, тем она мудрее. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания. Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок

Остановлюсь на нескольких способах использования притч во внеучебном процессе.

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

  • Придумывание названия притчи.

  • Обсуждение возможного окончания притчи.

  • Выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием.

  • Инсценировка притчи.

  • Подбор пословиц, поговорок.

  • Сравнение с басней (определить).

  • Поиск и вставка пропущенных слов.

  • Рассматривание притчи с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).


Рассмотрим базовый метод работы с притчей – обсуждение основной идеи и смысла на примере притчи «О шести слепых и слоне», кроме того нужно придумать возможное продолжение притчи.

Предлагаю послушать суворовцам притчу о слепых и слоне.

В одной деревне когда-то жили шестеро слепых. Как-то они услышали: «Эй, к нам пришёл слон!» Слепые не имели ни малейшего представления о том, что такое слон, и как он может выглядеть. Они решили: «Раз мы не можем его увидеть, мы пойдём и хотя бы потрогаем его». «Слон – это колонна», – сказал первый слепой, потрогавший слоновью ногу. «Слон – это веревка», – сказал второй, схвативший его за хвост. «Да нет же! Это толстый сук дерева», – сказал третий, рука которого провела по хоботу. «Он похож на большое опахало», – сказал четвёртый слепой, который взял животное за ухо. «Слон – это большая бочка», – сказал пятый слепой, пощупав живот. «Он больше похож на курительную трубку», – заключил шестой слепой, проведя по бивню. Они начали горячо спорить, и каждый настаивал на своем. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы причиной их жаркого спора не заинтересовался проходивший мимо мудрый человек. На вопрос: «В чем же дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться в том, на что похож слон». И каждый из них сказал то, что думал о слоне. Тогда мудрый человек спокойно объяснил им.

Далее суворовцам было предложено закончить притчу.Они должны были предположить, что ответил мудрец слепым. Правильный ответ был дан практически сразу. Суворовцы решили, что мудрец сказал примерно следующее: «Правы вы все. Причина того, почему вы судите по-разному, заключена в том, что каждый из вас трогал разные части слона. На самом деле слон имеет все то, о чем вы говорите». Все сразу почувствовали радость, потому, что каждый оказался прав.

После этого перешли к обсуждению притчи.

Ожидаемый результат от обсуждения: суворовцы должны были сделать вывод о том, что в суждениях разных людей об одной и той же вещи чаще всего только доля истины. Иногда мы можем видеть часть истины другого, а иногда – нет, поскольку смотрим на предмет под разными углами зрения, которые совпадают редко. Нам не стоит спорить до посинения, разумней сказать: «Да, я понимаю, у тебя могут быть определенные основания так считать».

Фактический результат. При обсуждении притчи старались соотнести смысл притчи с конкретными образами из своей жизни, вспомнили несколько случаев, когда жарких споров можно было избежать, если бы они внимательнее относились друг к другу, если бы не было желания во что бы то ни стало отстаивать свою точку зрения. Проблемы, похожие на эту притчу, часто возникают из-за того, что люди по-разному понимают смысл слов или поступков. Чаще всего достаточно бывает просто прислушаться друг к другу.Ведь лишь когда слепые из притчи объединили свои усилия и мнения, получился слон.

Вывод:
1) Не только слепой, но даже и зрячий может увидеть только часть, но не всю правду. 
2) Каждый человек имеет право на свое видение предмета или явления. Это не означает, что его позиция самая верная. Чтобы увидеть правду, нужно уметь прислушаться друг к другу, объединить свои усилия.

Существует смешная версия этой же притчи, где шесть слепых слонов решили выяснить, что же такое человек. «Человек-это что- то маленькое и плоское, сказал первый слон, после того, как пощупал человека ногой.

Короткая притча о учебе и знаниях, от Леонардо Да Винчи про кремень и огниво.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

Планируемый результат: суворовцы должны были в ходе обсуждения прийти к выводу о том, что для достижения результата в любой деятельности нужно приложить усилия, прислушаться к старшим, более опытным товарищам. Цель была достигнута,так как суворовцами была проведена прямая связь между отношением к учебе, спорту и результатами их деятельности в этих сферах. Многие жалели о том, что проявили ненужное упрямство, не слушались педагогов, поэтому для них предстоящие экзамены усложнились в несколько раз.


Работа с притчами может показаться слишком простой для обучающихся 11 класса. Однако в том и заключается великая ценность притчи, что она заставляет задуматься даже умудренных опытом людей, посмотреть на привычные вещи по-новому, глубже. От содержания притчи мы переходим на реальную жизнь. Суворовцы проецируют историю, содержащуюся в притче, на свою жизнь, проводят параллель, могут покритиковать свои какие-то поступки и качества. По притчам имеется очень большой видеоматериал, что делает процесс восприятия текста более удобным для обучающихся. Красивая картинка, музыка , соответствующая теме, настраивают на открытость при обсуждении. Современный мир давит на человека мощными информационными потоками, зачастую агрессивными и негативными, искажая психику, разрушая то светлое и чистое, что изначально было заложено в людях Творцом. Страдает душа, нарушается гармония, внутренняя уверенность. Притчи  предназначались научению вечным истинам - любить ближнего, соблюдать меру, чтить закон, жить в гармонии.

Развитие УУД при работе с притчами:

Личностные УУД:

  • Выбор ценностных ориентиров.

  • Ориентация в межличностных отношениях

  • Определение собственной жизненной позиции.

Регулятивные УУД

  • Целеполагание и постановка задач занятия.

  • Прогнозирование - предвосхищение результата

  • Осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД

  • Смысловое чтение (выделите главную мысль текста, составьте план текста, задать к тексту вопросы).

  • Определение основной и второстепенной информации

  • Умение делать выводы.

  • Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД

  • Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • Умение корректно отстаивать свою точку зрения.

Попробуем вспомнить, кто автор слов « Из всех искусств важнейшим для нас является кино»? Конечно Ленин.

Еще одной формой моей работы стал дискуссионный киноклуб. У меня создалось впечатление, что кино - это инструмент, который педагоги незаслуженно обделяют своим вниманием.

Кино – это:

  • способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме;

  • повод задуматься;

  • неформальная обстановка в работе;

  • большие и во многом еще неизведанные возможности.

Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между обучающимися и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного развития детей). С другой стороны, обучающимся предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:

  • Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.

  • Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).

  • Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.

  • Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ.

Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра:  

  • Эмоциональноеотреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.

  • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни.

  • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.

  • Развитие способностей к сопереживанию.

Следует оговориться: не всякое кинополезно показывать подросткам.

При подборе фильмов я анализировала опросы на форумах в Интернете среди как подростков, так и взрослых, проводила сравнение между современным кинематографом и фильмами советского периода. Сложно обвинять современных подростков в предпочтении ими современных «боевиков», «ужастиков» и т.д. ,ведь у них альтернативы почти нет, зачастую они и не знают, что есть «другое кино».Обсуждение фильма ,даже если мы посмотрели в кинотеатре очередную антиутопию или фэнтези, происходит обязательно. Медленно, но верно мы идем к тому, что суворовцы стали интересоваться классикой, фильмами советского периода. После просмотра фильма «Офицеры», суворовцы аплодировали. Считаю, это- большое достижение!

Фильм должен отвечать определенным требованиям:

  • Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель — способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.

  • Перед занятиемпедагог должен сам посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.

  • Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу.

  • Проводя обсуждение, педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.

  • Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.

  • Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке видеокассеты, но все же педагогу лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и педагогов.


В зависимости от сюжета фильма, продолжительности, сложности поднимаемых в фильме проблем, воспитательных целей и задач ,работа с фильмом осуществляется по-разному. Первый вариант: мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п. Второй вариант: смотрим фильм целиком, а затем приступаем к его обсуждению.

При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия педагога. Его задача – не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.

И еще раз напомню. Прежде чем показывать фильм детям, посмотрите его сами! С одной стороны, это гарантирует, что вы случайно не покажете детям "не тот" фильм. С другой - вы будете знать, в каком месте делать "стоп-кадр" и о чем заводить разговор. А с третьей - в таком случае у вас будет возможность следить не за сюжетом фильма, а за вашими детьми. Поверьте, очень интересно наблюдать за ними в этот момент.

Приведу примеры работы киноклуба в текущем учебном году. Обсуждение фильмов, которые проходили очень оживленно и интересно:

« Движение вверх», «Офицеры», «Чучело», фильмы из серии «Военная приемка». Приведу пример обсуждения фильма советского актера и режиссера Ролана Быкова «Чучело» (1983год). Фильм смотрели в два этапа, так как он состоит из двух серий. После просмотра первой серии,у суворовцев в основном была негативная реакция на главную героиню фильма Лену Бессольцеву. Они злились на нее за ее странности и « тупость», как выразился один из суворовцев. Однако после просмотра фильма полностью суворовцы смогли рассмотреть то, что они не захотели увидеть в первой части фильма. Было высказано мнение, что героиня Кристины Орбакайте из нормального доброго мира, а жестокость одноклассников Лены вовсе не на ровном месте произрастает, а уходит своими корнями в семью: семьи детей из класса неблагополучные- разведенные или пьющие родители. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме. Его воспитали таким, он не знает другого способа взаимодействия с миром.

Суворовцы были немало удивлены тем, что в «то время» дети были такими жестокими, а массовые драки с участием девочек им показались совсем нереальными. Они увидели современный мир, в котором жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Хроники школьных драк, убийств пугают даже видавших виды следователей. Что происходит с детьми, и где искать причины такой агрессии, опираясь на сюжет фильма? В поисках ответа на этот вопрос суворовцы предлагали посмотреть на дедушку Лены. Этот персонаж очень понравился суворовцам. Они увидели в нем тот образ, ориентируясь на который возможно воспитывать человека, для которого истинные, духовные ценности- первостепенны. Не умаляя значения материального комфорта, суворовцы говорили о том, что нет ничего плохого, в том, чтобы воспитывать лидерские и борцовские качества, учить побеждать. Но это нужно делать после того, как научили любить, понимать и защищать. Много говорили о Маргарите Ивановне, классном руководителе детей. Суворовцы обратили внимание на то, что при всем внешнем благополучии, у педагога явно видна оторванность ее от детей, ей стоило бы глубже вникать в проблемы своих воспитанников. Несмотря на то, что фильм несовременный, суворовцам было интересно разбираться в психологических аспектах детской жестокости.

Должна отметить, что к обсуждению фильмов суворовцы относятся по-разному. Для одних это возможность выразить свое отношение к определенным понятиям, проявить свои нравственные качества. Другие предпочитают отмалчиваться. Однако, тенденция к постепенному включению в процесс обсуждения фильма просматривается очень четко. Возможность свободно высказывать свое отношение к тем или иным явлениям , поступкам, ситуациям в условиях суворовского училища, где преобладают строгость и единообразие, очень немногими может быть недооценена, подавляющее большинство воспользуется этой возможностью, чтобы заявить о себе. Такого рода общение с воспитанниками позволяет корректировать методы воспитательной работы педагога, опираясь на информацию, полученную в максимально открытой ситуации.

Развитие УУД при просмотре и обсуждении фильма:

Личностные УУД:

  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

  • Определение собственной жизненной позиции.

Регулятивные УУД

  • Прогнозирование - предвосхищение результата

  • Оценка: определение и осознание усвоенного и еще подлежащего усвоению.

  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты..

Познавательные УУД

  • Создание гипотез и их проверка.

  • Установление причинно-следственной связи.

  • Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД

  • Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • Способность полно и точно выражать свои мысли.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • Умение корректно отстаивать свою точку зрения.


Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития хочется выделить музыку, а если быть точнее – патриотическуюпесню.Она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. На сегодняшний день материала по этой тематике огромное количество: песни периода ВОВ, советского периода, в современной эстраде тоже патриотическая песня занимает достойное место. Все патриотические песни, песни о любви к Родине имеют такое воздействие на человека, что сразу хочется броситься и защищать её от всех обидчиков. И, может, с помощью песни наша молодежь будет знать больше о своей стране, гордиться и любить свою Родину. С суворовцами роты было проведено несколько занятий,объединенных под общим названием «История одной песни». На этих занятиях мы знакомились с историей написания песни. Однако эта форма работы вначале не вызвала у суворовцев роты энтузиазма. Здесь, как и в ситуации с фильмами , приходилось преодолевать их стремление упростить все. Они говорили о том, что старые песни им неинтересны.

На первом занятии говорили о песне "На сопках Маньчжурии". «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» - так правильно называется это произведение. В 1905 году во время Русско-японской войны полк попал в окружение под Мукденом. Когда заканчивались патроны и бойцы начали терять последние надежды, командир отдал команду: «Знамя и оркестр на бруствер». Воспрянув духом, собрав в кулак последние силы под звуки марша, воины поднялись в штыковую атаку и смогли прорваться через окружение. Из 4000 осталось в живых 700 человек, а из оркестра - семеро музыкантов. Капельмейстер полка Илья Шатров был награжден офицерским орденом Святого Георгия, что большая редкость для музыканта, а оркестр удостоен почетных серебряных труб.После окончания войны Мокшанский полк еще год оставался в Маньчжурии. В один прекрасный момент Илья Шатров, по приказу командира, попал на гауптвахту. Именно здесь он начал сочинять вальс в память о своих товарищах, павших в бою. История песни тронула суворовцев. Из вариантов песни им больше всего понравилось ее исполнение великим Хворостовским. Справедливости ради нужно сказать, что до знакомства с историей песни, им не понравился вальс. О Маньчжурии вспомнили еще раз, когда знакомились с историей песни «Три танкиста». Вспомнили войну между Японией и Китаем в 1937 году, Халхин-Гол , разгром Квантунской армии частями советской армии под командованием Жукова в августе 1939 года. Будущий шестикратный лауреат Сталинской премии режиссёр Иван Александрович Пырьев, который после событий на озере Хасан задумал снять фильм, сделав одним из главных героев танкиста, участника этой битвы. В итоге 3 июля 1939 году на экраны страны вышел музыкальный художественный фильм «Трактористы».Пырьев пригласил молодого поэта Бориса Савельевича Ласкина и поставил перед ним практически невыполнимую задачу: представить к часу следующего дня песню, воспевающую подвиг наших дальневосточных героев-танкистов и нерушимость границ нашего Отечества. Несмотря на сложность задачи, на следующий день текст песни был написан. С готовым текстом Ласкинпришёл к братьям Дмитрию Яковлевичу и Даниилу Яковлевичу Покрасс, которых считают основоположниками революционной музыкальной эстетики — кто как не они могли создать яркое, лёгкое, эффектное музыкальное произведение?И, надо заметить, Борис Ласкин нисколько не пожалел, обратившись к ним — написание музыки к песне продолжалось не больше часа. Редкий случай, когда скорость создания музыкального шедевра ничуть не сказалось на качестве оного.К назначенному часу готовая песня была представлена Ивану Александровичу, который, выслушав песню в исполнении трио создателей, задал лишь один терминологический вопрос: «А у танкистов есть слово „экипаж“?» Удовлетворившись положительным ответом — на вооружении армии тогда стояли в основном танки БТ-5 и Т-26, чьи «экипажи» состояли как раз из трёх человек, — он включил песню в работу. И уже на следующий день песня была записана. Николай Крючков, Пётр Савин и АртоКефчиян, исполнители главных ролей, исполнили "Три танкиста" настолько здорово, что Пырьев сразу убрал из сценария упомянутый в начале кусок прощания танкистов в воинской части, а сам фильм начал с тех кадров, которые мы видим по сей день, а именно с едущих домой героев-танкистов, распевающих под баян описываемую песню.

В работе с патриотической песней я старалась предлагать суворовцам военнно-патриотические песни в исполнении современных певцов, которые ближе к молодежи. Приведу небольшую подборку этих песен и исполнителей:

Звери «Туман», Челси «На безымянной высоте», «Эх,дороги!», Сати Казанова «В землянке», «Синий платочек», Дмитрий Колдун «От героев былых времен», Митя Фомин «Песня фронтового шофера», братья Грим «На поле танки грохотали», Фабрика «Катюша» и т.д.


Развитие УУД при знакомстве с военно-патриотической песней:

Личностные УУД:

  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

  • Определение собственной жизненной позиции.

Регулятивные УУД

  • Прогнозирование - предвосхищение результата

  • Оценка: определение и осознание усвоенного и еще подлежащего усвоению.

  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты..

Познавательные УУД

  • Создание гипотез и их проверка.

  • Установление причинно-следственной связи.

  • Построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные УУД

  • Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • Способность полно и точно выражать свои мысли.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  • Умение корректно отстаивать свою точку зрения.


Одним из основных принципов организации духовно- нравственного воспитания является нравственный пример педагога. Пример является не только од­ним из условий формирования оп­ределенных качеств личности,но и одним из методов воспитания личного состава .Поэтому воспитанники СВУ, общаясь с това­рищами, знакомясь с жизнью сов­ременников, с боевыми традиция­ми училища, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.Пример - воспитательный метод исключительной силы. Он дейст­вует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образ­цы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чув­ства, убеждения, активизирует де­ятельность.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:

  • непосредственное восприятие конкретного образа действия дру­гого лица;

  • формирование желания действовать по образцу;

  • синтез самостоятельных и под­ражательных действий, проявляю­щийся в приспособлении поведе­ния к поведению кумира.

Процесс    подражательности сложный и неоднозначный, веду­щую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.Исходя из этого, очень важным условием является правильная ор­ганизация среды, в которой чело­век живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обра­щать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анали­зировать последствия неправиль­ных поступков, извлекать пра­вильные выводы необходимо. Вов­ремя и к месту приведенный нега­тивный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Психологической основой при­мера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нрав­ственным опытом. Личные качества наставника играют решающую роль в процессе формирования доверительных, уважительных отношений между наставником и воспитанником. Естественно, что воспитание за­висит от личного примера воспи­тателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия при­мера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует системати­чески и последовательно. Сила положительного воздействия педа­гога будет возрастать и тогда, ког­да воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим вос­питанникам он относится ровно и доброжелательно.Воспитательная работа - одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением вос­питателя.Следуя положительному приме­ру, подражая ему, воспитанники СК СВУ тем са­мым совершенствуют свои качест­ва, приобретая уверенность в пра­вильности своего поведения.

Во - первых, личный пример ко­мандира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову на­чальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подк­репляется практикой, способнос­тью офицера вместе с солдатами преодолевать все трудности воинс­кого труда, высокой инициативно­стью и самостоятельностью офи­цера.

Во - вторых, личный пример лю­бого начальника является основой его авторитета. По делам и пос­тупкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недос­татках. Наблюдая за его поведени­ем, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отно­шение к нему.

В - третьих, личный пример имеет большую наглядность. По­ведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.Командир (офицер-воспитатель) обязан оказывать пример бук­вально во всем. Чтобы действи­тельно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высо­кие морально-боевые качества.В - четвертых, личный пример - очень важное средство для подъе­ма и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстанов­ке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в побе­де, способность перенести любые испытания.

Учатся у тех, кого любят. Помимо профессиональных качеств, необходимых для работы с суворовцами , педагоги должны демонстрировать личный пример таких качеств, как: моральная чистота, духовность, культура поведения, такт и этика, внешний облик (имидж).Твердо уверена в том, что для эффективного воспитания , между суворовцем и воспитателем должна быть духовная связь, неформальное общение. Безусловно, от взаимоотношений педагогических работников училища между собой во многом зависит эффективность воспитательного процесса. Все мы знаем, как дети реагируют на взаимоотношения родителей в семье. Чтобы семья была благополучной, супруги должны любить и уважать друг друга, уметь слушать и прислушиваться. Дети в такой семье доверяют родителям, они рассказывают им о своих проблемах, хорошо учатся и достигают успеха в жизни, а не реализуют комплексы, пытаясь перещеголять во вредных привычках самых распущенных сверстников. Есть другая категория детей, которую мы называем - из неблагополучных семей. В психологии неблагополучные семьи также называют дисгармоническими, в чем и суть понятия – это семьи, в которых нарушены гармоничные отношения между родителями и детьми. Другими словами – нерациональное воспитание, нехватка удовлетворения основных психологических и моральных потребностей ребенка, неправильное отношение и воспитание. Все это не проходит безнаказанно и влияет на ребенка наихудшим образом. Я так подробно пишу об общеизвестных фактах для того, чтобы провести параллель между климатом в семье и в училище. Абсолютно уверена, что только доброжелательные отношения между всеми педагогами( воспитатели, преподаватели) создают ту самую благополучную атмосферу, в которой все будут идти к одной цели. Не должно быть ситуаций, когда суворовец манипулирует или преподавателем, или воспитателем, пытаясь извлечь для себя выгоду. Часто можно наблюдать у суворовцев такие качества, как потребительство, несамостоятельность. К сожалению, развитию этих качеств во многом способствуем мы – педагогические работники училища, приучаю суворовца к тому, что все за него запланируют, продумают, обеспечат необходимым материалом для работы и тому подобное. Суворовцы оказываются в ситуации, когда все взрослые вокруг заняты удовлетворением их потребностей. Родители в подавляющем большинстве случаев считают, что решение «отдать» сына в суворовское училище накладывает на них какую-то степень вины перед детьми, якобы, лишенных таким образом детства, поэтому стараются во время увольнения выполнять все желания ребенка, освобождая его от каких бы то ни было обязанностей. Круглосуточная опека в училище также провоцирует паразитирование суворовцев на труде педагогов и воспитателей, работников столовой, техработников.

Привлечение суворовцев к мероприятиям, преследующим своей целью их нравственное воспитание , имеет очень большой потенциал. Непосредственное, живое общение суворовцев с ветеранами ВОВ и локальных войн, детьми из детского дома, ухаживание за памятниками погибшим воинам ВОВ( с предварительным ознакомлением суворовцев с историей каждого памятника) сложно переоценить. И, конечно, никаким образом нельзя исключать из воспитательного процесса мероприятия художественно-эстетического направления: посещение музеев, театров, филармонии, общение с деятелями культуры и искусства.

Работу над темой собираюсь продолжить в следующем учебном году, внося коррективы в свою работу в свете ФГОС нового поколения.

По теме имеются подборки фильмов и песен, диск с притчами. Кроме того, в начале учебного года проводилось тестирование по определению уровня нравственного развития.




Педагог-организатор 1 суворовской роты М.Битарова



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!