СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в школе-интернате».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы воспитателя по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ в школе-интернате.

Просмотр содержимого документа
««Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в школе-интернате».»

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная

школа-интернат №23»












Выступление по теме:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в школе-интернате».



























г. Белгород



1. Введение.

Не секрет, что одна из главных проблем современности – это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ценности подмениваются ложными. Такое важное направление педагогики как духовно-нравственное воспитание призвано находить методы, отвечающие запросам сегодняшнего дня, которые могли бы раскрывать смысл духовных ценностей современным школьникам.

Необходимо обратить внимание на становление духовной личности ребенка, которое невозможно без правильного воспитания.

Как говорил в свое время известный епископ и богослов Феофан Затворник: «Воспитание из всех святых дел самое святое».

2. Духовно-нравственное воспитание в школе-интернате.

Ребенок приходит в первый класс с уже приобретенным в семье и детском саду багажом начальных представлений о том, что правильно, а что – нет, как себя вести дома и в обществе. В школе плавное развитие личности ребенка претерпевает скачок из-за резкого изменения и расширения круга общения, появления новой основной обязанности – учебы. Ребенку приходится с самого начала строить отношения с учителями, одноклассниками и воспитателями. Для детей с ОВЗ особенно трудно социализироваться в обществе в силу своих особенностей. Если ребенку родители сумели привить осознание важности его новой деятельности, то он будет психологически готов к добросовестному выполнению требований педагогов и воспитателей.

К сожалению, не все обучающиеся осознают ценности человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают безнравственный образ жизни. Наша школа-интернат не является исключением. К сожалению, и в нашей школе существуют проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, воспитатели, родители, да и сами ученики.

Источниками возникновения этих проблем являются:

1) низкий уровень духовно-нравственной культуры семьи;

2) постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребёнка;

3) разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности);

4) большое социолизирующее воздействие на подростка сверстников.

Все вышеперечисленное не оказывает положительного влияния на развитие личности ребенка, а только лишь мешает усвоению истинных ценностей. К сожалению, самостоятельно ребенок не способен найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать путь ребенку к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее.

Таким образом, педагогический коллектив нашей школы ставит перед собой следующие цели для воспитания духовно-нравственной личности учащихся: развитие нравственных общечеловеческих качеств детей, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений.

Из поставленных целей вытекают следующие задачи:

- развивать духовно - нравственный потенциал ребенка;

- формировать чувство ответственности за свои поступки;

- создавать условия для нравственного и эмоционального самовыражения личности учащегося;

Духовно-нравственное воспитание учащихся - это процесс формирования:

1) нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)

2) нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости)

3) нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний)

4) нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности)

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению личности ученика (атмосферы любви, атмосферы взаимопонимания, атмосферы искренности, атмосферы доверия)
Для того чтобы ребенок воспитывался в нужном ключе, необходимо постоянное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы.

На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это систематическая работа классных руководителей, педагогов и воспитателей. Наша школа реализует свои возможности духовно-нравственного воспитания через различные методы воспитания и социализации, имеющие комплексный характер и осуществляемые по нескольким направлениям: в урочной и внеурочной деятельности, в воспитательной работе, работе с родителями.

В урочной деятельности содержание учебных предметов носит воспитательный характер. В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать свое мнение, осуществлять помощь и принимать ее. Педагоги на своих предметах стараются как можно больше уделять внимания вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Особое значение в воспитании детей играет внеурочная деятельность. В нашей школе хорошо развита сеть дополнительного образования. Организуются кружки и секции. Задача этих объединений – занятость детей полезной деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности. На базе школы много лет работает школьный театр «Карнавал». В репертуаре театра инсценировки детских народных сказок о добре и зле, пьес социального характера, авторские разработки. В духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся исключительная роль отводится духовной культуре – прежде всего культуре православия. С учащимися проводятся занятия по основам православной культуры. Предназначение этих занятий: формировать у учащихся мотивацию к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, воспитывать порядочного, терпимого гражданина, с уважением относящегося к взглядам и убеждениям окружающих. Школа тесно сотрудничает с церковью Покрова Пресвятой Богородицы в с. Воскресенское Ногинского района));

В школе регулярно проводятся открытые мероприятия, приуроченные к Дню Учителя, 8 марта и 9 мая. К 23 февраля в школе проводится смотр строевой песни, Уроки Мужества, конкурсы чтецов.

Ребята регулярно участвуют в акцях «Твое здоровье – твое богатство», Днях здоровья, в экологических акциях «Посади дерево», «Кормушка для пернатого друга». В декабре проводилось общешкольное мероприятие, направленное на борьбу со сквернословием);

Много времени мы отводим работе с родителями. Родители являются участниками многих событий и мероприятий, проводимых в школе: совместная подготовка и проведение праздников, индивидуальные собеседования с родителями, проведение родительских собраний, работа с родительским комитетом. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе культурно-исторических традиций – важнейшая наша задача.

Нравственному воспитанию в школе уделяется большое внимание, но, к сожалению, результат не всегда удовлетворителен. Но мы надеемся, что свет доброты проникнет с нашей помощью в души и сердца наших воспитанников. Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. МАКАРЕНКО




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!