Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОДНКНР и внеурочной деятельности
(из опыта работы)
Учитель: Пехтерева Г.Г.
Академик Д.С. Лихачёв говорил:
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Деятельностный подход
осуществляется через:
- Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
- Использование активных и интерактивных методик;
- Участие в проектной деятельности;
- Вовлечение учащихся в игровую,
оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность .
Проблемные ситуации
Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. (Селевко Г.К)
Тема урока:
Притча о добре и зле
- Был у Гнева сын. Звали его — Зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой-нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он Радость и женил на ней свое Зло.
- Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя — Злорадство. Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
А что выберешь ты ?
Зло
Добро
Поделись своей добротой
Домашнее задание (на выбор)
- - нарисуй сказочные персонажи добрые и злые,
- - сочини сказку,
- - расскажи о своих поступках,
- - проект «Кто я?»
Курс внеурочной деятельности «Азбука общения». Тема «Путешествие по карте Настроения». 4г класс
Урок – путешествие по святым местам.
? Проверь себя: вставь в текст ключевые слова:
Царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас .
Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в…………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. .Внутри храма главным местом является …………… . Он отделяется от молящихся …………. В центре иконостаса двери. Они называются …………. Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни.
Соотнесите ключевые слова с иллюстрациями:
1
2
3
4
5
Каких мусульманских поэтов ты знаешь?
Прочитай их стихи.
О каких общечеловеческих ценностях в них говориться?
Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим. Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим. Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем. Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
Кто здесь изображен?
- 5 (18) февраля 1905 года муж Елизаветы Федоровны, Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым.
- На третий день после смерти мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца.
- Великая княгиня не имея ненависти к убийце, испытывала лишь чувство безмерной печали.
- Почему, уходя из камеры убийцы своего мужа, Елизавета Федоровна оставила там Евангелие и иконку, просила его покаяться?
Елизавета Федоровна открыла в монастыре школу для сирот и детей. Для бедных детей к Рождеству устраивали большую елку с подарками.
Все знали ее, уважали, ласково и с почтением именовали «матушкой» и «сестрой Елизаветой
В обители была открыта воскресная школа, организована библиотека, выдавались книги, ежедневно для бедных отпускалось более 300 обедов.
В обители великая княгиня спала на деревянных досках без матраса, строго соблюдала посты, питалась только растительной пищей.
Когда больной нуждался в помощи, она просиживала у его постели всю ночь, ассистировала при самых сложных операциях.
В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи, вывезла их в лес и бросили в старую шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя:
«Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
О сохранении духовных ценностей
должны заботится государство,
общество и каждый человек.
Мы должны развивать в себе чувство
уважения к прошлому,
Гордиться им и
преклоняться перед
талантом наших предков!
… и без слов понятно!