Задачи |
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | Коррекционно-развивающие |
обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь. | - развивать воображение и внимание учащихся; - развивать устную речь школьников; - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления; - выполнять различные творческие задания исследовательского характера; | - закрепить знания учащихся о сказках; - познакомить с новой сказкой «Солдатская шинель»; - совершенствовать навыки анализа текста; | -формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; - развивать вербальные и невербальные средства общения; - развивать диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства. |
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Коррекционно-развивающие |
Получен духовно - нравственный опыт , Осознанно проводит самооценку личности на основе прочитанного. Формирует эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других. | Регулятивные УУД: - умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | - закрепить знания учащихся о сказках; - познакомить с новой сказкой «Солдатская шинель»; - совершенствовать навыки анализа текста | - используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение текстов; - развивают вербальные и невербальные средства общения; развивают диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства |
Познавательные УУД - умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; - умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. |
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. - умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению классификации поступков героя;
метод стимулирования.
Рабочие тетради обучающихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.
Базовый учебник: Литература . 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). – М.: Просвещение, 2020.
Этап урока | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность обучающихся (осуществляемые действия) |
1. Организационный этап | Организация начала урока -Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Какое у вас сейчас настроение? (показывают цветные карандаши, обозначающие настроение). Надеюсь, что наш урок поднимет ваше настроение. | Психологический настрой на урок. |
2. Мотивация учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Ситуация неожиданности. - Ребята, пока я шла к вам на урок, встретила необычных путников. Они сказали, что спешат к вам в гости (Представляет героев из кукольного театра: старика и старуху). Между героями разыгрывается небольшой диалог: -Здравствуйте, ребята! Какие вы хороши да пригожие! -А мы грамоте не учились. Вот и пожаловали к вам. Научите? Создание проблемной ситуации. -Как вы думаете, почему эти герои пришли к вам на урок? Чему он будет посвящён? | Готовятся к работе. От приятных впечатлений переходят к размышлениям. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос, подходят самостоятельно к теме и цели урока. |
3. Актуализация знаний (разминка) | Записывает дату. Ставит задачу определить тему урока, цель: -Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? -Какова цель урока? -Какие вопросы нас будут волновать сегодня? Просит записать тему урока. Даёт задание на повторение пройденного материала: -Что такое сказка? -Какие особенности сказок вы знаете? -Какие жанры народных сказок мы изучили? -А какие нет? | Записывают тему урока. Отвечают на заданные вопросы. |
4. Первичное усвоение новых знаний | Сообщает эпиграф к уроку. Создаёт ситуацию успеха: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» А.С. Пушкин. - Как вы понимаете это высказывание А.С. Пушкина? - Ребята, а как вы думаете, нужно ли в современном мире читать сказки? Почему? Работа в группах: каждой из них предлагается выступление с домашним пересказом сказки (нарисованная сказка, театрализованная, музыкальная или экранизированная). - А хотите еще побывать в одной сказке и стать её героями? Тогда предлагаю провести физкультминутку. Музыкальная пауза (на экране танцующие герои. Все повторяют за ними движения) | Отвечают на вопросы, делают вывод. Работают в группах. Слушают и оценивают выступления учащихся. |
5. Первичная проверка понимания | - Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Откройте с. 42 вашего учебника. - Как называется эта сказка? -Ребята, что такое «шинель»? (работа со словарём) - Кто пользуется шинелью? - Для чего она нужна? Демонстрирует картинку шинели. - Предположите, о чем эта сказка? - Кто может быть героем этой сказки? - К какому типу сказок отнесем эту сказку? Почему? - В чем особенность данного вида народных сказок? (выразительное чтение по ролям: автор, солдат, барин, жена, командир). | Чтение сказки «Солдатская шинель» по ролям. Читают и слушают сказку, отвечают на вопросы. |
6. Первичное закрепление | Задает вопросы по сказке, исправляет речь учащихся, направляет на поиск нужного ответа - Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители? - Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от сказок других типов? - Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему? - Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над барином. - Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца. - Кого народ изображает более умным: барина или жену? Докажите. - Каково отношение народа к солдату? Почему? - Почему к одной вещи разные люди относятся по-разному? - Кто в сказке высказывает мудрую мысль, мораль сказки? - О чем говорят слова полкового командира? - Какой вывод из сказки мы можем сделать? | Работают самостоятельно с текстом учебника. Отвечают на вопросы учителя, решают проблемные ситуации |
7. Рефлексия | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию: что понравилось на уроке? Что, на ваш взгляд, было неудачным? Что было на уроке трудным, непонятным? -Какое у вас сейчас настроение? (Показывают карандаши) Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Выражают свои мысли, оценивают себя и действия партнера |
8. Д.з. | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: - Ответить на вопросы устно (с.43-44), подготовить пересказ сказки; - Сочинить сказку в любом жанре (красочно оформить) | Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю. |