СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственный опыт народных сказок.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Учебный предмет: ЛИТЕРАТУРА

Тема урока:  Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

Номер урока в тематическом планировании:  46

Класс 5а класс

Вид АООП: (3.2)

           Тип урока: урок усвоения новых знаний

          Цель урока:  познакомить обучающихся с бытовой сказкой, её особенностями

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственный опыт народных сказок.»

Технологическая карта

Учебный предмет: ЛИТЕРАТУРА

Тема урока: Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле.

Номер урока в тематическом планировании: 46

Класс 5а класс

Вид АООП: (3.2)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить обучающихся с бытовой сказкой, её особенностями

Задачи

Воспитательные

Развивающие

Обучающие

Коррекционно-развивающие

обогащать духовно - нравственный опыт учащихся,

воспитывать патриотизм,

формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.


- развивать воображение и внимание учащихся;

- развивать устную речь школьников;

- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления;

- выполнять различные творческие задания исследовательского характера;

- закрепить знания учащихся о сказках;

- познакомить с новой сказкой «Солдатская шинель»;

- совершенствовать навыки анализа текста;

-формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развивать вербальные и невербальные средства общения;

- развивать диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коррекционно-развивающие

Получен духовно - нравственный опыт ,

Осознанно  проводит самооценку личности  на основе прочитанного.

Формирует эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других.


Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

- умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

- закрепить знания учащихся о сказках;

- познакомить с новой сказкой «Солдатская шинель»;

- совершенствовать навыки анализа текста

- используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля,

- используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе).

- умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;

- развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения;

- расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение текстов;

- развивают вербальные и невербальные средства общения;

развивают диалогическую и монологическую устную речь, коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства

Познавательные УУД

- умеют выявлять и называть явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;


- умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.


Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

- умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.



Методы и технологии обучения:

Словесный метод;

исследовательский – работа с текстом по характеристике героя;

частично-поисковый – эвристическая беседа, ведущая к составлению классификации поступков героя;

методы контроля и самоконтроля;

метод стимулирования.

Технология развития критического мышления


Образовательные ресурсы (оборудование)


Рабочие тетради обучающихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.

Базовый учебник: Литература . 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин). – М.: Просвещение, 2020.



Этап урока

Деятельность учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность обучающихся

(осуществляемые действия)

1. Организационный этап

Организация начала урока

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Какое у вас сейчас настроение? (показывают цветные карандаши, обозначающие настроение). Надеюсь, что наш урок поднимет ваше настроение.

Психологический настрой на урок.

2. Мотивация учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Ситуация неожиданности.

- Ребята, пока я шла к вам на урок, встретила необычных путников. Они сказали, что спешат к вам в гости (Представляет героев из кукольного театра: старика и старуху).

Между героями разыгрывается небольшой диалог:

-Здравствуйте, ребята! Какие вы хороши да пригожие!

-А мы грамоте не учились. Вот и пожаловали к вам. Научите?

Создание проблемной ситуации.

-Как вы думаете, почему эти герои пришли к вам на урок? Чему он будет посвящён?

Готовятся к работе.

От приятных впечатлений переходят к размышлениям.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос, подходят самостоятельно к теме и цели урока.


3. Актуализация знаний

(разминка)

Записывает дату.

Ставит задачу определить тему урока, цель:

-Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока?

-Какова цель урока?

-Какие вопросы нас будут волновать сегодня?

Просит записать тему урока.

Даёт задание на повторение пройденного материала:

-Что такое сказка?

-Какие особенности сказок вы знаете?

-Какие жанры народных сказок мы изучили?

-А какие нет?

Записывают тему урока.

Отвечают на заданные вопросы.

4. Первичное усвоение новых знаний

Сообщает эпиграф к уроку.

Создаёт ситуацию успеха:

«Сказка – ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок» А.С. Пушкин.

- Как вы понимаете это высказывание А.С. Пушкина?

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли в современном мире читать сказки? Почему?

Работа в группах: каждой из них предлагается выступление с домашним пересказом сказки (нарисованная сказка, театрализованная, музыкальная или экранизированная).

- А хотите еще побывать в одной сказке и стать её героями? Тогда предлагаю провести физкультминутку. Музыкальная пауза (на экране танцующие герои. Все повторяют за ними движения)

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Работают в группах.

Слушают и оценивают выступления учащихся.

5. Первичная проверка понимания

- Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой.

Откройте с. 42 вашего учебника.

- Как называется эта сказка?

-Ребята, что такое «шинель»? (работа со словарём)

- Кто пользуется шинелью?

- Для чего она нужна?

Демонстрирует картинку шинели.

- Предположите, о чем эта сказка?

- Кто может быть героем этой сказки?

- К какому типу сказок отнесем эту сказку? Почему?

- В чем особенность данного вида народных сказок?

(выразительное чтение по ролям: автор, солдат, барин, жена, командир).


Чтение сказки «Солдатская шинель» по ролям.

Читают и слушают сказку, отвечают на вопросы.


6. Первичное закрепление

Задает вопросы по сказке, исправляет речь учащихся, направляет на поиск нужного ответа

- Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

- Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от сказок других типов?

- Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?

- Сказку «Солдатская шинель» мы называем бытовой, так как в ней обыденные для такового типа сказки персонажи: находчивый боец и глуповатый барин. Мы радуемся находчивости бойца и смеемся над барином.

- Предмет, который становится предпосылкой торга меж солдатом и барином, — солдатская шинель. Мы узнаем, что боец умеет так постелить шинель, что умудряется и в голова ее положить, и укрыться. Но притча не только лишь об этом умении бойца.

- Кого народ изображает более умным: барина или жену? Докажите.

- Каково отношение народа к солдату? Почему?

- Почему к одной вещи разные люди относятся по-разному?

- Кто в сказке высказывает мудрую мысль, мораль сказки?

- О чем говорят слова полкового командира?

- Какой вывод из сказки мы можем сделать?

Работают самостоятельно с текстом учебника.

Отвечают на вопросы учителя, решают проблемные ситуации


7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию: что понравилось на уроке? Что, на ваш взгляд, было неудачным? Что было на уроке трудным, непонятным?

-Какое у вас сейчас настроение? (Показывают карандаши)

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Выражают свои мысли, оценивают себя и действия партнера


8. Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности:

- Ответить на вопросы устно (с.43-44), подготовить пересказ сказки;

- Сочинить сказку в любом жанре (красочно оформить)

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!