Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В такое время нарушается духовное единство общества. Молодёжь с трудом находит для себя жизненные ориентиры. Пересматриваются ценности старшего поколения, а также искажаются или разрушаются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.
Совершенно очевидно, актуальными направлениями в такой период становятся: духовно-нравственное развитие и воспитание; формирование традиционных духовно – нравственных ценностей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью должна быть сосредоточена и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Воспитательный процесс общеобразовательных школ на современном этапе строится на основе «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание.
Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ребёнок с первых лет жизни усваивает ценности семейной жизни, которые имеют большое значение для человека в любом возрасте. Сложившиеся взаимоотношения в семье являются основой гражданского поведения человека. На мой взгляд, перед общественными организациями, религиозными объединениями, культурными учреждениями, средствами массовой информации ставится задача просветительского характера. Особенно молодая семья нуждается в поддержке выбора ориентира при формировании ценностей семейной жизни, выбора стиля воспитания и общения.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Значение таких понятий, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» ребёнок начинает понимать через семью и социальное окружение.
В своей статье я рассматриваю образовательную и воспитательную программу в рамках начального звена общеобразовательной школы.
В каждом классе разрабатывается воспитательная система, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Одним из направлений воспитательной программы является «Духовно – нравственное воспитание».
Цель данного направления: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Классный руководитель в воспитательном процессе решает задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.
Классный руководитель направляет свою деятельность на формирование основных понятий «Духовно-нравственного воспитания»:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит по всем рабочим программам основной российской общеобразовательной школы.
Одной из целей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе является: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Одной из основных задач реализации содержания курса является:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, обогащается нравственный опыт учащихся, воспитывается у них любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Литературное чтение — способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Одной из целей курса литературное чтение является:
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Большая возможность в реализации духовно-нравственного воспитания и развития предоставляется занятиями внеурочной деятельности обучающихся. Такие занятия, как «Азбука добра», «Я гражданин», «Мир книг» и т. п. способствуют формированию ключевых компетенций младшего школьника.
Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации является более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России. Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами - важное свойство духовно нравственного развития.
Общей целью духовно – нравственного воспитания и развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Литература
1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.
2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.
3. http://sergeyfa.site edit.ru/page10