СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Одной из целей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе является: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России/

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников»


Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников


Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В такое время нарушается духовное единство общества. Молодёжь с трудом находит для себя жизненные ориентиры. Пересматриваются ценности старшего поколения, а также искажаются или разрушаются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.

Совершенно очевидно, актуальными направлениями в такой период становятся: духовно-нравственное развитие и воспитание; формирование традиционных духовно – нравственных ценностей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью должна быть сосредоточена и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Воспитательный процесс общеобразовательных школ на современном этапе строится на основе «Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, обеспечивающие духовно нравственное развитие, воспитание.

Духовно нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ребёнок с первых лет жизни усваивает ценности семейной жизни, которые имеют большое значение для человека в любом возрасте. Сложившиеся взаимоотношения в семье являются основой гражданского поведения человека. На мой взгляд, перед общественными организациями, религиозными объединениями, культурными учреждениями, средствами массовой информации ставится задача просветительского характера. Особенно молодая семья нуждается в поддержке выбора ориентира при формировании ценностей семейной жизни, выбора стиля воспитания и общения.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Значение таких понятий, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» ребёнок начинает понимать через семью и социальное окружение.

В своей статье я рассматриваю образовательную и воспитательную программу в рамках начального звена общеобразовательной школы.

В каждом классе разрабатывается воспитательная система, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Одним из направлений воспитательной программы является «Духовно – нравственное воспитание».

Цель данного направления: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Классный руководитель в воспитательном процессе решает задачи:

- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.

Классный руководитель направляет свою деятельность на формирование основных понятий «Духовно-нравственного воспитания»:

- нравственный выбор,

- нравственная позиция,

- нравственное поведение,

- нравственные ценности,

- жизненные ценности,

- самоактуализация и самореализация.

Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит по всем рабочим программам основной российской общеобразовательной школы.

Одной из целей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе является: духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.

Одной из основных задач реализации содержания курса явля­ется:

- формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, обогащается нравственный опыт учащихся, воспитывается у них любовь к своему городу (селу), к своей Родине.

Литературное чтение — способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Одной из целей курса литературное чтение является:

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Большая возможность в реализации духовно-нравственного воспитания и развития предоставляется занятиями внеурочной деятельности обучающихся. Такие занятия, как «Азбука добра», «Я гражданин», «Мир книг» и т. п. способствуют формированию ключевых компетенций младшего школьника.

Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации является более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России. Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами - важное свойство духовно нравственного развития.

Общей целью духовно – нравственного воспитания и развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.















Литература

1. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 4. — М., 1983. — С. 385.

2. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011.

3. http://sergeyfa.site edit.ru/page10





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!