ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
(ОПЫТ РАБОТЫ)
Будаева Татьяна Леонидовна
МБОУ «Гимназия №32», г. Новокузнецк
37.018.2
Одним из структурных элементов основной образовательной программы начального общего образования, составленной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, направленная на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
В нашей гимназии есть большой опыт реализации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся через деятельность общественного детского объединения «Изумрудный город».
Детское объединение «Изумрудный город» - специально организованная среда, в которой духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в гимназии осуществляется через УМК «Перспективная начальная школа» и программы: «Наш край родной», «Музей в твоём классе», «Юный журналист», «Я - школьник», «Горница». Основу программ составляет система морально-нравственных установок и ценностей.
Форма деятельности детского объединения основывается на сюжете сказки А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Изображение Изумрудного города (эмблема) – главный символ гражданской активности и достижения цели, своеобразная визитная карточка всех мероприятий, логотип, использующийся на грамотах и дипломах, значке у каждого его жителя. Главные герои сказки: Страшила, Железный Дровосек, Лев символизируют качества, которые помогают детям преодолевать трудности, поэтому их фигурки вручаются победителям творческих дел.
Основными формами работы детского объединения «Изумрудный город» по вышеуказанному направлению являются экскурсии в музей воинской славы села Ильинка, уроки «Я – гражданин России», уроки мужества, линейки и тематические уроки, посвященные памятным датам российской истории и культуры, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, акции «Напиши письмо ветерану», «Открытка для ветерана», праздничные мероприятия ко Дню Защитника Отечества - «Богатыри Земли Русской», «Рыцарский турнир», военно-спортивная игра «Зарничка», традиционный конкурс чтецов «Славим Отечество». На экскурсиях по Новоильинскому району, историческим местам нашего города ребята знакомятся с достопримечательностями, названиями улиц, памятниками, лучшими людьми.
Жители Изумрудного города знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив, богат умельцами, музыкантами, художниками. Родители и ученики с интересом для себя открывают центр шорской культуры, который является гостем клуба учащихся «Мы и окружающий мир», посещают музей-заповедник «Томская писаница», этнографический музей «Чолкой», становятся участниками творческих встреч с художественными коллективами «Щедрыня», «Параскева Пятница».
Отражением интересных дел, своеобразной «трибуной» для публичного освещения событий детского объединения являются выставочный стенд в холле третьего этажа гимназии, сайт МБОУ «Гимназия №32» (http://www.gimn32.ru/), газета «Куранты», Всероссийская газета «Добрята».
Таким образом, деятельность детского объединения «Изумрудный город» – это механизм управления процессом развития личности, включает не только «профессиональное» управление со стороны педагога в рамках гимназии, учебной деятельности, но и управление влиянием на ребенка окружающей среды (социальной, экономической, культурной, политической, природной) через активное включение в этот процесс самого ребенка в сотрудничестве со взрослыми, что позволяет в условиях искажения истории России, замалчивания славного прошлого страны уберечь детей от попыток отрицания героизма и патриотизма русского народа, показать достойные примеры для подражания, и значит, не только сохранить культурное, духовное, историческое наследие нашего народа, но и продолжить развитие и воспитание подрастающего поколения.
Литература
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. - 24 с.