СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся: от программы к результату. «Эхо Великой войны в сердце моей семьи» 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящается.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся:

от программы к результату.

 «Эхо Великой войны в сердце моей семьи» 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящается.

Жидяева Валентина Васильевна

пос. Кутузовский

(ГБОУ СОШ пос. Кутузовский)

 Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально-экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.

Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Процесс обучения и воспитания должен обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

 Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В концепции сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Реализация ФГОС предполагает выполнение трех групп требований:

·        Требования к структуре и содержанию

·        Требования к условиям

·        Требования к результатам

Реализация духовно-нравственного воспитания тоже рассматривается с позиций выполнения этих групп требований.

Требования к содержанию.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

–      патриотизм;

–      гражданственность;

–      социальная солидарность;

–      человечество – мир во всем мире, международное сотрудничество;

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям;

–      труд и творчество;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля,  экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Требования к условиям.

Духовно-нравственное воспитание учащихся  происходит, главным образом, и прежде всего в процессе обучения. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Кроме того, урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Её преимущества заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.

Требования к результатам

 Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Освоения норм поведения в классе начинается с конструирования отношений в классе.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия, спектра занятий, направленных на развитие школьника: «Действия для людей и на людях».

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработаны программы:

- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования» (2011-2015 уч. гг);

- «Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени основного общего образования» (2013-2018 уч. гг.).

В основу разработанных программ положены базовые национальные ценности, через века сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной и многоконфессиональной России. Опора на общечеловеческие ценности позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, интолерантности, безнравственности и т. д.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Следует отметить, что планируемые результаты воспитательной деятельности не могут быть достигнуты в полной мере, если нет преемственности в работе начальной школы и основной.

Поэтому совместно с детьми созданный проект  «Эхо Великой войны в сердце моей семьи», к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, посвящен очень важной теме «Духовно-нравственному воспитанию школьников» (см. приложение).

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:  Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Глинские чтения.  Духовно-нравственное   воспитание  в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.

4.Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные  основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.

5. «Д.С. Лихачёв: Служение  Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

6.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:

Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.

«Воспитание школьников», № 2 -2012.

7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа  плюс До и После» -№1-2012.

8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. –№ 8- 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!