СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ФГОС второго поколения воспитание заняло подобающее ему ведущее место, обязательным компонентом его является духовно-нравственное воспитание обучающихся.Огромным потенциалом нравственного воспитания обладает народная педагогика. Изучая народные традиции, обряды, народный фольклор дети наглядно получают принципиально новые для них знания. Именно в начальной школе у ребёнка складываются взгляды на мир, ценностные установки, накапливается личный опыт общения.

Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Ганаева С.А.,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»,

Россия, Саранск

[email protected]

Российское образование начинает развиваться новыми темпами, на основе совершенно иного отношения государства к жизненно важным сферам деятельности. Система образования нуждается в систематических изменениях, развитии. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. «Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий или массовый, масштаб. Его надо напитать ресурсами и дать возможность свободно развиваться», - мнение Я. Кузьминова.

С целью повышения образования в стране были разработаны и введены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. ФГОС общего образования отражают понимание научно-педагогическим сообществом вызовов, возникших перед отечественной системой образования в условиях её интеграции в мировое образовательное пространство. В XXI в. актуальным становится формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, формированию компетенций, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений.

Среди основных функций образования: обучение, развитие и воспитание– ведущим всегда было воспитание. Обученный, но невоспитанный человек для общества может быть опасен. В ФГОС второго поколения воспитание заняло подобающее ему ведущее место, обязательным компонентом его является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Для его реализации была разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Она является методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта, представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Современное образование невозможно представить без развития у подрастающего поколения нравственного сознания и опыта претворения в жизнь нравственных установок, правил, устремлений. Стихийность приобретения нравственного опыта, фрагментарность знаний о явлениях этической сферы, ее чрезвычайная сложность не дают возможности ребенку самостоятельно разобраться в сложных нравственных перипетиях жизни. Потому, «формирование нравственного опыта личности – одна из наиболее важных и трудных проблем теории и практики нравственного воспитания подрастающего поколения». Она относится к сложной и тонкой сфере человеческих отношений и осуществляется под влиянием широкого потока различных воздействий – людей, жизненных явлений, целенаправленных воспитательных влияний. Нравственному опыту способствует приобщение подрастающего поколения к накопленному обществом моральному опыту, формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств, выработка навыков и привычек нравственного поведения в учебно-воспитательном процессе.

В современной жизни нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество практически отказалось от таких понятий как мораль, нравственность, составляющих стержень личности, регулирующий механизм поведения людей. Поэтому основная педагогическая задача – формирование нравственной культуры ребёнка. И решать её нужно для того, чтобы ребёнок (потом взрослый), обладая нравственным потенциалом, мог активно противостоять негативу, который обрушивается на него в реальной и виртуальной жизни. Огромным потенциалом нравственного воспитания обладает народная педагогика. Изучая народные традиции, обряды, народный фольклор дети наглядно получают принципиально новые для них знания. Именно в начальной школе у ребёнка складываются взгляды на мир, ценностные установки, накапливается личный опыт общения.

Однако возможности народной педагогики недостаточно используются в образовательном процессе современной школы. К сожалению, в современной школьной практике знакомство с фольклором, обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки на уроках музыки. Отсутствие системы в изучении культурных традиций своего народа является причиной того, что их воспитательный потенциал не реализуется в полном объёме.

Народная педагогика создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности». Народная педагогика имеет ряд особенностей, присущих только ей. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания молодёжи. Это правомерно, ибо без учёта и анализа созидательной деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем.

Народная педагогика уделяет особое внимание патриотическому, нравственному, умственному, физическому, трудовому и  экономическому воспитанию, «формируя в качестве приоритетов подрастающего поколения такие человеческие качества, как правдивость, доброта, человеколюбие, составляющие основу нравственности».

Народная педагогика в течение многих веков отбирала и сохраняла лучшие традиции нравственного воспитания. Их основное назначение в том, чтобы формировать:

  • нравственное сознание, определяемое этическим комплексом знаний;

  • нравственное отношение, основанное на культуре стыда, т.е. должного и принятого поведения в отношении к труду, семье, к разным возрастным группам;

  • нравственное поведение, состоящее из совокупности поступков, формируемых на основе традиционных норм, правил и предписаний.

Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи. Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

Народная педагогика обладает огромным потенциалом в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Накопленные веками опыт, традиции, формы, отражённые в фольклоре, трудовых традициях, семейных обрядах позволяют эффективно использовать их и в современное время.






Список литературы

  1. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? // Вопросы образования. — 2004, № 1. — С. 5—30.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

  3. Концепция духовно-нравственного развития школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kontseptsiya_dukhovno.docx. – заглавие с экрана.

  4. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. – Заглавие с экрана.

  5. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2009. – 176 с.

  6. Уматова, А. У. Воспитательный потенциал этнопедагогики в нравственном воспитании младших школьников / А. У. Уматова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 2. – С. 85–95.

  7. Шуляпова, О. В. «Родники народной мудрости»: возвращение к истокам народной педагогики / О. В. Шуляпова, Е. А. Белова; под ред. Н. Ф. Беляевой // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 9–11 дек. 2008 г. – Саранск, 2008. – С. 480–484.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!