СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на основе памятных дат в СПО. Статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются примеры формирования у студентов нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на основе памятных дат в СПО. Статья»

Нравственное воспитание молодежи на основе памятных дат

Жарикова А.А.

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»


Согласно концепции духовно-нравственного воспитания ФГОС от декабря 2009 г современным национальным идеалом гражданина России является личность, воспитанная на базовых национальных ценностях российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, традиционные религиозные ценности.

Важную роль в формировании личности гражданина играют такие предметы как история и обществознание, так как именно они знакомят обучающихся с базовыми ценностями отечественной культуры.

На уроках обществознания знакомство с традиционными религиями России формирует этическое сознание, веротерпимость и нравственность на основе религиозных принципов. А изучение особенностей русской цивилизации и русского характера помогает лучше понять себя, свою страну, свой народ, способствует формированию национального самосознания, национальной идентичности.

Изучение ключевых тем Отечественной истории, (Золотоордынского ига, нашествие Наполеона, Первая мировая война, Октябрьская революция и Великая Отечественная война) подтверждает, что в основу истории положен нравственный закон: история народа, страны есть следствие нравственного состояния общества. Без исследования морального состояния общества накануне периода катаклизмов, войн, катастроф или, наоборот, периода процветания, невозможно понять истинную картину исторических событий, найти объяснения им. Поэтому задача формирования нравственной личности гражданина России весьма актуальна.

Юбилейные даты нашей истории, государственные праздники, русская культура дают широкую возможность для воспитания патриотизма и гражданственности и традиционных религиозных ценностей. Кстати, на базе традиционных религиозных ценностей формируются и патриотизм, и семья, и отношение к труду.

700-летний юбилей преп. Сергия способствовал более глубокому изучению его духовного наследия. Основной ценностью его духовного наследия являются те религиозно-фило­софские идеи, которые он излагал своим ученикам в течение всей своей подвижнической жизни. Ценность их непреходяща, они остаются востребованными, актуальными и в наше время. Прежде всего, это учение о Пресвятой Троице как символа единства людей.

Образ Пресвятой Троицы являет пример того, как должно быть устроено человеческое общество – на основе единения через любовь, единомыслие, согласие. Поэтому Пресвятая Троица стала симво­лом единства Руси и показала всей Руси реальный путь спасения государства в нелегкий период золотоордынского ига – это путь единения, отказ от «ненавистной разделённости мира»: «Единением и любовью спасемся».

Современники приняли это учение о Пресвятой Троице и услышали призыв преподобного Сергия к единению. Подтверждением этого является объединение русских людей в единое войско, возглавляемое князем Дмитрием Донским и победа в Куликовской битве.

Сегодня в России учение преподобного Сергия о Святой Троице стало опять весьма актуальным в связи с необходимостью устранения разделенности общества. События на Украине пример того, что происходит с народом, когда он отходит от основных принципов единства общества – любви, согласия, единомыслия. Мы видим, к каким последствиям приводит объединение общества не на любви, а на ненависти к братскому русскому народу.

История праздника Дня народного единства заставляет еще раз вспомнить трагическую страницу русской истории – Смутное время, которое характеризовалось нравственным одичанием народа, по свидетельству современников (Авраамия Палицына). В этот период общество было разобщено, России угрожала потеря независимости, стал вопрос о существовании России как государства. И спасение пришло из духовного центра страны - Троицко-Сергиевой Лавры. Важно на уроках истории раскрыть роль Лавры, роль писем, посылаемых из Лавры к народу, роль патриарха Гермогена в организации национально-освободительного движения - Второго ополчения под руководством Минина и князя Пожарского. Именно благодаря деятельности этих двух людей и объединению всех слоев русского народа, нашим предкам удалось сохранить  страну.

 Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Наши предки шли воевать за веру и Отечество, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

Эти события подтвердили истинность завета преподобного Сергия: «Единением и любовью спасемся». И этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Празднование 1000-летие со дня смерти Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира позволяет привлечь внимание студентов к начальным событиям христианизации Руси, к деятельности Великого князя Владимира, раскрыть историческое значение его цивилизационного выбора для нашего Отечества, содействовать формированию у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, уважения к деяниям предков, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.

Прежде всего, отметить преображение под влиянием христианства самого князя Владимира, который после Крещения из неукротимого, жесткого язычника становится милосердным, боголюбивым и благочестивым христианином. Именно эти качества князя-христианина сохранили его в народной памяти как Владимира Красное Солнышко, заботящимся о своем народе, своей дружине, о своих родных и близких, о богатых и бедных - не только в материальном плане, но и в деле вечного их спасения: об этом свидетельствует факт крещения всей Руси, всего народа. Очень важно отметить преображение человеческой души под влиянием христианских ценностей, преображение языческого народа, преображение страны, о чем свидетельствует ее дальнейший путь: от Руси языческой к Руси Святой.

Все эти события отечественной истории способствуют формированию традиционных религиозных ценностей у студентов.

Для воспитания чувства патриотизма я знакомлю студентов с гражданской позицией А.С. Пушкина: «…Я далеко не восторгаюсь тем, что я вижу вокруг себя;... Но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой Бог дал нам ее».


Литература:

  1. ФГОС. Концепция духовно-нравственного воспитания

  2. Г. Михайлов «Нравственный образ истории», Санкт-Петербург,2002

  3. С.В. Перевезенцев, епископ Зиновий, В.М. Меньшиков «От Руси языческой до Руси Святой», Основы православной культуры 8 класс. Курск , 2011. – 221 с


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!