Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
2018
«Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев
Школа – лаборатория создания детских душ. Образование- категория нравственная. Что важнее для моих учеников: постичь химию как науку или постигая химию обогащать и постигать себя, найти своё место в этом мире?
Для меня, как учителя- практика сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?
На свои уроки я стараюсь избирать тот материал урока, который направлен на духовно-нравственное воспитание школьников.
Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На моих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
Передо мною, как учителем химии, стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Существуют различные способы развития мотивации, которые я использую в своей практике:
Организация образовательного процесса на уроке.
Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, игры, выпуск газет.
Создание проблемной ситуации.
Воспитание доброжелательного, доверительного отношения друг к другу.
Создание ситуации успеха.
В школьных учебниках сведения по истории науки представлены датами, именами и краткими описаниями основных достижений. Учащиеся должны понимать, что любое открытие- это кропотливая деятельность многих учёных.
История науки рассматривается нами на следующих уровнях:
Научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка.
Цель: учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых.
«Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами.
Цель: учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда.
Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия.
Цель: учащиеся должны объяснять, какие мотивы деятельности движут познавательной активностью человека.
Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком?
Цель: учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков.
Научное открытие
Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия.
«Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами.
Часто на уроке где изучаются химические свойства вещества, перед учениками ставится проблемный вопрос: как получены результаты химических реакций, как выведены формулы, подтверждающие состав химических веществ? Я говорю ученикам, что за каждым химическим элементом, за каждым знаком формулы - стоит имя учёного-химика, его труд, его научное вдохновение. Так в 1787 году Антуан Лоран Лавуазье писал: «Слово должно рождать представление, представление должно отображать факт. Это три оттиска одной и той же печати». Всегда должна быть взаимосвязь между уравнением реакции, пониманием ее сути, значением и историей появления.
Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия
Привожу ребятам интересный факт. Человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания…
Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком?
Использование поэтического слова позволяет сделать урок более эмоциональным, значимым. Такой урок лучше запоминается и оставляет свой след. Учащиеся, не только на уроках литературы, но и на уроках химии, получают возможность приблизиться к красоте поэтического слова. Все это способствует эстетическому и нравственному воспитанию молодых людей, вступающих в жизнь. М. В. Ломоносов был ученым в поэзии и искусстве, и поэтом, и художником в науке.
В земное недро ты. Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…
А.С. Пушкин был убежден, что поэтическое слово будет всегда пробуждать «добрые чувства».
Для учеников 8 -9 класса предлагаю задания по составлению химических сказок. При этом волей-неволей, по аналогии с русскими народными сказками, ученики сталкиваются с проблемой «добра и зла». Используя химические понятия и знания, сказка завершается не только решением химической проблемы, но и нравственной. Такие сказки уместны в темах «Серная кислота», «Щелочи», «Реакции замещения». При изучении темы «Металлы», учащиеся опираются на знания о химических свойствах металлов и особенностей их строения. Такой вид работы помогает ученику определиться в изучаемой теме, измерить и оценить свои возможности, а так же способствует творческому самораскрытию.
Белый камень – это известняк, следовательно, путешествовать будем в теме «Карбонаты», 9 класс. Свойства карбонатов мы исследуем на опытах, убеждаемся, что они легко растворяются в кислотах, переходят в растворимые соединения при взаимодействии с углекислым газом.
И выявляются проблемы: как будут влиять на наши храмы кислотные дожди и можно ли защитить жемчужины белокаменного зодчества от разрушения? Можно провести виртуальную экскурсию к памятникам культуры и отправиться к белокаменным храмам Руси - шедеврам 12-13 веков.
Фрагмент из своих уроков
Урок в 8 классе
Тема: Кислород — химический элемент и простое вещество. Кислород в природе. Физиологическое действие кислорода. Получение кислорода в лаборатории. Реакция разложения. Понятие о катализаторе. Физические свойства кислорода.
Цель урока. Конкретизировать знания о химическом элементе и простом веществе. Повторить, какие свойства относятся к физическим, какие — к химическим. Сформировать представления о способах получения и собирания кислорода в
лаборатории.
Задачи:
Образовательные: закрепить понятия об элементах и простых веществах на примере кислорода; ознакомить учащихся с историей открытия кислорода, его распространением в природе и физиологическим действием; сформировать понятие о реакции разложения на примере реакций получения кислорода; сформировать понятие о катализаторе; выяснить физические свойства кислорода; подготовить учащихся к выполнению практической работы.
Развивающие: развитие памяти, мышления, внимания.
Воспитательные: реализация аспектов духовно-нравственного и валеологического воспитания.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Уметь различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода. Уметь характеризовать физические свойства и способы собирания кислорода.
Метапредметные. Развивать умения работать по плану, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность к самообразованию.
Оборудование и материалы: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы по теме, презентация.
Основные понятия. Металлы и неметаллы, простые и сложные вещества, кислород — простое вещество и элемент, катализатор, реакция разложения.
Методы: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц; объяснительно-иллюстративный; исследовательский; проблемное изложение материала; репродуктивный; словесный метод.
Приемы: объяснение, рассуждение, работа с документами повествовательно описательного характера, работа с историческими данными, дискуссия.
Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке).
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение нового материала
1. Кислород — химический элемент и простое вещество.
2. История открытия кислорода.
3. Физические свойства кислорода.
4. Распространение кислорода в природе.
5. Физиологическое действие кислорода.
6. Получение кислорода в лаборатории.
7. Реакции разложения.
IV. Обобщение и систематизация знаний
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока
VII. Рефлексия.
Нетрадиционные формы обучения позволяют более полно осветить ту или иную сторону какого-либо химического факта, пробудить у учащихся интерес к предмету. Ребята выпускают познавательные газеты. В нашей школе проходят предметные недели по химии, биологии, экологии.
Если на уроке химии учащиеся хотя бы немного прикоснутся к миру прекрасного, доброго, то можно сказать, что в какой-то мере их душа и мысли станут чище, нравственнее.
Есть выражение: «Капля камень точит». Надеюсь, что такой каплей среди разнообразнейших форм духовно-нравственного воспитания учащихся в школе являются и уроки химии.
В качестве заключения :
Химия для большинства учащихся школы - наука для понимания трудная. Поэтому гуманистический смысл обучения химии, ее «очеловечивание» развивает творческий потенциал учащихся разного уровня развития, разных возможностей и индивидуальных особенностей;
Формирование у школьников духовно-нравственных ценностей на уроках химии и во внеурочной деятельности стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии.