СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

При знакомстве с музыкальными произведениями идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки»

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки


В России интерес к вопросам духовно-нравственного воспитания средствами музыкальной выразительности детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель конца 18 в. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»1

В.Г. Белинский: « В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».2

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме».3

Огромное значение придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: «Запоет школа - запоет вся страна».4

В.Н. Шацкая одной из первых в России поставила вопрос о комплексном использовании различных видов искусства в воспитании детей и юношества.

Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»1 музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления в силу своих непосредственно-чувственных особенностей воздействия. Но прослеживается односторонний уклон большинства людей к эстрадно-развлекательной музыке, к той небольшой части огромного мира музыкального искусства, не требующей больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Современные средства массовой информации создали возможность "растворения" музыки в сфере производства, быта, досуга. Становится все труднее воспринимать ее как художественное целое. Напротив, привычной становится возможность слушать музыку как фон, полноценно не воспринимая. Подобный уровень культуры восприятия формирует поверхностно-потребительский тип музыкальной культуры в целом, когда не происходит полной субъективизации эмоциональных, интеллектуальных, нравственно-гуманистических сторон музыкального произведения.

Программу Д.Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.

Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является одной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект.

Перед слушанием музыки или после необходим рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения.

При знакомстве с музыкальными произведениями идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

5 класс Тема: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Целью такого урока является показать взаимосвязь слова и мелодии. Урок начинается с постановки проблемной ситуации перед учащимися: как сочиняли песни в народе, далее анализируется отрывок рассказа М.Горького «Как сложили песню» и проводится его инсценировка. В ходе урока учащиеся приходят к выводу как много значит песня в жизни народа.

Тема: «Жанр кантаты» в основе урока лежат стихи С. Есенина и музыка Г. Свиридова. Внимание учащихся акцентируется на мысли: любовь к Родине, для поэта С. Есенина равноценна любви к песне. При изучении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» поднимаются вопросы патриотизма, защиты страны, любви к народу.

Тема: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Анализируя сказки народов мира, идеи нравственного воспитания: любовь к Родине и людям, самопожертвование, борьба добра и зла возникают сами собой, становятся темой для беседы на уроке.

7 класс. Рассматривая тему «Музыкальный портрет» на примере оперы С. Прокофьева и отрывков из романа Л. Н Толстого «Война и мир», отмечаем, насколько точно передаётся душевный мир, переживания героев.

Замечено, что искусство помогает человеку лучше понять себя и других людей. Анализируя трагедию «Эгмонт» Гете, увертюру Бетховена «Эгмонт», Оперу М.И. Глинки и поэму А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре» отмечаем насколько в произведении переживания героев роднятся с духовным миром современности.

Пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. В апреле месяце в школе проходит традиционный конкурс патриотической песни: «Песня. Детство. Весна» целью которого является усиление нравственного воспитания и гражданско-патриотического самосознания детей, а так же художественное развитие. Участниками конкурса являются учащиеся 1-7 классов. Конкурс сопровождается тематическими стихами, загадками, слайдовыми презентациями (каждый класс заранее готовит «обложку» своей песни, в которой используются фотографии или рисунки участников. Очень важна предварительная работа, проводимая не только учителем музыки, но и классным руководителем: работа над содержанием песни, поиск художественных средств (стихи, фотографии, рисунки), подбор костюма.

Исходя из наблюдений, а также анализа поступков можно сказать, что учащиеся научились анализировать, объективно оценивать своё поведение и поведение других людей, у учащихся сформировались такие качества, как доброта, отзывчивость, искренность; дети научились тонко чувствовать других людей, умеют сопереживать и охотно приходят друг другу на помощь.

Таким образом, уроки музыки, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа способствует нравственной стабилизации личности, выработке нравственных идеалов, нравственной основе поведения.






1 Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей. Москва - Ленинград, 1954г.

2 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. - М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с.

3 В. Одоевский http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/.

4 К. Ушинский "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869).

1 И. Ильин http://www.gumer.info/authors Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 - 1984.,

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!