Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»
Духовно – нравственное развитие обучающихся в процессе изучения литературы
В последнее время все чаще говорят о пагубном влиянии социокультурной среды на современную молодежь, во многом объясняя этим пресловутым влиянием в том числе и резкое падение интереса к чтению у детей и подростков. Но не стоит забывать о том, что социокультурная среда - всего лишь источник, питающий развитие личности. Движущей же силой развития личности являются совместная деятельность и общение.
Гуманитарное образование следует также считать фактором развития личности. Ведь именно образование является средством построения человеком образа и мира и себя в мире, образа который выстраивает в соответствии с ценностными ориентирами, ему предложенными.
Главная задача преподавателя литературы- помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни. Еще одна задача преподавателя литературы воспитать «грамотного читателя», то есть читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью.
Без главного – умения видеть великих творениях вечный смысл- обучающийся никогда не будет воспринимать литературу как нечто важное для него. Поэтому преподавателю необходимо тщательно продумать методику своей работы.
Главное состоит в том, чтобы каждый методический прием работал на усилие эмоционального восприятия произведения.
Считаю необходимым обратить особое внимание на следующие приемы при подготовке и проведении уроков литературы:
1) чтение преподавателем вслух самых эмоциональных, волнующих мест;
2) не менее важна беседа. Однако она дает результаты только тогда, когда вопросы действительно допускают разные точки зрения, заставляют думать и притом не противоречат непосредственному эмоциональному восприятию читателя;
3) важна вариативность заданий. Разумеется, нереально следовать этому принципу на каждом уроке, но будем стараться делать это, когда возможно. Ведь если мы признаем, что восприятие художественной литературы индивидуально и в значительной степени субъективно, но мы не можем с этим не считаться;
При таком подходе к преподаванию литературы деятельность словесника усложняется: он передает обучающимся свои знания и делится своим убеждениями, при этом он является не только носителем знаний о тексте, а занимает с одинаковую с обучающимися позицию по отношению к создателю художественного произведения. Он чувствует себя носителем готовых истин о тексте, а участником совместного поиска авторского слова о герое и мире.
В этом случае дисциплина «Литература» будет непосредственно участвовать в формировании личности студента, в его духовно- нравственном развитии, ибо преподаватель не будет «третьим лишним» в диалоге между студентом и текстом, потому что он не будет объяснять обучающемуся, как и что следует понимать в том или ином произведении, расставлять акценты, давать оценки, а станет организатором и участником деятельности по восприятию и интерпретации художественного текста, то есть творческой деятельности.
Если не преподаватель литературы научит понимать и ценить настоящее слово, то кто же?
Если не он научит в суете и грохоте наших дней голос писателя, то кто же? Если литература не откроется сегодняшнему студенту на уроках, то скорее всего она не откроется ему и после окончания учебного заведения. Речь здесь идет о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идет о нашем завтра .