СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Духовно-нравственное воспитание учащихся. Инклюзивное образование в начальной школе."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссэ:  "Духовно-нравственное воспитание через принцыпы инклюзивного обучения" . Формы, методы и способы из методической копилки.

Просмотр содержимого документа
«"Духовно-нравственное воспитание учащихся. Инклюзивное образование в начальной школе."»



Духовно-нравственное воспитание учащихся.

Инклюзивное образование в начальной школе.



«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко



В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате различных перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

В связи с этим, проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием «Человека в человеке», формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Духовно-нравственное развитие, на мой взгляд, становится актуальным для самого обучающегося, когда он соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

«Нравственность личности» и «Мораль» часто употребляют, как синонимы. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей.

В наше время взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь». А как же научить ребенка?! И в этом случае как нельзя, кстати слова Роберта Орбена:

«Первая проблема родителей и учителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество».

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение ̶ понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет духовно-нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами поведения, научатся следовать им в различных ситуациях, так как деятельность человека выступает и как критерий духовно-нравственного воспитания. Это моя методическая тема на протяжении трех лет.

Цели: определить место духовно- нравственного воспитания в структуре содержания образования;

рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

Одна из главнейших задач воспитания ̶ правильно организовать деятельность ребенка.

Задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы духовно-нравственного

воспитания младших школьников в теории и практике обучения.

2. Выявить психологические и возрастные особенности у детей младшего школьного возраста.

3. Определить критерии, уровни, показатели духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности.

Ожидаемый результат: толерантность - интегративное качество: если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Об этом гласит Федеральный государственный стандарт, рассматривает примерные перечни основных требований применительно к младшим школьникам:

- «знать, что они граждане своей страны;

- уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;

- любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;

- дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;

- бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;

- беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;

- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;

- творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству».

Из всего вышесказанного я давно сделала вывод, что в нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Поэтому я всегда стараюсь избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

С детьми я работаю уже 20 лет и замечаю, как обостряются проблемы отношений среди учащихся, в основе которых лежат явления нетерпимости, неумение разрешать конфликты, агрессивность и эгоизм, отсутствие у школьников навыков и умений толерантного общения. Отсутствуют или ослаблены реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. В нашей стране очень много об этом говорят, но наконец-то совершено большое и очень важное дело.

Первого сентября 2016 года во всех российских школах начали действовать два новых образовательных стандарта: для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с интеллектуальными нарушениями. Ребенка-инвалида обязана принять любая школа, которую выберут родители. Новый российский образовательный стандарт вводит во всех школах страны инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Теперь ребенок практически с любым диагнозом может учиться в любой общеобразовательной школе вместе со сверстниками, до сих пор же многим полагалось только индивидуальное обучение.

К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:

1. детей с НОДА;

2. детей с диагнозом умственной отсталости;

3. детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;

4. детей с заболеванием аутического спектра;

5. детей с комбинированными нарушениями в развитии.

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения.

Многие мои коллеги немного «испугались» - сможем ли мы предоставить соответствующие услуги? Ведь инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Я же очень рада, что случилось подобное преобразование в наших школах и детских садах, так как эта проблема мне очень близка, мой ребенок – инвалид. Вероятно, судьба сначала направила меня в эту профессию, а потом подарила мне такого ребенка, для того чтобы я помогла особенным деткам и их родителям справиться с некоторыми вопросами. Я убеждена, что все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

В нашем обществе часто встречают человека «по одежке». В 2014 году мне пришлось сменить место жительства, соответственно, и место работы (а для сына – место обучения). Школу мы с ним выбирали тоже «по одежке» (очень яркая, с пандусом и кабинетами без порогов, чтобы дети с ограничениями в движении могли спокойно передвигаться). МБОУ «СОШ № 9» с такой инклюзивной ориентацией - это наиболее эффективное средство борьбы с дискриминационными воззрениями. Приоритетом является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к особенным людям. Это очень заметно: здесь особенный коллектив и особенные дети. Доброжелательное отношение ко всем, яркая школа и яркое настроение – я бы назвала девизом этой школы. И это очень всем нравится.

В моих классах всегда были дети с особенностями (Это трудно назвать случайностью). И, в этой прекрасной школе, три года назад в моем 1 Д классе таких ребят оказалось шесть (три ребенка с ЗПР, один - с нарушением слуха и речи, один – с нарушением зрения, один ребенок борется с онкологией). К особенным детям я бы еще отнесла и тех, у которых неблагополучная семья - пьющая мама. У этих детей очень серьезная и хроническая болезнь – у них болит душа…постоянно. Такой ребенок тоже есть в моем классе. (Еще у меня был опыт обучения ребенка с заболеванием аутического спектра.) Надо сказать, что нелегко обучать таких детей, но не страшно. Я применяю и постепенно знакомлю остальных ребят с принципами инклюзивного образования:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка.

При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Чтобы добиться достойных результатов, необходимы огромный труд и терпение ребенка и его родителей. (Это мне очень хорошо знакомо.) Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.

С 2016 года наконец-то стало возможным обучать детей по адаптированной программе. Это прекрасно! Учитель был поставлен в определенные рамки. Например, мне трудно было показать динамику качества обучения в классе, когда столько детей с ОВЗ. Сейчас это возможно. Но самое главное то, что учащиеся с особенностями чувствуют себя более уверенно и спокойно, т.к. справляются с индивидуальными заданиями и имеют свои достижения и успехи. Одноклассники тоже радуются за этих ребят - вот один из примеров духовно-нравственного воспитания.

В моем классе все дети с самого начала обучения включены в образовательную и социальную жизнь школы. Построить эту систему, которая удовлетворяет потребности каждого непросто. Применяю для этого различные методы, формы и способы.

Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.

Наиболее последовательной и современной представляется, на мой взгляд, классификация, разработанная Т.П. Грибоедовой. Постоянно применяю такие группы методов:

- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения:

- этические беседы (заключаются в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу);

- внушение (применяется в тех случаях, когда ребенок должен принять определенные установки: ЗОЖ и т.п.);

- музыкальное сопровождение (обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа или воспроизведения личных эмоций словесно или в творчестве);

- разъяснение (метод эмоционально - словесного воздействия на воспитанников. Важная черта! Для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен);

- пример (воспитательный метод исключительной силы! Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании).

Большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

У меня есть хобби: пишу стихи. Мои дети очень часто мне «подбрасывают» темы. Они же - первые слушатели.

У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. И каждому из ребят я даю эту возможность. В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. Поэтому особенно важно обнаружить то качество, талант или достижение, которым не только сам ребенок может гордиться, но и его одноклассники! В конце каждого триместра в моем классе все дети, без исключения, получают похвальные грамоты, а в конце года – именные кубки или медали (большая благодарность родительскому комитету за поддержку моей идеи). Каждому приятно и полезно видеть результат своих достижений (отличники, активисты, самый добрый, самый старательный, самый отзывчивый и т.п.) Многие номинации дети мне подсказывают сами (применяю анкетирование и различные тесты). Вместе мы придумали в 1 классе девиз: «Добрые, Дружные, Деловые!» С ним весело идем вперед по Дороге Добра.

В моей воспитательной копилке существует большое количество эффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалогов (а в 3 классе – даже дискуссий и первых диспутов).

Но для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальным и результативным является конечно же игра – как форма воспитания толерантности, игровые элементы и приемы игротренинга. Они способствуют установлению доброжелательной атмосферы в классе. ( Мои дети очень любят упражнения: «Камушек в ботинке», «Жемчужина в раковине», «Минусы - в плюсы» и др. )

В игровой форме на внеурочной деятельности («Веселая семейка») провожу классные часы и тематические занятия «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?», «Самый, самый». В тренинговой форме так же можно проводить классные часы: «Учись владеть собой»; «Хотеть - наполовину мочь», «Комплименты», «Диалог с собой», «Терпимое отношение к людям», «Основы бесконфликтного общения».

У нас есть своя «Копилка добрых дел» (завели ее в 1 классе), в результате проектной деятельности во 2 классе каждый ребенок создал «Генеалогическое древо моей семьи» (родители благодарны за этот проект – вспомнили своих предков), в 3 классе завершен коллективный проект «Тайна моего имени» (дети – восторге и удивлении: по счастливому совпадению или благодаря родителям, ребята с ОВЗ являются тезками великих людей, имена имеют важные значения: «Победитель» и т.п.), создана «Классная книга рекордов и достижений» (т.к. нам очень повезло - в классе каждый ребенок в своем деле рекордсмен!!!)

В форме творческих дел и формате коллективных мероприятий составлен «Атлас класса», создан «Наш класс – мирный дом». В классе утверждены (путем голосования) органы самоуправления и законы (см. приложение). А так же существуют правила, которые стали нормой поведения:

  • Входить в кабинет с улыбкой и приветствием.

  • Мальчикам девочек пропускать вперед.

  • Своевременно благодарить и извиняться.

  • Обращаться друг к другу по имени.

  • Подтверждать слова делами.

  • Сделав доброе дело – не ждать награды.

О последнем правиле хочется сказать подробнее. С первого класса ребята делают с родителями кормушки для птиц и всю зиму добросовестно подкармливают пернатых. Во втором классе начали работу над проектом «Спасем деревья»: собрали макулатуру, вырученные деньги перевели детям - сиротам. В третьем классе - провели гуманитарную акцию «Подари подарок» (каждый из ребят принес игрушку); собрали макулатуру, на вырученные деньги закупили книги и отнесли подарки ребятам из приюта «Альбатрос». (см. приложение) Подружились с ребятами, решили навещать их. Одна девочка на прощание сказала нам: «Ваши подарки очень хорошие, но ваши «обнимашки» я не забуду никогда!» А я заметила (и родители детей заметили), что после этого визита, мои ученики стали чуть взрослее, внимательнее к взрослым и спокойнее… Мне кажется, это прекрасный пример духовно-нравственного воспитания.

Нельзя не упомянуть еще о том, что с первого класса мои ребята дружат с девочками-старшеклассницами. На динамических паузах глупостями заниматься некогда: играем в подвижные игры, устраиваем шахматные турниры, ставим свои рекорды, разучиваем танцы. Старшеклассницы – просто красавицы, поэтому их друзья тоже частенько играют с малышами.

Особую роль в личностном развитии ребенка играет то, как дети воспринимают и оценивают своих родителей. Нравственное воспитание, основанное на демократичном стиле общения, диалоге, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным. Эти же формы я применяю и в общении с родителями учащихся.

Родительские собрания стараюсь проводить разнообразно: анкетирование и консультации, круглый стол, диспут, чаепитие.

На каждой нашей встрече (не зависимо от формы общения) прошу не забывать, что самое заметное воздействие родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 9 лет.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Для мальчиков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина». У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».

Вот почему важно учить и родителей воспитанию детей. Я частенько напоминаю им, что за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

Доверительные отношения у меня сложились с родителями детей с ОВЗ. Я с ними очень откровенна. В индивидуальных беседах помогаю мамам принять и не стесняться существующей ситуации; не прятаться от проблемы, а выбрать лучший вариант ее решения. 17 лет назад один врач мне сказал: « Особенные дети – это подарок только для самых сильных женщин». С этой мыслью я живу и другим советую. А еще я всегда обещаю родителям своих учеников, что буду обращаться с их сокровищами так, как со своим собственным. Слова подтверждаю делами. А вместе мы придерживаемся знакомой формулы: ШКОЛА + РОДИТЕЛИ = УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК.

В марте 2016 года (2 класс) воплотила еще две своих идеи. Всем известно, что во многих семьях и, вообще, в жизни человека, немаловажную роль играют бабушки и дедушки. Помощь они оказывают большую и самые лучшие друзья… Пригласили мы с ребятами бабушек и дедушек в гости: угостили чаем, продемонстрировали свои достижения, показали концерт из разнообразных номеров, подарили подарки и поиграли в игры (Дети удивились, что есть игры, знакомые разным поколениям!) Гости тоже пришли не с пустыми руками: домашняя выпечка, рукоделия и истории из своего детства понравились всем. Дедушки рассказывали смешные истории и принесли старинные фотографии. А завершили семейные посиделки танцем - вальсировали внуки с бабушками, а внучки с дедушками. Вспоминают об этом все и сейчас. Очень душевно! Это мероприятие мы включили в рамки школьного проекта «Дорогие мои старики…» (см. приложение).

В мае 2016 года ребята принимали активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы: стенгазета «Каждой семьи коснулась война…», разучили стихи и песни, прочитали много книг, смотрели фильмы о ВОв. Пригласили в гости отцов – защитников семьи и Отечества пообщаться с детьми. Не секрет, что очень мало внимания видят дети от своих отцов. А в нашем классе у пяти ребят отец не живет в семье (трое из которых совсем не знают папу). Нам же нужно вырастить достойных мужчин! Большую помощь мне оказали мамы, – «заманили» в школу глав семей. Папы оказались ответственные, провели для ребят игру «Зарница» (в парке напротив школы). Отцы больше внимания уделяли ребятам с особенностями и тем, кто живет только с мамой. Дети гордились своими отцами! Решили сделать это ежегодной традицией (см. приложение).

Общими усилиями мы стараемся немного изменить знакомую формулу ШКОЛА + РОДИТЕЛИ = УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК = БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА


Таким образом, на этапе формирования толерантности у наших детей, только входящих в ответственную жизнь взрослых, особенно важно задействовать все стороны воспитания. Это мое глубокое убеждение.

Совместно с родителями учащихся мне уже многое удалось - видны положительные результаты:

  • Сформирован детский коллектив, дух единства и взаимоответственности.

  • Наблюдается у ребят потребность в солидарности, понимании, терпимости, образовании.

  • Дети сознательно относятся к проявлениям индивидуальности окружающих, умеют корректно выражать свои мысли и эмоции.

  • Воспитание подается в духе доброжелательности, и уважения традициям.

Учащиеся 3 Д класса принимают активное участие во всех сферах школьной жизни. Приведу некоторые примеры:

  • Школьный литературный конкурс чтецов – 1 место (в 2014, 2015 и 2016 годах); учащиеся вышли на Муниципальный уровень.

  • Школьный конкурс исследовательских проектов – 1 место и 2 место (2015 г. и 2016г.), призеры в 2017 г - два проекта: «Спасем деревья», «Выращивание кристаллов». Учащиеся вышли на Муниципальный уровень.

  • Конкурс стенгазет, посвященных Дню Победы – 3 место (2015 г.) и 2 место среди учащихся начальной школы (2016 г).

  • Конкурс поделок «Осенний вернисаж» и «Новогодние фантазии» - ежегодно призовые места.

  • Всероссийские олимпиады - 5 учащихся имеют дипломы победителей (2015 г) и 6 учащихся имеют дипломы победителей (2016 г)


У каждого ребенка есть портфолио в классе, а так же есть большое портфолио класса и альбом – летопись. Тетрадь "Мой мир" – это личный дневник (у каждого ребенка) помогает детям приобрести навыки собственного литературного творчества. Рисунки, стихи собственного сочинения, «Планы на будущее», «Письмо родителям», « Мое счастье…», «Я – уникален…» и другие интересные тесты, задания способствуют лучшему приобщению к различным жизненным ситуациям, самопознанию и самоанализу. Эти дневники родители очень любят читать, часто видят своих детей «другими глазами». Некоторые дети читают свои рассуждения всем, кто–то доверяет только мне свои мысли. Есть ребята, которые просят не давать дневник родителям. Из всего этого – тоже делаю выводы, а с родителями – проводим работу над ошибками.

Быть может высшая награда –

Сквозь пальцы видеть современность,

Историю не забывать

И развлекаться, и скучать.

Порой, о главном промолчать…

О. Крылова


Благодаря совместным усилиям, все дети обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага. И, что очень важно, практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.

Наша инклюзивная школа дает возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным. А каждый ребенок в моем классе, я уверена, запомнил на всю жизнь, что «Солнце светит всем одинаково».


В этом мире богатыми нас делает не то,

что мы получаем, а то, что мы отдаем.

Бигер Г.



















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!