СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовные и экологические традиции моей малой родины. «Женский национальный костюм казачек Россошанского края»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная работа Агошковой Ульяны

Просмотр содержимого документа
«Духовные и экологические традиции моей малой родины. «Женский национальный костюм казачек Россошанского края»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области




«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Номинация: «Духовные и экологические традиции моей малой родины»



Тема: «Женский национальный костюм казачек Россошанского края».










Выполнила: Агошкова Ульяна, учащаяся,

5 "А" класса МКОУ СОШ № 1 г. Россоши,

объединение "Природа и художественное творчество" МКОО ДО СЮН

Руководители:

Котова Елена Анатольевна, учитель начальных классов и ОБЖ, МКОУ СОШ № 1 г. Россоши.

Стопичева Лидия Михайловна, педагог дополнительного образования МКОО ДО СЮН г. Россоши




г. Россошь – 2022

Оглавление.

1. Актуальность.……………………………..3

2. Цель и задачи……………………………..3

3. Историческая справка …………………...4

4. История развития женского донского казачьего костюма……............................. 5-10

5.Технология изготовления изделия «женский казачий костюм Россошанского края»……………………………………...10-11

6. Заключение……………………………….12

7.Литература………………………………...13

8.Приложение……………………………….14




















1.Актуальность.

Каждый народ имеет свою историю, традиции и обычаи, что выделяет их от остальных. Национальный костюм – это целый мир, «визитная карточка», «паспорт», отличительный образ каждого народа, характеризующий его самобытность и уникальность, отражающий социальные, религиозно-нравственные, этические, эстетические идеалы и традиции народа.

Казачество – наиболее сильная и активная часть русского народа. Первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту и по сей день. Что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. 

Наша малая родина – казачий край, край Донского казачества. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время идет процесс возрождения казачества в нашем регионе, в городе Россошь.



2. Цели и задачи.

Цель :

- Научиться создавать (реконструировать) костюм казачек Россошанского края.

Задачи:
- Изучить «исторические корни» и особенности национального женского костюма казачек, населяющих Россошанский край;
- Научиться использовать различный материал при выполнении работы;
- Сохранить историческую преемственность поколений, национальную культуру своих предков;
- Способствовать формированию чувства гордости за свою «малую родину».
 














3. Историческая справка.

Знакомство с окружающим миром начинается с самого близкого - с нашего дома, с нашей улицы, с нашего села или города, с тех людей, которые живут рядом. Нам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Россошанский район Воронежской области является частичкой огромной и необъятной Российской Федерации, где проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане и др. Украинцы занимают второе место после русских. Массовое переселение украинцев в наш край связано с образованием Острогожского казачьего полка. Из-за этого возникло много украинских поселений в Россоши, Острогожске, Ольховатке, Богучаре.

В 1672 г. казаки Острогожского Слободского украинского полка получили грамоту от царя Алексея Михайловича на владение землями по реке Черная Калитва, где, по словам летописца, в "то время никаких сел и жилья не было". Заселение территории Россошанского района и распашка целинных земель проходила в первой половине 18 века. При этом основную массу переселенцев составляли запорожские казаки, или, как их тогда называли черкасы.

С того времени прошло много лет, традиции украинских переселенцев переплелись с укладом жизни русских и заняли свою достойную нишу в жизни народов нашего края. Русские и украинцы, живя рядом, так или иначе, перенимали друг у друга культурно - бытовые традиции: постройку жилья, систему питания, шитье одежды.

Вот и я решила начать знакомство с историей россошанского казачества с изучения одежды наших предков. Национальная одежда донских казаков является частью национальной культуры, которая самобытна, неповторима, уникальна.

Я живу в прекрасном самобытном казачьем крае нашей страны – Россошанском крае!

«Казаки – это Русь, что не ведает память,

Слава, Боже тебе, что мы есть казаки».

С возрождением казачества на юге России опять повысился интерес к казачьему костюму.















4. История развития женского донского казачьего костюма.

Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имел особый наряд, который отличался от иных, если не совершенно, то деталями.

Чем дальше вглубь веков, тем отчётливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, но и от злых сил; быть паспортом и визитной карточкой одновременно.

Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому, что в основе своей был тюркским. Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек.

Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда пришли на Дон. Они попадали сюда в качестве ясырок (пленниц): татарки, черкешенки, турчанки, другие – из русских селений. На нижнем и среднем Дону наибольшее распространение в 18-19 вв. получил комплекс женского костюма с кубельком, в котором особенно чувствовалось влияние Востока. Штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки – дудочки. В комплексе с шароварами носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, корабликами.

Бабушка рассказывала мне, что донские казачки любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Мода того времени очень интересна. Она говорит о хорошем вкусе казачек.

Одежда казачки, живущей в нашем крае, в н. 18 в. состояла из рубахи, балахона, завески.

Особый интерес с точки зрения художественной и исторической представляет традиционный вид женской одежды – рубахи. В ней сохранились основы русского женского костюма; длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете; ворот круглый, присборенный, с глубоким вырезом на груди. Рукав соединялся со станом квадратной ласковицей. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. В бедных семьях рубаха с юбкой могла быть и свадебным костюмом. Шилась рубаха из домотканого конопляного холста. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой. Повседневные, очень скромно, а праздничные и особенно свадебные отличались богатой вышивкой на разрезе ворота и подоле, на рукавах.

В начале XX в. преобладающим стал костюм, состоящий из юбки и кофты- парочка (ставший обычным и в других областях страны).Длинные и очень широкие юбки шили летом из холста, а зимой из шерсти. Праздничные юбки шились из ситца, сатина, бархата, батиста, нанка, малескина, репса, кашемира. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом. Закреплялась на талии при помощи несколько раз оборачивающихся вокруг тела концов обшивки, которые затем завязывались сбоку. Зоновка шилась длиннее верхней юбки, для того чтобы снаружи были видны кружева. Богатые казачки имели по 15 – 20 разных юбок. Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 – 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой.

В начале XX в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником стойкой. Их носили только замужние женщины.

Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса».

Шили очень красивые кофты и блузки из того же материала, что и юбки. Украшали кружевом, жемчугом, бисером, лентами, пуговицами.

Юбки казачки носили длинные и широкие, летом – легкие, зимой – теплые из шерсти. В то время праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата, батиста, репса, кашемира.

«Самые модные юбки шили из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сборки и сборки по подолу, клинья, пуговицы, бисер, ленты, кружева. Одевали по 4-5 нижних юбок». Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Теплые юбки шили на теплой подкладке.

Нижняя юбка – «спидница» – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой светлой ткани с кружевами, часто орнаментировалась вышивкой. Современники так описывают костюм казачки: «… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты; в ушах – золотые и серебряные серьги. Девушки в косы вплетают дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове вкруг».

Верхней зимней одеждой была стёганая «кохта» без воротника с широкими косыми полосами, образующими глубокий запáх. Эта одежда считалась удобной, так как давала возможность выносить ребёнка на улицу, не завёртывая в одеяло. Необходимо отметить возрастные различия в одежде.

Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек – невест и молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощённого покроя.

Почти у каждой женщины была коклюшная шаль или косынка, но вязать на коклюшах умели не все. И работа мастериц – коклюшниц пользовалась большим спросом.

В старину в общем употреблении донских казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой. В к.19 в. пришла к казачкам Дона новая мода на обувь. Появились полусапожки с цветными гарусными чулками, башмаки с ушками,чирики (черевики), гусарики.

«Чирики» – праздничные туфли с гладкой кожаной подошвой, вырезом сверху, с ушками и бантиком. Носили их летом по сухой погоде. Надевали их на шерстяной чулок. Чулки носили без подвязок. Назывались чулки карпетками или чулапками.

Яковлев пишет: «Отмечу, что грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые бабы-казачки любили носить без подвязок и особым щегольством считалось, если чулки собирались складками на узкой части ноги над щиколоткой. Упомяну еще, как наиболее парадные - «кисьлинъй наваръеныи чирики», т. е. туфли, обшитые по краям ремешком из белой кожи (кисьлина или кислина - белая, невымоченная в дегтю кожа, из которой делают, напр., сбрую)».
У Шолохова в «Тихом Доне» жители станицы Вёшенской носили чирики на шерстяные чулки:
«Сухую, красивую ногу ее туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный…».
Григорий Мелехов, возвращаясь после долгих лет войны, «с наслаждением мечтал о том, как дома снимет шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белые шерстяные чулки и, накинув на теплую куртку домотканый зипун, поедет в поле».
Кстати, обычай заправлять шаровары в шерстяные чулки широко распространен на Балканах. Можно сказать, балканский стиль. Помимо балканцев и донцов, шерстяные чулки с чувяками (аналог чириков) носили горцы Кавказа, в том числе гребенские, терские и линейные казаки. А еще казачки вечером ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса 1,5 – 2 м и ширина 3-4 см. На концах пояса делалась бахрома из оставшихся ниток.

В к.19 в. на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек – колпак. Это праздничный головной убор замужних женщин. Колпак вязали из шелковых или бумажных ниток в форме чулка с махрами. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке.

Женский головной убор в народном костюме выражает идею неба. Символически это выражается солнцем, птицей.

В н.20 в. в обиходе молодых женщин появилась «шлычка», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой.

Мода на платки была всегда. В быту встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку ( с кистями по краям).

Платок был будничным и праздничным головным убором. Девушки носили платки, завязав их под подбородком. Женщины – сзади. Зимой носили полушали или шали – «бумажные» или шерстяные.

В одежде казачек особенно чувствовалось влияние Востока. Казаки приходили из военных походов и приносили красивые украшения матерям, женам, сестрам, детям.

Головы казачки должны были обязательно покрывать. Покрытие головы связано с поверьем древних славян о том, что волосы женщины обладают магической силой.

Выходя замуж, она становилась членом чужого рода, и чтобы не принести вреда мужу и его родне, должна была тщательно скрывать свои волосы.

Во второй половине 19 в. особой популярностью среди казачек стали пользоваться павлово – посадские платки и шали. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским.

В н.20в. стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами. Эти платки можно было купить в лавках и магазинах. Таким образом, в заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т.д.

Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки.

Носили их женщины по 3-7-12 ниток. Из жемчуга бусы носили только состоятельные казачки.

Кроме того, носили еще базилики – плоские серебряные, золотые, металлические браслеты с орнаментом. Серьги часто с мелкими украшениями из жемчуга и драгоценных каменьев.

Зимним нарядом казачкам служила донская шуба, длинная до пят, азиатского покроя  в виде запахивающегося халата, колоколом расходящемся книзу. Обычно шилась  на лисьем или  куньем меху  с удлиненными рукавами и покрывалась красивой дорогой тканью:  парчой, атласом (зеленого или синего цвета с черными узорами), тисненой узорной шерстью. Вся шуба вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена порешней (мехом выдры, в старину из ее черного блестящего меха делалась опушка на женских шубах, а также шились женские шапки с атласным верхом).

Для тех казачек, у которых были маленькие дети, крой был особый. Правая пола шилась длиннее, под полу клали младенца и закутывали ею ребенка. В рукава с оторочкой меха можно было прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты (широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов). По праздникам с шубой носили очень красивые шали, богатые казачки надевали собольи шапки с четырехугольным бархатным верхом и жемчужными чикиликами.

Были и белые овчинные «накрытые» шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея, то есть шкурой молодого ягненка. Были овчинные шубы и без оторочки, «нагольные», то есть некрытые. Их носили казачки победнее, считалось, что они предназначены для зимних уличных хлопот по хозяйству. Подпоясывали овчинную шубу вязаным шерстяным шарфом синего, зеленого или красного цвета.

Старинная донская шуба,несмотря на то, что в XIX веке широкое распространение получили пальто и различные шубки, не утратила своей популярности.

Жупейка - верхняя зимняя одежда. Представляла собой прямое пальто из сукна фабричного изготовления на вате с небольшим воротником и застежкой спереди. Жупейку носили донские казачки в XIX — начале XX века.

Плиска— верхняя женская одежда для зимы из плиса на вате с подкладкой, представляла собой пальто прямого покроя с круглым воротником, отделанное на груди черными лентами и кружевом. В конце XIX — начале XX века была модной одеждой у донских казачек.

В 19 веке одежда донских казачек становится всё более «городской», а после войны с французами в 1812 году на Дон проникает и европейская мода.

Обувь – гусарики, гетры, полуботинки (баретки) – носили по праздникам. В будние дни обувались в самодельные поршни, валенки, сапоги. В начале XX века в моду у молодых женщин вошла шлычка - головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос так, чтобы спереди они были немного видны. Носили ее кубанские и донские казачки. С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся запоном, завеской, занавеской. Будничный фартук шился из холста, а праздничный – из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами. На полевых работах женщины могли быть в рубахах и юбках, а девушки – в рубахах и широких фартуках. Часто в юбках и фартуках карманов не было. Специально сшитый из ткани карман (ладанка, чемезин, зеп) носили на поясе. Кожаный кошелёк (букчушку) тоже привязывали к поясу.

Долгий исторический путь прошел казачий костюм.  С течением времени традиционная казачья одежда была вытеснена из быта и почти полностью утрачена. В настоящее время, по немногим сохранившимся старинным образцам, но из современных тканей, шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов и современных представителей казачьих сообществ. Казачья военная форма и женская казачья «парочка», в основном, стали сегодня принадлежностью сцены или праздника. Некоторые элементы кроя и отделки донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде.

Свою историю нельзя забывать! После изучения истории казачьего костюма, я решила свои знания и умения воплотить в реальность и изготовила женский казачий костюм своими руками.



5.Технология изготовления изделия «женский казачий костюм Россошанского края».

Изучив особенности национального женского казачьего костюма нашего края, я совместно с мамой и учителями Еленой Анатольевной и Лидией Михайловной, решила сшить такой костюм в миниатюре на сделанную своими руками куклу.

Технология пошива кофты:

1.Снимаем мерки.

2.Изготавливаем лекала для раскроя.

3.На ткани делаем раскладку лекал по долевой нити.

4.Обводим мелом детали, вырезаем, делая припуск на шов.

5.Начинаем сборку деталей полочки:

а) по наметке пришиваем вставку из шелка, сверху вставки настрачиваем оборочки,

б) стягиваем бока,

в) на спинке стягиваем выточки плечевые, по талии, приутюживаем заход на застежку,

г) стягиваем плечевые, боковые швы.

6.Воротник стойку обтягиваем, выворачиваем на лицевую сторону, проутюживаем.

7.Манжет обтягиваем, выворачиваем, проутюживаем.

8.Готовый воротник втягиваем в горловину. По лицевой стороне в шов, настрачиваем кружево.

9.Стягиваем шов рукава по окат у рукава застрачиваем складки, по низу делаем сборку.

а) манжет притягиваем к рукаву, оставляя заход на застежку. Заход закрепляем строчкой.

10.Готовый рукав втачиваем в пройму. Верх манжеты настрачиваем кружево.

11.Низ баски обрабатываем декоративной тесьмой. Притягиваем ее к лифу, по шву притягивания настрачиваем такую же тесьму по лицевой стороне.

12.Закрепляем величину застежки сзади. Намечаем петли, метаем, пришиваем пуговицы.

Технология изготовления юбки:

1.Стягиваем боковой шов юбки (полу-солнце)

2.Стягиваем оборку, обрабатываем низ оборки ролевым сгибом, а по верху делаем сборку.

3.Оборку пришиваем к юбке.

4.Пояс стягиваем, вставляем резинку. Притягиваем к юбке.

5.По шву соединения оборки с юбкой по лицевой стороне настрачиваем тесьму.

6.Делаем разметку и настрачиваем декоративную тесьму.

Технология пошива феншуйки:

Из кружевного полотна вырезаем, обметываем срез. По срезу настрачиваем кружево, делая защипы.

Технология пошива платочка:

Из красного полотна вырезаем, обметываем и обшиваем кружевами с защипами.





























Заключение.

В своей работе я проследила путь развития женского казачьего костюма, а также создала свой неповторимый образ казачки Россошанского края. Данная работа может использоваться на занятиях по декоративно-прикладному искусству в качестве наглядного пособия, на уроках профессионального трудового обучения, технологии и на классных часах, когда изучают темы: культура и быт казачьего народа.

Костюм казачки – это целый мир
Как водопад, шелка его струятся
Фигуру стройную подчеркивает кашемир
На шее - бус коралловых богатство
С кокеткой кофта и оборкой на груди…

Подчёркивает стать природную девичью. 


В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями. Отруби их, и дерево погибнет». Так и народ, не знающий своей истории и культуры, обречен на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с лица земли вообще. Чем дальше в глубь веков, тем отчётливее видно, что назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды, от злых сил, но и быть паспортом и визитной карточкой одновременно…

Когда молодые казачки шили себе приданое, они не только учились рукоделию, но и узнавали свою историю, культуру, обычаи, т.к. такие посиделки всегда проходили с песнями, былинными рассказами, которые пели и рассказывали старшие женщины. Этот костюм не изменялся около 300 лет, сохранив традиции и культуру XVIII-XIX вв.

Я думаю, что в настоящее время изучение казачьего костюма помогает воспитывать у детей интерес к истории казачества, рукоделию, прививать любовь к Родине и ее истории.

Могуч и силен Дон с его притоками Сухая Россошь и Черная Калитва, протекающими по Россошанскому краю! Нам, сыновьям Дона, нам, дочерям его, донским казачкам, надлежит только следовать прекрасным образцам, которые оставили нам наши деды и отцы, и им подражать.

Какое великое счастье быть донской казачкой!

В ходе выполнения творческой работы, от своих учителей и родителей, я узнала о национальном казачьем костюме женщин Россошанского края, научилась шить казачью одежду.

Я горжусь своими родителями и обязательно, когда вырасту, и у меня будет дочка, я научу ее шить одежду казачек. Пока сохраняется преемственность поколений - сохраняется и наша культура!





Литература:



  1. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург. 1999

  2. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков». 2002

  3. Астапенко Г.Д. «Быт, обычаи, обряды и традиции Донских казаков, 17-20 вв.»: Ростов на Дону: издательство « Приазовский край», 2002 г.

  4. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск. 2009

  5. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2011

  6. Сухоруков В.Д. «Общежитие Донских казаков в XVII-XVIII в.в.»

  7. Филипчук Д., Гафт А.М. Конференции, посвященные вопросам сохранения историко-культурного наследия российского казачества. 2013

  8. «Казачий костюм». Учебно - методическое пособие. И. А. Лыкова.

А.Х. Сундукова. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2011г.

































Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!