Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Духовный мир человека
Красивым быть – не значит им родиться,
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?
Омар Хайям.
«Дух, духовная жизнь отличает человека от других живых существ»
Русский философ Г.П.Федотов
Михайлова Надежда Михайловна
I. Духовный мир и духовность
Д УХОВНЫЙ МИР - это внутренний мир человека, который включает в себя веру, знания, мысли, чувства, убеждения, стремления человека, мировоззрение и т.д.
Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Духовный мир связан с принадлежностью человека к социальной общности и с духовной жизнью общества, его ценностями, идеалами, традициями и т.д. Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности
Духовность - обладание высокими нравственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других.
Бездуховность – малоразвитая духовная жизнь человека, который не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Модель духовной личности
Деятельность
Социализация
Поведение
Биологический компонент:
-потребности
-темперамент
- задатки
Личность
Социальный компонент:
-потребности
-способности
-характер
Свобода воли
Духовный компонент:
-мировоззрение
-убеждения
-культурный диапазон
Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Духовные ориентиры личности
Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества.
Мораль – это система правил, которые регулируют общение и поведение людей в обществе. Мораль включает в себя идеалы, ценности.
Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек.
Ценности бывают: правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными.
Патриотизм – любовь к Родине и служение ей
Высшие человеческие ценности: идеал, истина, любовь, доброта, красота и т.д.
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Что способствует сохранению и распространению духовных ценностей?
Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественных ценностей.
Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояния народа, они должны быть доступны для всех.
Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т. е. те на кого постоянно воздействуют средства массовой информации.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
Духовные потребности
Эстетика
Общение
Познание
Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях
Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческие потребности.
«Все люди от природы стремятся к знанию»
Духовные потребности порождают
Соответствующую им деятельность
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
II. Духовная деятельность и духовное производство
Структура духовной жизни общества
духовные потребности
духовные блага (ценности )
духовная деятельность
Преобразование сознания
Преобразование природы и общества
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
II. Духовная деятельность и духовное производство
Отличие духовной деятельности от материальной
Материальная связана с преобразованием природы и общества
Духовная связана с изменением сознания
Духовное производство связанно с производством материальным.
Во-первых , бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и
многое другое - необходимое условие духовного производства. Во-вторых , некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.
Духовное потребление - процесс удовлетворения духовных потребностей людей.
Особенности духовного потребления
В процессе потребления
ценности не исчезают, а
обогащают духовный
мир человека
Процесс духовного потребления носит и воспроизводящий характер восприятие
искусства индивидуально
Направленность духовного потребления зависит от общественных условий и духовных запросов человека
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
II. Духовная деятельность и духовное производство
Духовное производство - это производство новых духовных ценностей, чаще всего в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.
Характерные черты духовного производства:
Субъекты духовного производства
- Духовное производство связано с материальным
- Духовное производство является профессиональной деятельностью
- Сохранению результатов духовного производства способствуют специальные учреждения.
народ
профессионалы
Творческая деятельность
людей, владеющих
навыками и мастерством
Деятельность народа по созданию и воспроизведению
духовных ценностей
Между процессом создания
и результатом может пройти
длительное время
Особенность духовного производства
Самовыражение
творящего
Удовлетворение
потребностей
общества
Процесс
Результат
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
III. Структура внутреннего мира человека
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЧУВСТВА
ЭМОЦИИ
ПОЗНАНИЕ
Направленность личности
ИНТЕЛЛЕКТ
Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
проявляются
В пантомимике
выразительные движения всего тела – поза, жест
В мимике
выразительные движения лица
В вокально-голосовой мимике
интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
III. Структура внутреннего мира человека
Типы эмоций:
- С обственно эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций, явлений действительности, реакция на воспоминания или вероятностные события.
- Ч увства – вид глубоких эмоциональных состояний, которые имеют четко выраженный предметный характер.
- Настроение — это внутреннее душевное расположение, психическое состояние, мироощущение, свойственное тому или иному моменту.
- Аффект – интенсивно, бурно протекающая и кратковременная эмоциональная вспышка (гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние).
- Эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
III. Структура внутреннего мира человека
Чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции и имеют имеющие предметный характер.
Интеллектуальные:
Удивление, любопытство, любознательность, уверенность, сомнение
Эстетические:
Восторг, радость, презрение, отвращение, тоска, страдание
Нравственные:
- моральные (чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм, сочувствие и т.д.);
- аморальные (жадность, эгоизм, жестокость и т.д.)
Высшее проявление чувств – страсть – сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.
Мировоззрение
Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и на место в нем человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Отличительные признаки мировоззрения
Это целостная система, т.е. взгляды не на отдельную сторону мира, а на весь мир
Это отношение человека к миру, который его окружает
Мировоззрение человека меняется с развитием общества, т.е. мировоззрение носит исторический характер
Взгляды – это принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теории, концепции, предположения.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Структура мировоззрения:
- Познавательный компонент — совокупность знаний человека
о мире и природе, накапливаемая им в процессе его
существования.
- Ценностно-нормативный компонент — социальные ценности и
социальные нормы. Отношение человека к миру и к самому себе
формируется в определенной иерархии ценностей, на вершине
которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные
в тех или иных общественных идеалах.
Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих
отношений с другими людьми являются социальные нормы,
регулирующие повседневную жизнь человека.
- Эмоционально-волевой компонент — личные взгляды,
убеждения и верования. Для того чтобы знания, ценности и нормы
реализовывались в практических поступках и действиях,
необходимо их превращение в личные взгляды, убеждения , идеи ,
верования, а также выработка определенной психологической
установки на готовность действовать.
- Практический компонент — реальная готовность человека к
определенному типу поведения ( поступки, действия ) в
конкретных обстоятельствах.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Мировоззрение
Мироощущение эмоционально-психологическая сторона
мировоззрения: чувства, эмоции, настроения
Мировосприятие – система определенных образов, отражающих реальность, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии и придающих наглядность тем общим мировоззренческим установкам, которые мы вырабатываем
Миропонимание - совокупность определенных знаний, имеющих важное значение для целостного восприятия действительности (прошлое, настоящее, будущее)
Представление о мире на основе его рационального объяснения
Образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Мировоззрение зависит
От
проблем, стоящих перед людьми
От
уровня знаний и развития науки
От непосредственных условий жизни
От
личного опыта
История
народа
Религия
Страна
Культура
Язык
Эпоха
Материальное
положение
Образование
Мировоззрение связано
С ценностными ориентациями
С
жизненной позицией людей
С убеждениями, идеалами, принципами познания и деятельности
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Особенности формирования мировоззрения:
- Мировоззрение всегда исторично, т.е. связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.
- В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм
- Мировоззрение всегда связано с убеждением
Убеждение - твердая уверенность человека в чем-либо
Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление
Убеждение - вера
Убеждение - знание
- вера – особый вид убеждений, основанный на чувствах, эмоциях;
- верить можно не только в Бога;
- вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой;
- окончательно заменить веру знанием невозможно, т.к. всегда есть либо не объяснимое наукой, либо нерегулируемое наукой
- знание – это объективная истина для субъекта познания;
- знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации
Пример: Галилео Галилей
Пример: Джордано Бруно
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Источники убеждения
Ценностные ориентации и установки личности, которые определяют значимость явлений и вещей
Теоретические знания личности, которыми она руководствуется, считая их истинными
Житейский опыт и нравственные чувства личности, которые определяют истинность или ложность мыслей и поступков
Мировоззрение может формироваться
- Стихийно: на основе обыденного опыта, под влиянием жизненных условий
- Осознанно: посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей и идеалов
Уровни мировоззрения
Научное мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных им собственных возможностей, задатков, способностей. В качестве примера теоретического уровня мировоззрения можно привести науку.
Обыденное мировоззрение
формируется стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения называют жизненной философией.
Различие этих уровней обусловлено тем, посредством каких методов они формируются, насколько полно представляют интересы человека.
При этом обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно и менее стабильно.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Типы (виды) мировоззрения
оптимистическое
пессимистическое
прогрессивное
религиозное
Мировоззрение
реакционное
атеистическое
антигуманистическое
обыденное
гуманистическое
Научное,
теоретическое
Благо человека признается критерием общественного прогресса, а принципы равенства, справедливости, человечности, добрососедства – желаемой нормой отношений между людьми
В основе – признание человека как высшей ценности, признание ценности человека как личности, признание его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, признание необходимости постоянного совершенствования и возвышения человека
Выбор мировоззрения – дело сугубо личное
Исторические виды мировоззрения
Теологическое
(религиозное)
Мифологическое
Философское
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Основные типы мировоззрения
Житейское
Научное
Религиозное
основано на жизненном опыте человека. Порождается непосредственными условиями жизни
представляет научную картину мира, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой. Включает достижения человеческого познания, объясняет сущность человека и его место в природе.
в его основе лежит иррациональная вера в Бога. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Формируется стихийно, т.е. не на основе
каких-либо учений
Связано с признанием сверхъестественных сил
Передается из поколения в поколение
Достоинства:
в опоре на новейшие достижения научного знания, в связях с реальной действительностью и практической деятельностью людей
Сильная сторона – в тесной связи с мировой культурой, в ориентации на решение духовных проблем
Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире
Недостатки: наука не всегда направлена на улучшение его положения в мире, научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека
Слабая сторона – в непримиримости к другим мировоззрениям
Сильная и слабая сторона
– в опоре на свой жизненный опыт (а не на опыт других людей, опыт науки, культуры, религии)
Роль мировоззрения в жизни и деятельности людей
Дает программу поведения,
т.е. определяет методы решения проблем, стиль мышления, образцы для действий, нормы поведения, характер деятельности
Дает жизненную позицию,
т.е. определяет принципы жизни, истинные ценности, главное в жизни и деятельности, значимые дела и поступки, смысл жизни, интересы, оценки происходящего в мире
Дает ориентир, цель, направление, т.е. позволяет свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах общественной и личной жизни
Мировоззрение в жизни человека играет активную и творческую роль. Человек через мировоззрение выражает смысл своей жизни, степень осознания себя и своей деятельности, определяет идеалы, осуществляет выбор тех или иных норм и методов поведения в обществе.
Цели
мировоззрения:
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Связь философии и мировоззрения
Общее
Поиск ответов на вопросы
1. Что представляет собой природа, окружающий мир?
2.Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание? 4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? 5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?
Различие
1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»
2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
3. Существуют различные типы мировоззрения, в т. ч. мифология и религия
4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс
5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет
Итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет
Менталитет (склад ума) - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе
Менталитет - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе
Менталитет (склад ума)–
это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта
Проявляется
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
- Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности
- Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Память о прошлом, обуславливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям
- Память о прошлом, обуславливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям
- Явление устойчивое, но не застывшее
- Оказывают воздействие традиции, национальные ценности
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Какие черты, присущие русскому менталитету вы
можете назвать?
- Размах, непокорность, бунтарство, удальство
- Реализм и утопизм (сметка и фантазия)
- Избыточная самокритичность и внутренняя неудовлетворенность
- Свободолюбие, раскрепощенность, духовная независимость
- Мечтательность, «всемирная» отзывчивость, благодушие
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить. Ф. Тютчев
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Цель и смысл жизни
Свобода и ответственность
Жизнь задыхается без цели
Достоевский Ф. М
В кодификатор вынесено целых две темы.
1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности
3.10. Свобода и ответственность
Михайлова Надежда Михайловна
Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей.
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей. Осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Смысл жизни не дан человеку извне . Это глубоко личное, наше сокровенное переживание, у каждого – своё.
Смысл жизни – это самостоятельный выбор каждого отдельного человека тех ценностей , которые ориентируют его не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть.
Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий , первостепенными из которых являются
- наличие демократических свобод
- наличие гуманных целей
- наличие соответствующих им средств.
Смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Концепции смысла жизни
Название концепции
Ее сущность
Аскетизм (от греч . askeo – упражняюсь)
Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления греха
Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение)
Жить –значит наслаждаться
Прагматизм ( от греч. pragma –дело, действие)
Цель жизни оправдывает любые средства ее достижения
Утилитаризм (от греч. utilitas -польза )
Жить –значит из всего извлекать пользу
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia- блаженство, счастье)
Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека.
Этика долга
Жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Проблема смысла жизни человека
Объективная сторона
Субъективная сторона
Каждый человек – биологическое существо. В этой сущности он является носителем жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни коренится в самой жизни.
Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра и др.
Смысл жизни можно рассматривать
в трех временных измерениях:
- ПРОШЛОЕ ( ретроспекция)
- НАСТОЯЩЕЕ (актуализация)
- БУДУЩЕЕ (проспекция)
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Под свободой понимают:
• естественное право человека;
• высшую ценность человеческой жизни;
• идеал либералов;
• один из основных элементов мирового стандарта демократии.
Свобода – это высшее достижение человеческой цивилизации
Всеобщая декларация прав и свобод человека, 1948г. ООН
Конституция Российской Федерации 1993 года
Свободное общество
В экономике – свобода предпринимательства, экономического действия
В политике - демократия, плюрализм
В духовной сфере – свобода вероисповедания, свобода совести
В социальной сфере – свобода выбора профессии, изменения статуса.
Свобода человека
Широкое значение
Узкое значение
Принципиальная возможность поступать на основе своего выбора.
Конкретные свободы, записанные в Конституции
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Подходы к пониманию свободы
В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей,
то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.
Свобода — это возможность поступать так, как хочется.
Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей
Фатализм: все предопределено замыслом Бога, его волей. Действуя, человек выполняет его волю.
Волюнтаризм: человек абсолютно свободен в своих поступках, не обязан считаться с какими-либо обстоятельствами.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы
Человек делает ВЫБОР , принимая на себя все последствия, т.е. свобода
неотделима от ответственности за
пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т.е. свобода не может быть абсолютной
Ограничители свободы:
1) права, свободы, интересы других людей
2) общественные условия: социальные нормы, общественное мнение.
3) необходимостью, т.е. объективными законами природы, с которыми человек обязан считаться
Поскольку свобода – это прежде всего свобода выбора из множества имеющихся альтернатив, то абсолютная свобода предполагала бы необходимость выбора из теоретически бесчисленного числа вариантов, а следовательно выбор бы практически невозможен .
Познанная необходимость
«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов»
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Свобода в деятельности человека
а) относительная свобода во внешних условиях жизни (человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности);
б) абсолютная свобода во внутренней жизни (человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями.
Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей.
Счастье – чувство предельного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, сознание своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Свобода в деятельности человека
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Формой проявления и осуществления свободы выступает выбор.
Свободный выбор обеспечивается разумом и волей. Выбор зависит от уровня познания, сознания и разумности личности, помогающих ей:
- определить собственные цели и возможности их достижения; - увидеть максимальное число вариантов выбора действий; - распознать необходимые и достойные средства его реализации; - предвидеть ближайшие и отдаленные последствия выбора.
Выбор является свободным, когда к нему подключены все интеллектуальные и волевые способности личности. Он ограничен и несвободен, когда место разума занимают чувства, вызванные внешним принуждением или произволом, а волеизъявление личности затруднено противоречиями между хочу, могу и надо.
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора)
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Ответственность – это:
1) внешние формы воздействия на человека, реакция общества на его отклоняющееся негативное поведение, которое вызывает наказание;
2) сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущения нарушений.
Ответственность - это черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
- социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, гражданская, уголовная; материальная)
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. В этом смысле можно выделить:
- ответственность человека перед самим собой:
я делаю выбор и в конечном итоге выбираю свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность; этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и пр.; - ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; такая моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) часто совпадает с правовой и административной ответственностью. - ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире. Это наиболее сложный вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все». Эта ответственность может даже не осознаваться человеком.
«Свобода – это ответственность.
Вот почему её так боятся»
Б. Шоу.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
ТРЕНИНГ
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
1. Совокупность взглядов, представлений, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру, называется:
1) деятельность 2) общение 3) мировоззрение 4) сознание
2. Объяснение действительности с позиции жизненного опыта дает:
1) обыденное мировоззрение
2) научное мировоззрение
3) мифологическое мировоззрение
4) религиозное мировоззрение
3. На самой ранней стадии развития человеческого общества первой попыткой объяснения окружающего мира была:
1) философия 2) религия 3) мифология 4) наука
4. Твердая уверенность человека в чем-либо, это:
1) вера 2) долг 3) убеждение 4) совесть
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 Михайлова Н. М.
5. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. Мировоззрение присуще только отдельно взятому человеку.
Б. Мировоззрение определяет общую направленность личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6.Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке обоснованной картины мира, это:
1) обыденное 2) религиозное 3) научное 4) мифологическое
7. Система взглядов и представлений человека об окружающем мире называется:
1) мышление 2) миросозерцание
3) мировоззрение 4) менталитет
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
8. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?
А. В мировоззрении человека переплетены знания, ценности,
жизненный опыт и программы действий.
Б. Мировоззрение определяет принципы поведения и
деятельности человека.
- верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно:
1) научное мировоззрение 2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение 4) мифологическое мировоззрение
10. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Коран, Талмуд и другие произведения мировой духовной культуры:
1) научное мировоззрение
2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение
4) мифологическое мировоззрение
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
11. Совокупность знаний человека о мире и природе, накапливаемых им в процессе его существования, — это:
1) практический компонент мировоззрения
2) познавательный компонент мировоззрения
3) эмоционально-волевой компонент мировоззрения
4) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
12. Обыденный уровень мировоззрения — это:
1) религиозные верования человека
2) житейские знания о мире
3) познание человеком мира
4) научные знания
13. Верны ли следующие суждения?
А. Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой.
Б. Обыденное мировоззрение более мобильно и более стабильно, чем теоретическое.
- Верно только А 2) Верно только Б
3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
14. Реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах — это:
1) практический компонент мировоззрения
2) эмоционально-волевой компонент мировоззрения
3) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
4) познавательный компонент мировоззрения
15. Личные взгляды, убеждения и верования — это:
1) ценностно-нормативный компонент мировоззрения
2) практический компонент мировоззрения
3) познавательный компонент мировоззрения
4) эмоционально-волевой компонент мировоззрения
16. Верны ли следующие суждения?
А. Мировоззрение не направлено на осознание, осмысление места, роли человека в окружающем мире.
Б. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру и к самому себе.
- Верно только А 2) Верно только Б
3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
17. Обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, понимание человеком смысла своей жизни и деятельности — это:
1) миросозерцание
2) социальные ценности
3) мировоззрение
4) социальные нормы
18. Теоретический уровень мировоззрения — это:
1) познание человеком мира
2) научные знания
3) религиозные верования человека
4) житейские знания о мире
19. Высказывание: «Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос. Он носом тянется туда, куда душою не дорос» относится к
1) научному высказыванию
2) мифологическому утверждению
3) религиозному догмату
4) житейской мудрости
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
20. Какая из перечисленных наук изучает внутренний духовный мир человека?
1) этика
2) психология
3) философия
4) эстетика
21. Верны ли следующие высказывания о внутреннем мире человека?
А. Внутренний духовный мир человека составляют чувства, эмоции, мысли, переживания, связанные с жизнью и общением в социальной среде.
Б. Внутренний мир человека обусловлен природными задатками и способностями, особенностями темперамента, мышления, памяти.
1 ) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
22. Верны ли следующие высказывания о человека?
А. Можно быть духовно богатым человеком и совершать недобрые дела.
Б. Духовное богатство не позволяет человеку притупить в себе сострадание.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
23. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
24. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершенные поступки.
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
25. Завершите фразу: «Свобода человека тесно связана с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них
1) покаяние 2) ответственность 3) раскаяние 4) груз
26. Верны ли следующие высказывания о свободе человека?
А. Свобода предполагает выбор при наличии альтернативы.
Б. Расширение поля свободы увеличивает степень ответственности личности.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
27. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Моральная ответственность личности предполагает свободу воли.
Б. Моральная ответственность выражается в умении управлять собой и своим поведением.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
28. Верны ли следующие суждения?
А. Свобода человека в обществе предполагает возможность выбора и принятия на себя ответственности за него.
Б. Чем больше свободы получает человек в обществе, тем больше ответственности ложится на него.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
29. Верны ли следующие суждения о свободе?
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
30. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека —это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
31. Какое суждение является верным?
А. Способность человека противостоять саморазрушению -один из основных критериев общественного прогресса
Б. Чем выше степень свободы человека в обществе, его способности к творчеству, инновациям, тем данное общество является более прогрессивным
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
32. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека в обществе — это возможность поступать только в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
33. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
Б. Свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
34. Верны ли суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным правилам.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1-1. Запишите слово пропущенное в схеме
СТРУКТУРА ……………………
ИДЕИ
ПРИНЦИПЫ
ЗНАНИЯ
УБЕЖДЕНИЯ
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
В1-2. Заполните схему
Типы мировоззрения
……
В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они представляют структуру мировоззрения. Найдите два понятия «выпадающие» из данного ряда.
- Знание 2) Убеждения 3) Идеалы 4) Цель 5) Вера
6) Средства 7) Ценности
46
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
В3-1. Установите соответствие между типом мировоззрения и его проявлением.
Тип мировоззрения Проявление
А. обыденное 1. былина об Илье Муромце
Б. мифологическое 2. сочинения Сократа
В. религиозное 3. разговор родителей с ребенком
Г. научное 4. теория Ч. Дарвина
Д. философское 5. житие святого
31542
В3-2. Установите соответствие между понятием и определением.
Понятие Определение
А. Главный результат познавательной 1. эмоции
деятельности человека.
Б. Устойчивые психологические установки, 2. знания
которые определяют его поведение.
В. Переживания, ощущения. 3. ценности
Г. Представления о том, что для человека 4. убеждения
свято и дорого.
2413
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
В4. Приведите в соответствие:
Тип мировоззрения
Характеристика основных положений
А. Обыденное
1. отрицает возможность постижения и объяснения мира, призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил.
Б. Мифологическое
2. объяснение действительности с позиции разума, включает взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни.
В. Религиозное
3. формируется в процессе личной практической деятельности человека, на основе жизненного опыта.
Г. Философское
4. включает научную картину мира, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека со средой обитания, связано с практической деятельностью человека
Д. Научное
5. нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает веру в возможность достижения поставленных целей, но непримиримо относится к другим жизненным позициям.
31524
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
С5-1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
«мировоззрение». Составьте два предложения с ним. Одно –
содержащее информацию об исторических типах
мировоззрения, другое — о роли мировоззрения
в жизни человека
С5-2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
«свобода человека» . Составьте два предложения. Одно –
содержащее информацию о широком и узком понимании «свободы человека», другое об ограничителях свободы человека.
С5-2 (ОТВЕТ).
Смысл: «Свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него» Предложения:
- В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность поступать на основе своего выбора.
2. К ограничителям свободы человека относятся: свободы и интересы других людей, совесть человека, социальные нормы общества.
С8. «Мировоззрение, его виды и формы»
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
С8. «Цель и смысл жизни»
1. Поиск цели и смысла жизни - отличительная черта человека.
2. Подходы к проблеме смысла жизни в мировой философии:
а) античная философия;
б) философия Возрождения;
в) классическая немецкая философия;
Г) русская философия
3. Роль мировоззрения в поиске цели и смысла жизни:
а) житейское мировоззрение (житейский опыт;
б) религиозное мировоззрение (предназначение человека);
в) научное мировоззрение (понимание мира, тенденции его развития и своего места в нём).
4. Проблема смысла жизни:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
С8. «Цель и смысл жизни»
- Цель жизни и её содержание.
- Смысл жизни – как осознание человеком направленности своей жизни.
- Концепции смысла жизни:
а) аскетизм;
б) прагматизм;
в) гедонизм;
г) утилитаризм;
д) эвдемонизм и др.
4. Роль мировоззрения в поиске цели и смысла жизни:
а) житейское мировоззрение (житейский опыт;
б) религиозное мировоззрение (предназначение человека);
в) научное мировоззрение (понимание мира, тенденции его развития и своего места в нём).
5. Проблема смысла жизни:
а) объективная сторона;
б) субъективная сторона.
6. Счастье – предельное удовлетворение своих желаний и стремлений.
Автор: преподаватель МАОУ Лицей № 21 МИХАЙЛОВА Н. М.
Мировоззрение и его формы.
1) Понятие о мировоззрении./ Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и свое место в этом мире.
2) Структурные элементы мировоззрения:
а) знания;
б) убеждения;
в) установки и жизненные принципы;
г) духовные ценности, идеи и идеалы.
3) Субъекты мировоззрения:
а) человек;
б) группы людей;
в) общество в целом.
4) Основные формы мировоззрения:
а) обыденное мировоззрение;
б) мифологическое;
в) религиозное мировоззрение;
г) научное мировоззрение.
5) Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
а) социальная среда;
б) жизненный опыт;
в) образование;
г) профессиональная деятельность.
6) Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.
«Свобода и ответственность»
1) Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности — важнейшая ценность цивилизации;
б) «свобода есть осознанная необходимость»;
в) категория свободы в философских исканиях
человечества.
2) Ответственность — важнейший регулятор деятельности человека:
а) сознательное следование установленным нормам;
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в) принципы и убеждения.
3) Свобода и ответственность в свободном обществе.
С8. «Свобода и необходимость»
- Свобода личности как важнейшая ценность цивилизационного человечества.
- Документы, гарантирующие свободу человека
а) «Всеобщая декларация прав и свобод человека
б) Конституция РФ
3. Условия свободы
а) свобода и ответственность;
б) внешние и внутренние ограничители свободы.
4. Свобода как ситуация выбора в жизнедеятельности человека и общества в целом.