СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два учителя-две судьбы.. (посвящается учителям-фронтовикам, работавшим в МКОУ "Веселовская СОШ")

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Две статьи об учителях-фронтовиках, работавших после войны в школе села Веселое Глушковского района Курской области

Просмотр содержимого документа
«Два учителя-две судьбы.. (посвящается учителям-фронтовикам, работавшим в МКОУ "Веселовская СОШ")»



Два учителя, две судьбы…

Н а кладбище села Веселое есть особенная могила, за которой ухаживают старшеклассники с учителем труда и завхозом школы Дурманенко А.В. Когда я спросила бабушку, кто там похоронен, она мне рассказала, что учитель. Но я ж любопытная, стала её расспрашивать дальше. Она вспомнила, что звали его Обозный Павел Павлович, и вел он у неё историю. Конечно же, мне этого показалось мало, и я стала расспрашивать об этом учителе своего классного руководителя Майбороду Лидию Султановну, кстати, бабушкину одноклассницу. И вот, что мне удалось узнать.

Обозный Павел Павлович родился 19 марта 1922 года в деревне Мужица Кульбакинского сельсовета Глушковского района Курской области. В 1931 году поступил во Льговскую начальную школу, которую окончил в 1934 году. Далее он обучался в Терновской средней школе. В 1938 году Павел вступает в ряды ВЛКСМ (бабушка мне рассказывала, кто такие комсомольцы, и чем они занимались). Он как раз из того поколения, которое окончило 10 классов в 1941 году.

С 9 сентября 1941 года по 3 сентября 1945 года находился в рядах Красной Армии. Как пишет сам Обозный П.П., участвовал в боях на Западе и Востоке. В сентябре 1941 года юноша был направлен в военно-пехотное училище г. Сретенска Читинской области. А уже через год, в звании лейтенанта, он командовал ротой. В рядах Вооруженных Сил в этой должности дослужил до 29 декабря 1945 года. Во время боевых действий трижды был ранен.

За свои ратные подвиги Павел Павлович был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной звезды», медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».

На сайте «Память народа» мне удалось увидеть очень много интересных документов, по которым можно проследить боевой путь Павла Павловича. Так я узнала, за что он был награжден орденом «Красной звезды». Павел Павлович в то время был командиром роты автоматчиков 490 стрелкового Минского ордена Александра Невского полка. Вот что было написано в его наградном листе: «27.1.45г. противник атаковал силою до батальона при поддержке двух танков тыловые подразделения полка, расположившиеся на станции Правтен северо-восточнее Кёнигсберга в Восточной Пруссии.

Старший лейтенант Обозный со взводом автоматчиков и несколькими разведчиками умело организовал отражение вражеского натиска, стойко сдерживал противника и дал возможность вывести из-под угрозы захвата противником весь транспорт и тылы полка.

За проявленное воинское умение и стойкость в бою с немецкими захватчиками и личную храбрость старший лейтенант Обозный достоин Правительственной награды – ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

И подпись: командир стрелкового полка подполковник Терентьев».

И уже в феврале 1945 года политотдел 192 стрелковой дивизии принимает юношу в ряды ВКП(б). Боевой путь лейтенанта Обозного был длинным: он прошагал с боями по территории Польши, Германии, Пруссии, Монголии и Маньчжурии.

После демобилизации в 1946 году, в звании старшего лейтенанта, Павел Павлович работал приемщиком при Глушковском овощном заготовительном пункте и одновременно учился в Рыльском педагогическом училище на заочном отделении. В 1948 году, экстерном сдав экзамены, бравый офицер-пехотинец, уже в звании капитана запаса, получает аттестат за номером 63 (в то время именно аттестат, а не диплом) учителя начальных классов. И вся его педагогическая деятельность будет связана с родным Глушковским районом.

В августе 1948 года, сразу же после окончания педучилища, он был назначен заведующим и учителем Мужицкой начальной школы. Спустя 11 лет, был переведен на должность учителя начальных классов и заведующего Синяковской начальной школы. Через год Павла Павловича переводят на должность учителя начальных классов и заведующего Панкратовской начальной школой.

А далее следует важная веха в жизни Обозного П.П. В августе 1962 года его назначают учителем истории в Сухиновскую восьмилетнюю школу, которая, спустя три года, была реорганизована в среднюю школу, одну из немногих в районе. Учитывая специфику нового для него предмета, Павел Павлович в 1963 году поступает в Курский государственный педагогический институт и в 1969 году оканчивает полный курс института по специальности история и обществоведение (заочно). Я своими глазами видела школьное личное дело Обозного П.П. с его трудовой книжкой, со всеми подлинниками справок и копиями его дипломов, написанные чернильной ручкой лично Пал Палычем (именно так его называли ученики в школе). Кстати, в его личном деле упоминается, что у него были жена Дарья Сергеевна и сын Владимир. Но о них ничего не известно.

Семейные обстоятельства заставляют Павла Павловича переехать из села Сухиновки в село Веселое. В его трудовой книжке записано, что с 1 сентября 1976 года Обозного П.П. перевели в Веселовскую восьмилетнюю школу воспитателем группы продленного дня, а через 4 месяца – учителем истории и географии. Как рассказали его бывшие ученики, он, как и многие ветераны, прошедшие через горнило войны, не любил о ней вспоминать. Иногда на уроке подводил слух, нарушенный многочисленными ранениями, сдавали нервы. Но мальчишкам и девчонкам, не знавшим войны, тогда трудно было это понять. Как сказала мне бабушка, понимание пришло позже, когда они уже стали взрослыми.

Во время работы в нашей школе Павел Павлович большое внимание уделял организации туристской и краеведческой деятельности. Много усилий он прикладывал к восстановлению исторических сведений об основании села Веселое. С учащимися краеведческого кружка организовал переписку с филиалом центрального государственного исторического архива г.Москвы. В школу были переданы фотоматериалы о первом упоминании в переписи названия села и о количестве душ, приписанных к Глушковской суконной мануфактуре и проживающих в селе Веселое.

Благодаря Павлу Павловичу, удалось наладить связь с выдающимся уроженцем с.Веселое – Степанченко Василием Алексеевичем, Героем Социалистического Труда, директором крупнейшего в то время Киевского авиационного завода, материалы о нем хранятся в сельском краеведческом музее, для которого очень многое было сделано учителем истории Обозным Павлом Павловичем.

В Веселовской восьмилетней школе (ныне МКОУ «Веселовская СОШ») Обозный П.П. проработал до самой своей безвременной смерти – 25 марта 1979 года. Он похоронен на том самом кладбище, о котором я уже упоминала.

Совсем немного прикоснувшись к биографии этого человека, фронтовика, прошедшего всю Великую Отечественную войну, закончившего её в боях с Японией 3 сентября, я как-то вдруг поняла, что нам нельзя забывать ни о нём, ни о многих других ветеранах войны. И неважно, покоятся ли они на скромном сельском кладбище или в братской могиле. А, может их останки еще предстоит отыскать поисковикам на полях бесчисленных сражений. Ежегодно члены патриотического клуба «Долг» нашей школы участвуют в Вахтах Памяти, они помогли найти останки не одного безвестного героя. А некоторым даже сумели вернуть имя. И, если каждый из нас будет просто хранить память о них, то они будут вечно молодыми - жить и радоваться за своих праправнуков. Останется вечно молодым и герой моего рассказа – Обозный Павел Павлович. Вот таким, как на этом фото из военных архивов.


Фото из военных архивов

Дарья Кравченко,

учащаяся 7 класса Веселовской СОШ



А вот еще одно имя учителя-фронтовика: Панов Петр Иванович. Он родился 16 января 1923 года в деревне Панкратовка Ходяковского сельсовета Глушковского района Курской области. В 1930 году пошел в 1 класс, а в 1939 году окончил 9 классов средней школы в г.Курске. Затем окончил железнодорожные курсы, где получил специальность вагонного мастера. В 1940 году юноша был направлен на работу вагонно-поездным мастером первого вагонного участка Московско-Курской железной дороги

В мае 1941 года его призвали в Красную Армию, а в декабре сорок первого направили на фронт-Московское направление. На фронте Панов П.И. был командиром орудия, старшиной батареи, командиром взвода, старшиной батальона. Воевал в составе 1140 и 431 артполков. С 1941 по май 1945 года Петр Иванович был 6 раз ранен и дважды контужен. После тяжелого ранения в обе ноги в октябре сорок третьего был отправлен домой на 6 месяцев. По приказу районного военкомата и районного отдела народного образования был назначен физруком Панкратовской и Козыревской начальных школ.

И уже в мае 1944 года Панов П.И. вернулся на фронт. Его назначили заместителем начальника артиллерийской дивизионной разведки 189 дивизии. В ноябре 1944 года - курсант офицерских курсов при 1 ударной армии, где получил звание старшины. С января по март 1945 года воевал на территории Германии, участвовал во взятии Кёнигсберга. Войну он закончит в звании старшего сержанта. 18 мая 1945 года Петра Ивановича найдет его награда – орден «Красной Звезды». Мне не удалось выяснить, за что именно он был награжден, но этот орден вручался за проявленную личную отвагу в бою, а также за отличную организацию действий подчиненных, которые привели к успеху. С октября 1945 года Петр Иванович - курсант Пензенского артиллерийского училища. Но через год решил демобилизоваться и вернуться на малую родину. В июле 1946 за участие в Великой Отечественной войне ему вручат медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В августе 1946 года он приходит учителем физического воспитания в Веселовскую семилетнюю (позже восьмилетнюю) школу. По совместительству ведет еще уроки рисования и технического труда. С 1950 по 1956 год заочно обучается в Курском педагогическом училище и получает квалификацию учителя начальной школы. В характеристике директора школы есть такие строки: «добросовестно готовится к урокам, руководит физкультурным кружком школьной организации добровольного содействия армии. Принимает активное участие в общественной работе: политагитатор, реализация государственных займов, профорганизатор, организация выборов».

В Веселовской восьмилетней школе Петр Иванович вместе с супругой Пановой (Симоновой) Ксенией Максимовной, учительницей начальных классов, проработали всю жизнь. Воспитали двоих детей: дочь Татьяну и сына Николая.

В 1984 году, после смерти жены, Панов П.И. уезжает к дочери в г.Днепропетровск, и дальнейшая связь с ним была потеряна.

Р.S. Две судьбы учителей-фронтовиков, такие разные, но и во многом очень схожие. Ровесники, они прошли всю войну, практически с первого её дня, не отсиживаясь в тылу, а участвуя в ожесточенных боях, имеют самые что ни на есть боевые ордена. Может быть, даже пересекались их фронтовые пути-дороги, ведь оба участвовали во взятии Кёнигсберга. Многочисленные ранения, контузии, подорванное здоровье, расшатанные нервы… Оба, заочно отучившись в педучилище, нашли себя на педагогическом поприще. А ведь после войны мужчины-педагоги были очень нужны для воспитания мальчишек, чьи отцы не вернулись с войны.

Мы через администрацию Веселовского сельсовета обращались в военкомат с просьбой установить памятник на могиле участника Великой Отечественной войны Обозного П.П., но выяснилось, что такие памятники положены только тем, кто умер после 1991 года. Но мы надеемся, что памятник все-таки будет поставлен. И на скромном сельском кладбище могила участника Великой Отечественной войны, капитана запаса, орденоносца, Обозного Павла Павловича не затеряется.


Лидия Майборода, учитель Веселовской СОШ








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!