СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два урока обществознания по теме "Образование и самообразование" в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Два урока обществознания по теме "Образование и самообразование" в 5 классе»

«Образование и самообразование»


Цель урока: раскрытие роли и значения самообразования в жизни человека, изучение понятий «самообразование», «образование», находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.


Ход урока


  1. Орг. момент

  2. Определение темы урока

- Для начала  я расскажу вам притчу.

«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют какие-то неясные вопросы?»

В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

- Как вы поняли смысл притчи?

-  Какое отношение она имеет к нашему уроку?

Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить?


  1. Постановка цели и задач урока.

- Что же такое самообразование?

-Чем оно отличается от «обычного» образования? 

- В морфологическом смысле различие между двумя словами очевидно: «самообразование» отличается от «образования» приставкой «само», словарное значение которой указывает на «совершение чего-либо без посторонней помощи, без постороннего участия». Соответственно, самообразование можно определить как образование, организованное самим человеком, когда не учитель или наставник направляет деятельность своего ученика, а он сам.

- Руководствоваться при этом можно разными мотивами.  Какими именно? Давайте подумаем вместе.


3. Работа по теме урока

- Какие причины могут побудить нас заняться самообразованием?
- Самообразование – это самостоятельно организованные занятия, направленные на удовлетворение потребности в познании. Мотивы для таких занятий могут быть профессиональными (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебной программы), личными (продиктованными собственным интересом к той или иной теме), жизненными (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни) 

1. Работа с дополнительным источником


Анализ ситуации

- Рассмотрим  мотивы самообразования на примерах.  Тема для самообразования «Изучение немецкого языка». Какими могут быть мотивы? (мотивы – разные: переезд семьи в Германию, результативное участие в предметной олимпиаде по иностранному языку, моя прапрабабушка немка.)

- Определите название мотива?

Работа с текстом

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Французский экономист Жорж Андерия подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет – в период то рождения Иисуса до смерти Леонарда да Винчи, затем снова удвоился уже за 250 лет, опять удвоился к началу XX в. И в очередной раз удвоился за семь лет (1967-1973). Становится ясно, что на сегодняшний день особое значение приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования не только детей, но и взрослых.

Если человек удовлетворен теми знаниями, которые он получил, и со вздохом облегчения говорит: «Все, учеба закончена. Теперь я вольная птица. Больше можно не просиживать за книжками, » -  это очень печально. Выходит, что человек остановился в развитии, не получает новые знания. Он не просто стоит на обочине, а откатывается назад по отношению к миру, движущемуся вперед.

Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы чуть-чуть впереди. И лучший способ для этого – самообразование.


Вопросы.

  1. Что происходит с объемом информации год от года, по мнению автора?

  2. Почему автор настаивает  на необходимости заниматься образованием, самосовершенствованием не только детям, но взрослым?

  3. Зачитайте из текста, что грозит человеку, который отказывается приобретать новые знания?

  4. Продолжите предложение: «Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны….»


2. Работа с материалом учебника

- Один мудрец сказал: «Не тот умен, кто все знает – все знать невозможно, а тот, кто знает, где и о чем можно прочитать». Современное образование невозможно без книг. Есть ли у вас любимая книга? Откуда она у вас появилась?

Работа со схемой учебника на с. 60

- На 60 странице учебника вы видите схему «Как получить нужную книгу».  Изучив данную схему, отметьте, все ли способы получения нужной  книги вы  знаете.

- Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть и еще очень долго будет основным источником знаний для людей. Ничто не может заменить значение книги. Именно поэтому для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг,  для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы.


Предания гласят, что византийская принцесса Софья Палеолог, выходя замуж за московского великого князя Ивана III, привезла на Русь как приданое библиотеку, которую много веков собирали императоры Восточной Римской империи. Чтобы сохранить ее в деревянной Москве, где пожары были нередки, будущая бабка Ивана IV Грозного призвала итальянского архитектора Фиораванти, который построил под Кремлем подземный ход и каменный бункер для книг. Как пробраться в заветный тайник, знали только сами великие князья и особо приближенные слуги. Но после смерти Ивана Грозного началось Смутное время, во время голода и гражданской войны все посвященные в тайну погибли. Так и пылятся где-то в подземельях Москвы неизвестные поэмы Гомера, труды Аристотеля, Платона и древнейшие Евангелия. Кто знает, может быть, именно вы сумеете отыскать эту библиотеку.

Сегодня наши возможности значительно возросли благодаря появлению электронных - С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета. В отношении последних, следует сказать, что вместе с явными достоинствами, они содержат в себе и не менее явные недостатки. Какие?



- Пополнить и обновить знания нам помогают и научно- популярные журналы. Какие из них вам известны?


Изучение информации о журналах «Юный натуралист» и «Юный техник»с. 61- 62


3.Практическая работа

Анализ журналов , извлечение новой информации из него.

4.Работа с текстом учебника

- Говорят «Человек сам кузнец своего счастья». Что же стоит за этими словами? Прочитайте текст на с. 62 «Самообразование – путь к успеху», докажите это.

4. Закрепление темы урока

- Выполните задание «В классе и дома» стр. 64.

- Только ли знания по разным предметам дает вам школа?


5. Домашнее задание:

П.7; «3» принести и рассказать о любимой книге

«4» принести и рассказать о журнале, какие новые знания он позволяет получить

«5» познакомиться с материалом одного из сайтов, названных на стр. 62-63, рассказать, какие материалы этого сайта и как могут быть полезны ученику школы.





Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Французский экономист Жорж Андерия подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет – в период то рождения Иисуса до смерти Леонарда да Винчи, затем снова удвоился уже за 250 лет, опять удвоился к началу XX в. И в очередной раз удвоился за семь лет (1967-1973). Становится ясно, что на сегодняшний день особое значение приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования не только детей, но и взрослых.

Если человек удовлетворен теми знаниями, которые он получил, и со вздохом облегчения говорит: «Все, учеба закончена. Теперь я вольная птица. Больше можно не просиживать за книжками, » -  это очень печально. Выходит, что человек остановился в развитии, не получает новые знания. Он не просто стоит на обочине, а откатывается назад по отношению к миру, движущемуся вперед.

Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы чуть-чуть впереди. И лучший способ для этого – самообразование.


Вопросы.

  1. Что происходит с объемом информации год от года, по мнению автора?

  2. Почему автор настаивает  на необходимости заниматься образованием, самосовершенствованием не только детям, но взрослым?

  3. Зачитайте из текста, что грозит человеку, который отказывается приобретать новые знания?

  4. Продолжите предложение: «Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны….»





Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Французский экономист Жорж Андерия подсчитал, что объем информации удвоился за 1500 лет – в период то рождения Иисуса до смерти Леонарда да Винчи, затем снова удвоился уже за 250 лет, опять удвоился к началу XX в. И в очередной раз удвоился за семь лет (1967-1973). Становится ясно, что на сегодняшний день особое значение приобретает проблема постоянного образования, самосовершенствования и самообразования не только детей, но и взрослых.

Если человек удовлетворен теми знаниями, которые он получил, и со вздохом облегчения говорит: «Все, учеба закончена. Теперь я вольная птица. Больше можно не просиживать за книжками, » -  это очень печально. Выходит, что человек остановился в развитии, не получает новые знания. Он не просто стоит на обочине, а откатывается назад по отношению к миру, движущемуся вперед.

Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы чуть-чуть впереди. И лучший способ для этого – самообразование.


Вопросы.

  1. Что происходит с объемом информации год от года, по мнению автора?

  2. Почему автор настаивает  на необходимости заниматься образованием, самосовершенствованием не только детям, но взрослым?

  3. Зачитайте из текста, что грозит человеку, который отказывается приобретать новые знания?

  4. Продолжите предложение: «Чтобы вам сопутствовал успех, вы должны….»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!