Суязова И.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»
Воронежской области
Проверочная работа
по ЛИТЕРАТУРЕ
8 класс (по демоверсии - 2025)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по литературе отводится один урок (не более 45 минут). Работа включает в себя 6 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. Если Вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, словарями, текстами художественных произведений, литературоведческими материалами и критическими работами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Вариант 1
1. Как называется драматический жанр, характеризующийся широким использованием комических и сатирических приёмов?
2. Как называется высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: "Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился". Он и спрашивает меня: "Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?" – "Так точно, - говорю, - герр комендант, много". - "А одного тебе на могилу хватит?" - "Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется".
Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься". - "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял, положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!"
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю". Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает: "Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать". Надул он щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче.
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...
Вышел я из комендантской на твердых ногах, а во дворе меня развезло. Ввалился в барак и упал на цементованный пол без памяти. Разбудили меня наши еще в потемках: "Рассказывай!" Ну, я припомнил, что было в комендантской, рассказал им. "Как будем харчи делить?" - спрашивает мой сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну", - говорю ему. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку, каждую крошку брали на учет, ну, а сала, сам понимаешь, - только губы помазать. Однако поделили без обиды. (М. Шолохов. Судьба человека).
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое обозначает «то, что дается из жалости, из милости; подаяние, пожертвование».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры | средства выразительности |
А) Прямо передо мною сидит полупьяный Мюллер, пистолетом играется, перекидывает его из руки в руку, а сам смотрит на меня и не моргнет, как змея. | 1) разговорное слово |
Б) Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. | 2) эпитет |
В) Те тоже рассмеялись, стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то иначе на меня поглядывают, вроде помягче. | 3) гипербола |
| 4) сравнение |
5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст рассказа. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Объясните, в чём смысл победы Соколова в поединке с Мюллером.
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему стойкости человека перед лицом испытаний? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.
Вариант 2
1. Как называется трехсложная стопа, в которой ударение падает на третий, последний слог?
2. Как называется художественное направление в литературе XVII – начала XIX в., важнейшей чертой которого является высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и формам античной литературы как к эстетическому эталону?
Прочитайте текст и выполните задания 3–5. |
"Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придётся».
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо. «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!»
Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся… Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет все же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошел, — побоялся ехать: как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой все жмется ко мне изо всех силенок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.
Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внес. Хозяин и хозяйка в акурат дома были. Вошел я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашел я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чем дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву.
Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает ее за подол и говорит: «Тетя, зачем же вы плачете? Папа нашел меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она еще пуще разливается, прямо-таки размокла вся!
После обеда повел я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.
Осторожно положил его на кровать, поехал на элеватор, сгрузил хлеб, машину отогнал на стоянку — и бегом по магазинам. Купил ему штанишки суконные, рубашонку, сандалии и картуз из мочалки. Конечно, все это оказалось и не по росту и качеством никуда не годное. За штанишки меня хозяйка даже разругала. «Ты, — говорит, — с ума спятил, в такую жару одевать дитя в суконные штаны!» И моментально — швейную машинку на стол, порылась в сундуке, а через час моему Ванюшке уже сатиновые трусики были готовы и беленькая рубашонка с короткими рукавами.
Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его, но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…
Перед рассветом проснулся, не пойму, с чего мне так душно стало? А это сынок мой вылез из простыни и поперек меня улегся, раскинулся и ножонкой горло мне придавил. И беспокойно с ним спать, а вот привык, скучно мне без него. Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя… (М.А.Шолохов. «Судьба человека»)
3. Выпишите из приведённого фрагмента слово, которое обозначает «большой продолговатый открытый сосуд для стирки белья и других домашних надобностей».
4.Установите соответствие между примерами из текста и названиями средств художественной выразительности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры | средства выразительности |
А) Закипела тут во мне горючая слеза | 1) сравнение |
Б) Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. | 2) эпитет |
В) Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! | 3) фразеологизм |
| 4) гипербола |
5. Дайте развёрнутый ответ на задание 5. Старайтесь чётко отвечать на поставленный вопрос, следите за логикой своих рассуждений, опирайтесь на текст срассказа. Объём высказывания – не менее 50 слов.
Объясните, какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова.
6. Напишите мини-сочинение. Старайтесь чётко отвечать на поставленные вопросы, следите за логикой своих рассуждений. Опирайтесь на текст выбранного Вами произведения. Объём высказывания – не менее 80 слов.
Какое литературное произведение, рассмотренное в этом году на уроках или прочитанное самостоятельно, раскрывает тему отражения реальных исторических событий? Чему именно научило вас это произведение? Дайте развёрнутый ответ, опираясь на текст выбранного вами произведения.
Ответы
| 1 | 2 | 3 | 4 |
вариант 1 | комедия | кульминация | подачка | 421 |
вариант 2 | анапест | классицизм | в корыте | 213 |
Система оценивания проверочной работы
При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки не учитываются. |
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2 и 3 оценивается 1 баллом.
Правильный ответ на задание 4 оценивается 2 баллами.
Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе не указана одна необходимая цифра или указана лишняя цифра), выставляется 1 балл;
если в ответе допущено две ошибки и более, то выставляется 0 баллов.
Задание 5
Указания по оцениванию | баллы |
Ответ объёмом менее 50 слов оценивается 0 баллов |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации |
* Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст фрагмента» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании текста | 2 |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 |
К2. Опора на текст фрагмента |
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён | 2 |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста произведения | 0 |
К3. Умение строить связное высказывание | |
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Задание 6:
Указания по оцениванию | баллы |
Ответ объёмом менее 80 слов оценивается 0 баллов |
К1. Понимание текста, проявление начальных умений интерпретации |
* Если при оценке понимания текста, проявления начальных умений интерпретации ставится 0 баллов, то ответ по критериям «Опора на текст произведения», «Умение строить рассуждение» и «Умение строить связное высказывание» оценивается 0 баллов |
Дан верный ответ, свидетельствующий о понимании привлечённого для ответа текста | 2 |
Дан в целом верный ответ, но содержащий упрощённое понимание привлечённого для ответа текста или отдельные негрубые интерпретационные искажения | 1 |
Ответ не дан. ИЛИ Дан неверный ответ | 0 |
К2. Опора на текст произведения |
Текст использован уместно, в соответствии с содержанием ответа; проявлены начальные умения комментирования; текст произведения не искажён | 2 |
Текст в целом использован уместно, в соответствии с содержанием ответа, но начальные умения комментирования не проявлены, И/ИЛИ допущено незначительное искажение текста произведения | 1 |
Текст не использован. ИЛИ Текст использован неуместно, И/ИЛИ существенно искажено содержание текста изведения | 0 |
К3. Начальные умения строить рассуждение |
Сочинение построено на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулированы суждения | 2 |
Предприняты попытки, построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения, но допущены отдельные неточности в построении текста-рассуждения | 1 |
Отсутствуют попытки построить текст на основе выдвижения тезиса и приведения аргументов, сформулировать суждения; умение строить рассуждение не проявлено | 0 |
К4. Умение строить связное высказывание |
Ответ представляет собой связное высказывание, логические ошибки отсутствуют, речевые ошибки единичны и не влияют на понимание содержания ответа | 1 |
Ответ не является связным высказыванием. ИЛИ Логические ошибки И/ИЛИ речевые ошибки существенно затрудняют понимание ответа | 0 |
Максимальный балл | 7 |
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный первичный балл за выполнение работы − 17.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–8 | 9–11 | 12–14 | 15–17 |